Бюджет 2005 г.: растут расходы на строительство и капитальный ремонт

1 стр. из 1

Работа по бюджету осуществлялась поэтапно в рамках сложившегося в Санкт-Петербурге бюджетного процесса.

6 апреля 2004 г. постановлением правительства Санкт-Петербурга был утвержден финансовый план Санкт-Петербурга на очередной период — 2005–2007 гг., который в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации стал основой формирования бюджета Санкт-Петербурга на 2005 г.

В дальнейшем, в процессе формирования доходной части проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2005 г., было учтено влияние принятых на федеральном уровне изменений в налоговом и бюджетном законодательстве. Основными составляющими указанных изменений, определившими снижение поступлений в 2005 г. более чем на 3 млрд. рублей, являются:
 -  снижение региональной ставки налога на прибыль организаций на 1,5% (с 19% до 17,5%);
 -  централизация платы за пользование водными объектами в федеральном бюджете;
 -  отмена налога на рекламу.
 
Факторами, которые должны содействовать росту поступлений доходов в бюджет Санкт-Петербурга в 2005 г., являются принятые на федеральном уровне решения в части индексации ставок акцизов и увеличения базовой доходности для субъектов малого предпринимательства, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Тем не менее доходы бюджета Санкт-Петербурга возрастают достаточно существенно. Общая сумма доходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2005 г., как мы уже отмечали, возросла по сравнению с 2004 г. на 25 млрд. рублей, или на 29%, и составила 112 млрд. рублей.

Это связано в первую очередь с развитием экономики в текущем году и оптимистическими взглядами на развитие города в будущем, что позволяет ожидать налоговую отдачу по основным доходным источникам бюджета Санкт-Петербурга:
 -  налогу на прибыль;
 -  налогу на имущество организаций;
 -  налогу на доходы физических лиц.
 
Поступления налога на прибыль составят 23,1 млрд. руб. (+25% к 2004 г., рост на 4,6 млрд. руб.). Поступления от налога на доходы физических лиц составят 35,2 млрд. руб. (+27% к 2004 году, рост на 7,6 млрд. рублей). Такой рост поступлений обусловлен, прежде всего, ростом фонда оплаты труда по основным отраслям экономики.

Кроме того, как утверждают специалисты Комитета финансов, на рост оплаты труда в 2005 г. положительное влияние должны оказать решения федеральных органов власти, направленные на сокращение налоговой нагрузки на экономику, в том числе снижение эффективной ставки ЕСН, и планируемый 20% рост заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений. Ожидается также отдача от принятия городского закона «О минимальном размере оплаты труда в Санкт-Петербурге».

В условиях сокращения возможностей правительства Санкт-Петербурга проводить самостоятельную налоговую политику все более значимыми становятся доходы бюджета неналогового характера.

Новые подходы к управлению государственной собственностью позволят обеспечить в 2005 г. рост неналоговых доходов на 4 млрд. рублей, или на 30% к уровню бюджета текущего года.

Согласно решениям правительства Санкт-Петербурга и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, связанным с изменением законодательства и нормативных документов в сфере реформирования предоставления объектов недвижимости на инвестиционных условиях, доходы бюджета от средств инвесторов на развитие городской инфраструктуры возрастут на 2,7 млрд. рублей, или на 68%, и составят 6,6 млрд. рублей.

Вторым самым значительным по размеру источником неналоговых доходов бюджета является арендная плата. В 2005 г. она составит 47% от суммы неналоговых доходов бюджета — 8,2 млрд. руб.

В проекте бюджета на 2005 г. происходит существенное увеличение дефицита бюджета, который вырос на 4,3 млрд, рублей и составил 8,7 млрд. рублей.

Однако существенное увеличение объема дефицита Комитет финансов не связывает с ростом долга, изменение которого соответствует параметрам, утвержденным в финансовом плане, и составляет 3,5 млрд. рублей.

Увеличение объема дефицита объясняется планируемым увеличением доходов от продажи имущества до 5 млрд. рублей. Значительное увеличение доходов от продажи имущества связано с приватизацией объектов имущества Санкт-Петербурга, в том числе с продажей акций гостиничного хозяйства, и постепенной продажей имущества, сдаваемого в настоящее время в аренду.

Несмотря на планируемое абсолютное увеличение долга, отношение объема долга к доходам бюджета сокращается, а также сокращается доля расходов, направляемых на его обслуживание — с 2,3% в 2004 г. до 1,9% в проекте бюджета на 2005 г.

Особенностью бюджета 2005 г. по сравнению с 2004 г. является резкое увеличение доходов от продажи имущества, которые в соответствии с бюджетной классификацией включаются в источники финансирования дефицита бюджета. Это вместе с увеличением доходной части позволило значительно увеличить расходы бюджета.

Общая сумма расходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2005 г. возросла более чем на 29 млрд. рублей и составила 120 млрд. 800 млн. рублей. Рост по отношению к 2004 г. — 32%.

Основные приоритеты расходования средств в 2005 г. находятся в сфере развития общественной инфрастуктуры и финансового обеспечения социальных реформ.

