Ландшафтное оформление кольцевой автодороги (КАД)

1 стр. из 1

В настоящее время проектируется и строится восточное полукольцо КАД (от Московского до Приозерского направления), общей длиной 42,5 км.

В 2001 г. финская фирма LT Consultant разработала концепцию архитектурно-ландшафтного оформления восточного полукольца КАД. Несколько позже специализированная мастерская № 9 ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» выпустила инженерный проект, где были конкретизированы и развиты идеи финской фирмы.

КАД — сложнейшее инженерное сооружение, включающее в себя мосты, эстакады, развязки и целую инфраструктуру обслуживающих элементов (АЗС и т. п.).

Ландшафтно-архитектурный раздел является лишь одной частью большого проектного материала.

Современные требования к автодорогам следующие: дорога должна быть безопасной, скоростной, удобной в ориентировании и красивой. Концепция ландшафтно-архитектурного оформления всецело подчинена этим требованиям.

Восточное полукольцо проходит от шоссе Россия (Московское направление) до Приозерского направления и включает в себя несколько мостов через Неву, Охту, Оккервиль, Муринский ручей, 13 транспортных развязок, эстакады, насыпи, съезды.

Большая часть восточного полукольца расположена вдали от городской структуры, остальная проходит через промзону.

Пейзаж вдоль будущей кольцевой представлен равнинным ландшафтом, частично занятым большими массивами кустарников, иногда тополевыми перелесками или пустырями. При прохождении трассы через Ржевский лесопарк состав растительности сменяется на березняки и ольшаники.
Исходя из этого, в ландшафтно-архитектурном проекте разработаны предложения по созданию высокоэстетичной ландшафтной среды вдоль КАД с использованием общеевропейского опыта.

Основные положения концепции ландшафтно-архитектурного оформления КАД следующие:
 -  создание на открытых участках трассы и развязках, проходящих на открытой местности, обширных посадок деревьев с выделением двух основных пород: «Дерева КАД», встречающего транспорт, идущий из города, и «Дерева Города», встречающего подъезжающих к городу автомобилистов;
 -  разбивка автомагистрали в соответствии с европейской практикой на градостроительные группы качества и привлечение для различных участков КАД архитектурных средств, соответствующих присвоенным им категориям.
 -  объединение всех элементов обустройства КАД на каждом участке трассы с помощью определенного цвета с постепенным изменением предлагаемой окраски от «теплых» тонов к «холодным» по мере продвижения с юга на север;
 -  создание на главных развязках, отнесенных к высшей категории качества, архитектурно-ландшафтных композиций, подчеркивающих их значение в структуре ландшафта (ворота, пирамиды, инсталляции из крупных валунов или металлических конструкций, водоемы и т. п.).
 
Учитывая, что ландшафтные композиции воспринимаются на большой скорости (около 120 км/час), им придаются укрупненные и разнообразные формы не только в плане, но и в объемно-пространственных решениях. Для этого используются посадки из 11 пород деревьев и 7 пород кустарников. Ассортимент подобран таким образом, чтобы подчеркнуть основную идею концепции: «Дерево Города» — «Дерево КАД» и обеспечить переход цветовой гаммы всех элементов КАД от «теплых» к «холодным» тонам. Наиболее полно эти особенности отражены в развязках №7, 10 и 14 как важных узлах восточного полукольца.

КАД местами обрамляется массивными регулярными посадками, предназначенными для скрадывания панорамы ландшафтно невыигрышных зон (промзона, шламовый бассейн, свиноферма и т. п.).

Регулярные посадки деревьев оптически подчеркивают ярко выраженные, изогнутые участки трассы и одновременно смягчают сильное влияние КАД на окружающий ландшафт при взгляде с внешней стороны. Проходящие ниже уровня КАД русла речек и ручьев обрамляются живописными включениями древесных насаждений, что, несомненно, повышает эстетическую оценку окружающего пейзажа. «Деревом КАД» выбрана береза пушистая, «Деревом Города» — породы, согласующиеся с цветовой концепцией. Так, для южной, Московской развязки, предложен дуб черешчатый; для восточной, Мурманской, — ива белая; для северной, Приозерской, — лиственница сибирская.

В соответствии с принятой концепцией каждая из развязок имеет определенное колористическое решение. Так, в южной (№7) цветовая гамма близка к красной. Конструкции ограждений и ворота развязки решены в теплых оттенках красновато- коричневого цвета. Одерновка откосов и газоны выполнены с применением клевера лугового. Восточная (№10) развязка предусмотрена в белой гамме, которую создают посадки ивы белой, снежноягодника и амории ползучей. Северная (№14) развязка решена в синей гамме. Поверхность газонов засеивается сортами фацелии пижмолистной, а общее впечатление дополняют посадки лиственницы сибирской. Породами остальных развязок являются клен остролистный, вяз шершавый, рябина обыкновенная, липа мелколистная.

Архитектурное и цветовое решение шумозащитных экранов, ограждений, рекламных щитов по возможности согласуется с регулярными посадками деревьев и кустарников. Расстояние между деревьями составляет в среднем 7–8 м. Количество рядов — от одного до четырех. Остальные посадки меняются с шагом согласно проекту.

Все элементы дороги делятся на четыре группы качества:
 -  I группа — переход через реку Неву как кульминационное место речного пейзажа с вантовым неразводным мостом.
 -  II группа — крупные транспортные развязки на въездах в город: №14 (северная, Приозерская), №10 (восточная, Мурманская), №7 (южная, Московская).
 -  III группа — переход через р. Охта и подъездные дороги как важные транспортные узлы.
 -  IV группа — окружающий пейзаж.
 
Наиболее интересными являются предложения по ландшафтно-архитектурным решениям развязок № 7, 10 и 14. Так, южная, Московская развязка (№7), выбрана для наиболее значительного ландшафтного произведения искусства. Это продиктовано ее ролью как важнейшего узла на въезде в Санкт-Петербург. Темой является 300-летняя история Санкт-Петербурга. Произведение представляет собой три конструкции, аллегорически отображающие три века строительной культуры, установленные на трех земляных холмах, цвет которых отражает идейно-политический дух века.

Таким образом, КАД, как достаточно выразительное архитектурное сооружение, призвана способствовать улучшению безликих ландшафтов городских окраин за счет фасадов протяженных эстакад, образующих урбанизированную «городскую стену XXI века».

Дата: 15.10.2004
В. Н. Пащенко
"Петербургский строительный рынок" 10 (74)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!