|
|||||
1 стр. из 1 Рынок аренды строительных машин и оборудования определяется динамикой развития строительного комплекса в целом. Учитывая положительные тенденции в развитии строительной отрасли в России за последние несколько лет, сегодня можно с изрядной долей оптимизма рассматривать перспективы данного бизнеса в нашей стране. Сегодня в экономически развитых странах строительные подрядчики все в меньшей степени чувствуют необходимость в приобретении машин и оборудования в собственность, осознавая, что ведение бизнеса на основе оперативного лизинга или, проще говоря, аренды более выгодно, нежели держать на своем балансе парк техники и сервисные службы. Какова ситуация на рынке аренды строительной техники в России, попробуем разобраться. Развитие рынка аренды в стране зачастую характеризуется двумя показателями: ростом годовых доходов от аренды в денежном выражении, а также ростом стоимости машин и оборудования, приобретаемых для сдачи в аренду за год. В свою очередь, годовые доходы от аренды в денежном эквиваленте определяются составом парка техники, сдаваемой в аренду, составом сопутствующих услуг, годовой наработкой сдаваемых в аренду машин и, наконец, арендными ставками по всем услугам. Для компаний, работающих на российском рынке, сегодня главной задачей является повышение качества аренды в целом. Невысокие характеристики оборудования и машин, ограниченный набор услуг (часто низкого качества), предоставляемых не в срок, невысокий технический сервис, особенности предоставления аренды, не всегда удобные для клиентов, — со всем этим необходимо бороться. Как? Стоит отметить, что в странах Европы и США вопросам аренды все большее внимание уделяют крупные машиностроительные компании. Это обусловлено тем, что при небольших сроках сдачи в аренду (3–5 лет) и развитом вторичном рынке аренда становится прежде всего эффективной формой продажи новой техники. Этим обстоятельством можно объяснить создание собственных сетей арендных предприятий известных всему миру производителей: Caterpillar, Volvo, Atlas Copco и др. Парк машин, используемый российскими строительно-монтажными организациями, имеет значительный моральный и физический износ. Импортная техника составляет не более 20–25%. Лишь небольшое количество российских предприятий имеет доступ к современным технологиям. В развитых странах в аренду предоставляются машины и оборудование со сроком эксплуатации не более 5 лет в основном известных фирм-производителей. В РФ зачастую предлагается техника с невысокими характеристиками и со значительной наработкой. Можно утверждать, что с позиции государственных российских интересов только высококачественная аренда является наиболее эффективным путем (по сравнению с финансовым лизингом и приобретением машин в собственность) по техническому перевооружению строительно-монтажных организаций. С другой стороны необходима эффективная организация работы арендных предприятий. Предприятие должно постоянно стремиться концентрировать усилия на целевом сегменте рынка, под которым подразумеваются реальные и потенциальные клиенты и который обес-печивал бы наибольшие объемы реализации услуг по аренде, и для которого можно было бы реализовать возможности наибольшей потребительской ценности товара. Товар предприятия должен быть конкурентноспособным как по составу и качеству, так и по цене. Собственно товар может включать: основные услуги по предоставлению конкретных машин (оборудования) на определенный срок в аренду; сопутствующие услуги — управление машинами, технический сервис, транспортировка машин к месту эксплуатации и обратно, монтаж и демонтаж машин на территории клиента; вспомогательные услуги — подбор моделей машин и сменного оборудования, разработка рекомендаций по эффективному и безопасному использованию техники, инструктаж обслуживающего персонала. Часть перечисленных услуг может не входить в товар арендного предприятия, часть может предоставляться по потребности, часть обязательно. Как правило, обязательно предоставляются услуги по сервису. Они выполняются с целью достижения высокой эксплуатационной надежности машин, а также обеспечения сохранности техники у клиента и, соответственно, высокой ликвидной стоимости. Конкурентоспособность товара непосредственно связана с его качеством. При этом требования к составу и качеству товара должны периодически пересматриваться. Следует постоянно контактировать с потребителями с целью выявления их потребностей, а также уделять значительное внимание оценке товаров конкурентов. Необходимо постоянное изучение опыта передовых западных компаний. Главный элемент товара арендного предприятия — парк сдаваемых в аренду машин и комплекты сменного оборудования. В составе парка могут находиться как машины, являющиеся собственностью предприятия, так и взятые им в субаренду для последующей передачи в аренду. Последнее широко используется в практике преуспевающих западных компаний, ориентирующихся на максимальное удовлетворение потребностей клиентов. К составу парка техники могут предъявляться следующие требования: обеспечение условий арендатора по выполнению работ с определенными технологическими параметрами и с учетом высоких показателей производительности, себестоимости и качества работ; выполнение целей арендного предприятия на конкретный период времени; наличие стабильного спроса со стороны потребителей (при эффективной маркетинговой поддержке); высокой авторитет изготовителей техники у целевых потребителей. Каждая единица техники должна по возможности иметь максимально высокие показатели надежности, комфортабельности работы оператора, универсальности, экономичности, приспособленности к различным природно-климатическим условиям, транспортабельности. Необходима максимально возможная унификация машин в парке по агрегатам, деталям, ГСМ. Также следует выбирать изготовителей, у которых наилучшим образом обеспечиваются поставка запчастей и высококачественная сервисная