В качестве отличительных особенностей бюджета на 2005 г. следует выделить значительное увеличение расходов:
 -  на капитальное строительство;
 -  на капитальный ремонт;
 -  на обеспечение дополнительной поддержки льготных категорий граждан, в том числе в связи с изменением федерального законодательства;
 -  на оплату труда в бюджетной сфере;
 -  на празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
 
В соответствии с основной задачей, поставленной в среднесрочном финансовом плане на 2005–2007 гг., в предстоящем 2005 г. значительно возрастают расходы на развитие города.
Общие капитальные расходы возросли на 8,8 млрд. рублей и составили 32,3 млрд. руб. Рост — 37,5% к 2004 г.

При этом расходы на капитальное строительство возросли на 5,1 млрд. рублей и составили более 20 млрд. руб. Рост —+34% к 2004 году.

Расходы на капитальный ремонт во всех городских сферах составит почти 9 млрд. руб. Рост + 72% к 2004 году.

Инвестиционные направления расходования средств сформированы в соответствии с программами, принятыми правительством Санкт-Петербурга. В результате основными направлениями расходования указанных средств являются:
 -  строительство жилых домов для расселения ветхого и аварийного фонда;
 -  строительство и реконструкция объектов инженерного комплекса;
 -  развитие транспорта, в особенности метрополитена.
 
На что город планирует потратить средства, собираемые с инвесторов на развитие инфраструктуры? Основная часть направляется на создание инфраструктурных объектов, в числе которых инженерная подготовка территорий под жилищное и инвестиционное строительство, межквартальные магистрали в районах массовой жилой застройки и объекты водоснабжения и теплоэнергетики.

В целом в 2005 г. на жилищное строительство и приобретение жилья для расселения ветхого и аварийного фонда будет направлено 2,3 млрд. рублей. В 2005 г. запланирован ввод 7 жилых домов и начало строительства еще 9 жилых домов. Кроме указанных 2,3 млрд. руб. на долевое участие в строительстве или приобретение жилья для льготных категорий граждан предусмотрено еще 200 млн. рублей.

В 2004 г. правительством Санкт-Петербурга принят ряд программ по развитию объектов инженерно-энергетического комплекса, на реализацию которых в 2005 г. будет направлено 3,4 млрд. рублей, в том числе на программу объектов :
 -  теплоснабжения — 1,5 млрд. руб.;
 -  водоснабжения и водоотведения — 1,1 млрд. рублей;
 -  газоснабжения — 406 млн. рублей;
 -  на газификацию пригородов Санкт-Петербурга — 206 млн. рублей.
 
На строительство объектов метрополитена в 2005 году предусмотрено 3 млрд. рублей, что позволит ввести в эксплуатацию станцию «Комендантский проспект», возобновить работы по продолжению строительства Фрунзенского радиуса, а также обновить подвижной состав Санкт-Петербургского метрополитена.

Также в 2005 г. будет продолжено финансирование проектов развития автомобильных дорог, на что направляется 3,6 млрд. рублей. Дополнительным источником строительства дорог будут являться средства субсидий федерального бюджета в сумме 2,4 млрд. рублей.

В связи с изменением федерального законодательства ликвидирован Территориальный дорожный фонд Санкт-Петербурга, распорядителем средств которого являлся Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Но несмотря на ликвидацию ТДФ расходы Комитета возросли на 1,1 млрд. руб., в том числе значительно возросли ассигнования на механизированную уборку дорог, на их содержание, текущий, капитальный и средний ремонт.

Расходы на капитальный ремонт составили в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2005 г. 8,9 млрд. рублей. Значительный рост по сравнению с текущим годом — 3,7 млрд. рублей или на 71% — обусловлен в первую очередь увеличением на 1,5 млрд. рублей расходов на капитальный ремонт жилого фонда, включая ремонт фасадов зданий и кровель, а также на комплексное благоустройство дворов — 1,2 млрд. рублей. Перед внесением проекта закона о бюджете в Законодательное собрание Санкт-Петербурга эти суммы, по предложению Жилищного комитета, будут распределены по районам.

Впервые средства на благоустройство внутридворовых территорий, внутриквартальных проездов, ремонт и содержание жилищного фонда будут переданы непосредственно в распоряжение районных администраций.

Возрастают также расходы на капитальный ремонт бюджетных учреждений:
 -  здравоохранения — на 245 млн. руб. (+70%);
 -  культуры — на 97 млн. руб. (+15%);
 -  образования — на 92 млн. руб. (+13%);
 -  социального обеспечения и молодежной политики — на 117 млн. руб. (+116%)
 
Существенная инвестиционная поддержка будет оказана развитию социального комплекса. На строительство и реконструкцию объектов образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения направляется 1,7 млрд. рублей.

Наравне с развитием общественной инфрастуктуры в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2005 г. предусмотрено финансовое обеспечение социальных реформ — социальная направленность бюджета сохраняется.

В общей сумме расходов доля расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальную политику сохраняется на уровне 50%. Всего объем расходов по указанным отраслям составляет в 2005 г. 60,6 млрд. руб. и возрастает по сравнению с 2004 г. на 16,8 млрд. руб., в том числе:
 -  расходы на образование составили 21,5 млрд. руб. (+3,4 млрд. руб.);
 -  на здравоохранение и физическую культуру — 21,4 млрд. руб. (+10,8 млрд. руб.);
 -  расходы на социальную политику составили 14,2 млрд. руб. (+2 млрд. руб.);
 -  на культуру, искусство и кинематографию — 3,5 млрд. руб. (+0,6 млрд. руб.).

Дата: 15.10.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (74)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!