Бетон — дело тонкое

1 стр. из 1

От качества железобетонных конструкций и их главного составляющего, бетона, зависит прочность, долговечность и экологичность зданий и сооружений. О факторах, влияющих на качество бетонной смеси, секретах производства товарного бетона различной прочности, его классификации и характеристиках, а также многом другом мы говорили с заместителем генерального директора по качеству ОАО «Объединение 45» Игорем РЫЖОВЫМ. «Объединение 45» является крупнейшим в Санкт-Петербурге производителем бетонных и растворных смесей.

— Игорь Николаевич, недавно ваша компания выполнила поставку высокопрочного бетона класса В60. В чем его уникальность? Какие еще классы бетона вы производите?

— Примерно пятнадцать лет тому назад в нашей стране были отменены существовавшие долгое время марки бетона, и в соответствии с европейской терминологией мы перешли на классы бетона. Однако остались неизменными ГОСТы, в которых классы соответствуют маркам данной продукции и указаны характеристики прочности для каждого типа бетона. Например, бетон класса В60 соответствует марке М800 с прочностью 78,6 МПа или 786 кгс/кв. см. В ГОСТе 26633-91 представлены все классы бетона — от В3,5 до В80. Наша компания производит бетон класса от В3,5 до В60. Планируем выпускать В70 и В80. Прочность последнего достигает 100 мегапаскалей или 1000 кг на квадратный сантиметр. Но, как известно, нет предела совершенству: в странах Западной Европы и в Японии уже выпускают бетон, который способен выдержать нагрузку в 150 МПа и соответствует классу В120. Сразу оговорюсь, что такой бетон применяется очень редко, он слишком специфичен и достаточно сложен в производстве.

Уникальность смеси В60 заключается в ряде факторов. Прежде всего в правильности подбора состава, ведь любой бетон не что иное, как рационально подобранная смесь, состоящая из вяжущих компонентов (цемента), заполнителей (песка и щебня), воды и специальных добавок. Необходимы качественные заполнители. К примеру, песок должен быть просеянным, включать все фракции и соответствовать ГОСТу по рассеву и модулю крупности (2,2–2,4). Кстати, рассев песка и щебня также происходит по государственным стандартам. Нужен высокомарочный цемент и качественные добавки — пластификаторы и суперпластификаторы. Мы используем отечественные и импортные добавки, которые позволяют снизить водоцементное отношение и получить подвижную смесь. Остановлюсь на этом подробнее. Дело в том, что не вся вода, добавляемая в бетонную смесь, вступает в реакцию с цементом. Часть ее испаряется через поры, напрямую влияющие на прочность бетона. Таким образом, чем меньше пор или пустот образуется в смеси (полностью избежать их появления невозможно), тем выше качество самого бетона.

В Европе добавки производятся в основном Германией, Швецией, Финляндией. Наши суперпластификаторы С3 и «Легнопан», выпускаемые Москвой и Кингисеппом, по своим характеристикам практически не уступают импортным и при этом они значительно дешевле.

Большую роль играет удобоукладываемость бетонной смеси. В соответствии с ГОСТом существует пять характеристик подвижности смесей: от П1 до П5, по нарастающей. Десять лет назад выпускались смеси с подвижностью П2. Сегодня строители предпочитают более высокую удобоукладываемость бетонной смеси на конструкцию и заказывают бетонную смесь для работы, имеющую подвижность П3 или П4. Одна из главных задач производителей — приготовить смесь, которая сохранит свою подвижность в течение всего времени доставки на объект заказчику и после заливки сможет обеспечить требуемую прочность железобетонных и бетонных конструкций.

Подвижность определяется в лабораторных условиях следующим образом: в конус высотой 30 см заливается смесь, через 5–7 секунд конус поднимают и по осадке растекшейся смеси определяют уровень подвижности. Таким образом, подвижностью бетонной смеси является ее способность растекаться и заполнять форму под действием собственной тяжести.

