Деревянные мосты

1 стр. из 1

В последнее время в Европе возрождается строительство деревянных мостов. Успешный опыт строительства современных деревянных пешеходных мостов позволил проектировщикам продвинуться в своей деятельности еще на шаг вперед. Многочисленные мосты, предназначенные для движения различного транспорта, в течение долгого времени создаваемые из стали и железобетона, в настоящее время успешно строятся из дерева. Современные технологии деревянного строительства позволяют применять деревянные конструкции при строительстве различных вариантов мостов.

С развитием технологии про­изводства клееных деревянных конструкций строительство деревянных мостов стало чрезвычайно популярным, так как они имеют более эстетичный вид и, что немаловажно, благоприятно влияют на окружающую среду в отличие от мостов, построенных из других, более традиционных строительных материалов. Элементы конструкции, изготовленные из сырьевой древесины, имеют ряд недостатков, например, неоднородность и нестабильную прочность, что нельзя сказать о клееных деревянных конструкциях, которые изготавливаются в заводских условиях и обладают достаточной прочностью для того, чтобы быть использованными в строительстве. Возможность изготовления клееных конструкций большого поперечного сечения активизировала применение деревянных элементов в строительстве.

С увеличением масштабов использования клееной древесины в строительстве деревянных мостов стало проводиться множество исследований их механических характеристик. Однако существующие исходные данные по статическим и динамическим характеристикам, к примеру, больших автодорожных мостов с одностоечной ферменной конструкцией еще недостаточны.

На сегодняшний день мосты являются одной из самых востребованных сфер применения технологий строительства деревянных сооружений. Тип моста обычно зависит от экономических и технических возможностей. В Центральной Европе до сих пор эксплуатируются сотни старинных деревянных мостов с металлическими либо столярными соединениями, что прежде всего говорит о долговечности конструкций подобного рода.

Ярким примером архитектуры и применения технологий строительства современных деревянных мостов является мост, построенный через реку Вихантасалми в Мянтухарью в Финляндии, который считается одним из самых широких автодорожных мостов в мире. Конструкция данного моста представляет собой одностоечную ферму с металлическими соединениями; для проезжей части использованы составные деревянные, бетонные и стальные конструкции. Этот мост был награжден премией Wood Award в 2000 г. Этот мост был построен на месте старого стального моста и является еще одним примером дере­вянного мостостроения. В совокупности пять пролетов моста, две небольших секции по 21 м и три больших пролета по 42 м, составляют 168 м. Дорожное полотно в ширину составляет 11 м. Несущая деревянная конструкция моста выполнена из клееной древесины, а при строительстве настила моста использовалась комплексная конструкция из дерева и бетона. Опорой для крайних частей моста служит лишь грунтовое основание. Специальные приспособления были изготовлены для соединения деревянных несущих конструкций с составным настилом моста. Предполагаемый срок эксплуатации моста -100 лет.

Пешеходный и предназначенный для неинтенсивного движения мост, построенный на новом участке автомагистрали в Тойале, представляет собой уникальную арочную конструкцию. Для строительства дорожного полотна и ферменной части конструкции моста использовалась клееная древесина.

Невозможно также оставить без внимания пешеходный мост Леонардо, построенный из норвежской ели через автотрассу Е-18, связывающую Осло и Стокгольм, вблизи местечка Аас в Норвегии, в 2001 г. Этот мост был построен по рисунку, выполненному великим итальянским художником Леонардо да Винчи в 1502 г. по заказу турецкого султана Баязета II, который хотел построить мост через залив Золотой Рог в устье пролива Босфор в Стамбуле. Его длина должна была составить 240 м. Но проект Леонардо да Винчи так и не был осуществлен. Лишь спустя 500 лет норвежский художник Вебьорн Санд увидел небольшой рисунок и модель моста Леонардо да Винчи в 1996 г. на выставке, посвященной архитектурным и дизайнерским работам Леонардо да Винчи в Стокгольме, и впоследствии явился инициатором создания моста Леонардо. Уменьшенная копия моста, спроектированного великим мастером да Винчи, представляет собой пешеходную эстакаду, сделанную из дерева, длиной 110 м и шириной 3 м. Было решено построить именно пешеходную эстакаду во избежание каких-либо непредвиденных проблем, связанных с вибрацией, вызываемой автомобильным движением. Планировалось строительство двух копий моста: в камне и дереве. Следуя норвежским традициям мостостроения, для проекта близ местечка Аас в качестве основного строительного материала было выбрано дерево. Этот мост стал настоящей достопримечательностью Норвегии. Три крепких арки, сделанные из клееной древесины, простираются над дорогой и, поддерживая друг друга, служат опорой для четвертой - пешеходного полотна. Сам мост был изготовлен на заводе, а затем собран непосредственно на строительной площадке, причем данная процедура заняла всего несколько дней и не вызвала серьезных проблем с остановкой движения на участке строительства.

Мост Флиса через реку Гломма в Норвегии побил все рекорды автодорожного мостостроения в мире. Его длина составляет 181,5 м. Уже имеющийся успешный опыт применения деревянных конструкций при строительстве мостов послужил для норвежских дорожных властей причиной утверждения дерева в качестве основного строительного материала и для этого проекта. Огромная арочная конструкция, изготовленная из клееного бруса, сегодня возвышается над рекой на месте предыдущего полуразрушенного моста. Одним из основных преимуществ данной конструкции является отлично выдержанная пропорция веса и несущей способности. Мост был построен на опорах старого моста, что позволило сэкономить и деньги, и время. Вертикальная несущая конструкция включает в себя три сегмента, изготовленных из клееного бруса. Основание настила моста выложено толстой и широкой гладко оструганной доской, закрепленной стальными болтами, что обеспечивает неподвижность полотна. На доски было положено асфальтовое покрытие. Защита дерева обеспечивается краской, а также медной листовой обшивкой.

Современный деревянный мост на границе между Акитан и Овернь во Франции, построенный на месте старого моста, которому было более 150 лет, предназначен для интенсивного автомобильного движения в две полосы, а также пешеходного движения. Его несущая способность составляет 12 т. Долговечность и прочность - те характеристики, на которые ориентировались проектировщики при строительстве моста и выборе строительных материалов. Защита, необходимая для деревянных конструкций, исключает возможность разрушительного воздействия на окружающую среду.

Дерево - материал, который издревле применялся в строительстве. Это единственный материал, который не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. На сегодняшний день дерево является конкурирующим строительным материалом наравне с металлом, бетоном и т. п. В мостостроении именно легкие деревянные конструкции позволяют использовать каменные основания старых мостов. Опыт деревянного мостостроения показывает, что затраты на строительство намного меньше, нежели при использовании бетонных и металлических конструкций. Как отмечают эксперты, три основных преимущества дерева перед другими промышленными материалами - экономичность, прочность и долговечность, а также техническое обслуживание и ремонт небольшого объема.

Дата: 14.10.2004
И. Уланова
"ЛесПромИнновации" 3 (3)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!