поддержка, а также предоставляются льготы по приобретению. Сегодня существует несколько направлений развития аренды в России: создание зарубежными компаниями арендных предприятий со 100% иностранным капиталом; предоставление услуг по аренде дилерами ведущих зарубежных компаний; создание арендных организаций в составе крупных строительно-монтажных объединений; создание арендных подразделений лизинговыми предприятиями. Ситуацию на рынке аренды строительной техники нам прокомментировал генеральный директор компании «Рамирент Машинери» Григорий Валерьевич Гриф. «Наша компания представляет в Петербурге финский концерн «Рамирент» и имеет стопроцентный иностранный капитал. Концерн «Рамирент» является компанией номер два по обороту и объемам предоставления в аренду строительной техники на территории Северной и Восточной Европы. Хочу заметить, что в европейских странах «Рамирент» предлагает своим клиентам комплексные поставки оборудования и техники для снабжения объекта «под ключ» до ввода его в эксплуатацию. В России подобная услуга пока еще не развита, и соответственно цель нашей компании — максимально удовлетворить запросы клиентов в данной области. Мы постоянно расширяем ассортимент собственного парка начиная с тяжелой техники и заканчивая ручным и механизированным инструментом. В первую очередь это направлено на комплексное удовлетворение потребностей арендаторов. Кроме того, такой подход, я считаю, позволяет повысить стабильность работы арендного предприятия, так как спрос на крупную технику или специфическое оборудование не всегда устойчив. Мы, являясь представителями зарубежного концерна, тем не менее выступаем не просто как посредники между производителем и потребителем. Наша компания предлагает арендаторам достаточно широкий ассортимент машин и оборудования известных зарубежных фирм, таких как Dynapac, Volvo, ABG, GROVE, JCB и других, с предоставлением полного спектра услуг: транспортировка, монтаж и сервисное обслуживание оборудования на территории арендатора. Кроме того, мы поможем клиенту совершить оптимальный выбор моделей машин и сменного оборудования, подберем необходимую техническую документацию и осуществим инструктаж обслуживающего персонала. На сегодняшний день наша база данных содержит более 1000 компаний, из которых 70% являются постоянными клиентами, и наиболее крупные: ОАО «Перспектива», «Фасад», «Сфинкс», «Вега 2000», «Ренессанс Констракшн». В европейских странах рынок арендных услуг каждый год увеличивается на 5–6%. В Великобритании сегодня лишь 20% техники является собственностью строительных компаний, в Северной Европе отдано в аренду от 40 до 50% машин и оборудования. В течение ближайших пяти лет рынок аренды в Европе увеличится в два с лишним раза, в США — в 1,5 раза. Эти цифры говорят сами за себя. Коль скоро Россия во многих областях идет по общеевропейскому пути развития, стало быть, и рынок аренды в нашей стране будет развиваться и расширятся в дальнейшем, причем неплохими темпами. Конечно, при условии высокого качества услуг и техники — главных инструментов предприятий-арендодателей. При выполнении этих условий преимущества аренды в России, в том числе и перед финансовым лизингом, становятся прозрачными. Прежде всего у клиента нет необходимости содержать собственную сервисную службу, занимающуюся ремонтом и обслуживанием техники. Приобретение машин и оборудования напрямую или через лизинг ведет к увеличению балансовой стоимости предприятия, что не всегда является положительным моментом. С каждым годом нарастают объемы морально устаревших и физически изношенных машин, механизмов, оборудования. Воспользовавшись арендой, строительная компания может обновлять парк техники с необходимой для нее периодичностью и таким образом оптимально использовать собственные денежные средства. В любом случае клиенту удобней будет взять в аренду, например, каток фирмы Dynapac, поработать на нем, оценить преимущества этого производителя, а потом уж решиться на покупку новой техники. Аренда выгодна и в условиях нестабильности заказов на строительство или нестабильности строительного рынка в целом. Организациям со стабильным объемом долгосрочных заказов (5–10 лет), осуществляющим разные виды строительных работ — от благоустройства территории и до отделки помещений, будет целесо-образнее взять машины и оборудование в наем. С другой стороны, для крупных компаний, имеющих собственные сервисные службы и задействованных, к примеру, исключительно в дорожном строительстве, возможно правильным с экономической точки зрения выходом станет финансовый лизинг либо прямое приобретение техники»… В общем и целом, аренда позволяет получить потребителю следующие выгоды: использовать необходимое оборудование, которое предприятие не может позволить приобрести в собственность, в противоположном случае — опробовать машину или определиться с выбором модели до принятия решения о покупке; увеличить материально-техническую базу предприятия без дополнительных капитальных вложений и одновременно высвободить капитал для более оптимального его использования; увеличить производственные мощности компании в пиковые периоды; не иметь долговых обязательств, связанных с приобретением техники и выплатой процентов за пользование кредитами; исключить затраты, связанные с содержанием сервисных служб (помещений и персонала) и запаса сменного оборудования и инструментов; получить доступ к высокопроизводительным технологиям. Справка. Проекты создания арендных предприятий в России просчитывают не только частные отечественные и зарубежные инвесторы. Российское дорожное агентство уже заявило о своем намерении построить сеть арендных центров по всей стране и оснастить их современной техникой преимущественно американского и германского производства. На это предполагается потратить около $30 млн. Дата: 15.10.2004 Алексей Мальцев "Петербургский строительный рынок" 10 (74)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||