— Каков уровень востребованности высокопрочного бетона сегодня на рынке Санкт-Петербурга?

— Пока невысокий. Однако ситуация может серьезно измениться с переходом на столичный принцип застройки: 30–40-этажные жилые дома, бизнес-центры типа «Москва-сити» и т. д. Помимо высотных зданий бетон класса В50-В80 применяется в мостостроении, метростроении, а также в регионах с нестабильной сейсмичностью.

Таким образом, высокопрочный бетон стараются использовать в конструкциях, испытывающих повышенные динамические нагрузки, либо в монолитных конструкциях. При проектировании любого сооружения учитываются все нагрузки: снеговая, ветровая, нагрузки от материалов, оборудования и людей. Всё это суммируется, после чего высчитывается необходимая прочность конструкций и определяется класс бетона. Применение высокопрочного бетона дает возможность уменьшить размеры поперечного сечения конструкций или увеличить их несущую способность.

У нас смесь бетона В60 заказывают редко, в том числе и по причине цены (его стоимость примерно на 40% выше стоимости обычной смеси). Могу сказать, что на настоящий момент «Объединение 45» совершило всего несколько отгрузок высокопрочного бетона. Основные типы бетона, которые мы выпускаем ежедневно, — это В25, В30 (в основном применяемый сегодня в строительстве) и В35. Один раз в неделю отгружаем смесь В45. Хочу заметить, что далеко не все компании в Петербурге имеют возможность выпускать качественный бетон. Я могу поручиться лишь за двух производителей — это «Метробетон» и «Бетомикс».

— Игорь Николаевич, в чем заключалась основная идея «Проекта 45»?

— Производство качественного товарного бетона и его доставка заказчику в течение 45 минут. Этот временной отрезок является, если можно так выразиться, классическим периодом твердения бетонной смеси без специальных добавок. Расположение наших узлов по производству бетона позволяет доставить заказ в любую точку города за указанный промежуток времени. На настоящий момент наша сеть включает в себя 7 заводов, расположенных в Лахте, Парнасе, Уманском переулке, на Дальневосточном проспекте, Химическом переулке, на Благодатной улице, а также на углу проспектов маршала Жукова и Казакова.

Нашим клиентам прежде всего выгодно то, что мы можем доставить за короткий промежуток времени идеальную для заливки смесь. Сеть заводов «Объединения 45» позволяет выполнять и большие заказы — за те же 45 мин. мы доставим адресату 500 куб. м бетона и более. Наша компания имеет возможность выполнять практически круглосуточные поставки. Недавно отгрузили 1500 кубометров за 28 часов непрерывной работы отдельно взятого завода. Еще 1000 куб. м было отгружено с трех заводов за 10 часов. С изрядной долей уверенности можно назвать эти сроки своеобразным рекордом. В принципе, все зависит от клиента — способен ли он обес-печить прием товара в таких, не побоюсь этого слова, экстремальных условиях.

Кроме того, наша сеть производственных площадей всегда дает возможность подстраховки, если по каким-то причинам один из узлов вышел из строя. Товар незамедлительно будет доставлен заказчику с другого ближайшего завода.

— Ленинградская область обделена вашим вниманием?

— Отнюдь. Недавно мы выполнили поставку порядка 1300 куб. м в поселок Гранит-Кузнечное, расположенный в 180 км от города. Заказ был выполнен в течение месяца. Мы также работаем с Тихвином (несколько раз в месяц туда отгружается от 80 до 100 куб. м бетонной смеси за день) и с Усть-Лугой ( объем поставки — 200 куб. м).

— Планируется ли строительство бетонных заводов в области?

— На сегодняшний день нет. Основные наши заказчики находятся в городе, и прежде всего мы ориентируемся на Петербург.

— Каким образом осуществляется контроль качества выпускаемой продукции?

— Каждый узел имеет свою лабораторию. Персонал лаборатории во главе с начальником отслеживает качество бетонной смеси, осуществляет входной контроль материалов. Постоянно ведется работа над новыми составами, результаты затем внедряются в производство. Повсеместно установлено компьютерное обес-печение производственных мощностей. В программу заносятся данные о составе бетонной смеси с точной дозировкой цемента, воды и заполнителей, данные об уровне влажности компонентов. Определяется фактический расход материалов с точностью до 2%. После соответствующей команды машина корректирует состав и берет на себя управление дозаторами, открывая и закрывая их по мере необходимости. Далее компоненты взвешиваются и перемешиваются между собой. Таким образом, современные технологии позволяют достичь точности дозировок всех компонентов. Ведь от этого зависит прежде всего качество приготовляемой бетонной смеси. В каждой лаборатории установлен испытательный пресс, на котором осуществляется контроль прочности бетона.

Я в свою очередь стараюсь в течение недели-двух посетить все заводы и лично проконтролировать процесс производства.

— Как происходит обмен информацией между узлами?

— С помощью оптоволоконной сети, которая охватывает все производственные точки. Заявки от клиентов поступают в отдел обслуживания, расположенный на Дальневосточном проспекте, рассматриваются менеджерами и далее рационально рапределяются по заводам. В течение дня на Дальневосточный стекается вся информация о количестве отгруженного бетона по каждому узлу. На ее основе мы ведем ежедневный реестр, в котором указываются данные о выполненных заказах: объем отгрузки, время, номера накладных, данные о клиентах и т.д. Наши заказчики также имеют доступ в эту сеть для собственного учета расходов.

— Игорь Николаевич, какова доля «Объединения 45» на городском рынке бетонных и растворных смесей?

— ОАО «Объединение 45» создано на основе двухлетнего опыта развития и как юридическое лицо зарегистрировано в июле нынешнего года. На настоящий момент мы охватываем около 25% рынка. Наш ближайший конкурент занимает 15%. К 2006 г.«Группа ЛСР», куда входит наша компания, планирует занять долю в 50% рынка бетона в Санкт-Петербурге. Могу сказать, что общая сумма инвестиций «Группы ЛСР» в развитие производства бетона сегодня превышает $11млн.

Разумеется, лидерство завоевывается не легко. Я ни в коем случае не за монополизацию рынка и тем не менее хочу отметить следующий факт. В разгар сезона строительных работ, летом, в городе появляются небольшие предприятия-однодневки. Выпуская некачественные бетонные смеси по низким ценам они демпингуют цены на рынке и своим недобросовестным отношением к делу косвенно влияют на репутацию крупных производителей.

— Каковы основные направления деятельности «Группы ЛСР»? Какие компании объединяет этот холдинг?

— Наш холдинг один из крупнейших на Северо-Западе России. В него входят 22 предприятия, среди которых можно особо отметить строительную корпорацию «Возрождение Санкт-Петербурга», ООО «Гатчинский ДСК», ЗАО НПО «Керамика», ЗАО ПО «Баррикада» и ОАО «Рудас». Некоторые из них в свою очередь являются более мелкими холдингами. На предприятиях работает 12 тыс. человек. Сферы интересов холдинга — девелопмент, строительство, производство общестроительных и добыча нерудных строительных материалов, транспортно-механизированные услуги и др.

—Каковы планы и задачи компании на перспективу?

— К новому году планируем открыть новый современный узел на Парнасе. Его производительность, по расчетам, должна составить 120 куб. м бетона в час. Проведена модернизация всех семи заводов, начиная с «первенца» на Химическом переулке. Ввод новых мощностей и модернизация уже существующих позволяют значительно снизить затраты на производство и одновременно поднять производительность. К примеру, персонал современного узла составляет всего 5 человек вместо 20-ти положенных по штату. Мы не стоим на месте. Ведутся работы над запуском в производство высокопрочного бетона класса В100. Последнего пока еще нет даже в ГОСТе. Однако, нас это не смущает…

Дата: 15.10.2004
Алексей Мальцев
"Петербургский строительный рынок" 10 (74)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!