Реформа городского хозяйства: проблемы и перспективы

1 стр. из 1

10 сентября пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга инициировала «круглый стол» на тему: «Реформа городского хозяйства. Проблемы и перспективы». В обсуждении приняли участие: вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен, председатель Жилищного комитета Мария Щербакова, директор ГУП «Водоканал» Феликс Кармазинов, председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк, а также руководители предприятий транспортно-энергетического комплекса и жилищного хозяйства города.

За последний год правительством Санкт-Петербурга принят ряд основополагающих документов, создающих условия для развития этого сектора, разработаны программы, призванные обеспечить успешное функционирование всех его отраслей. Однако в настоящее время существует острая нехватка финансовых ресурсов для реализации этих программ. Поэтому развитие отраслей городского хозяйства рассчитано на длительную перспективу, ориентировочно до 2012 г.

Как отметил вице-губернатор Олег Виролайнен, все разработанные программы полностью соотносятся с концепцией Генерального плана развития города. При их разработке учитывалось сегодняшнее состояние хозяйства. Конечно, в условиях монополизации и жесткого государственного управления эта отрасль развиваться не может. В связи с этим, по словам выступающего, были приложены все усилия для формирования рыночных отношений и создания конкурентоспособной среды. Законодательное собрание согласилось с предложениями городского правительства, и был принят пакет законов, который существенно изменил тарифы и ставки в области расчетов населения за предоставляемые жилищные услуги: цены в среднем повысились на 20–22%, что создало условия для привлечения в эту сферу частного предпринимательства.

Вице-губернатор также сообщил, что на последнем заседании правительства была принята концепция реформирования управления жилищным хозяйством. Согласно ей, в РЖА разграничиваются функции заказчика и эксплуататора жилого фонда. Теперь агентства будут осуществлять государственное управление и регулирование, а обслуживание перейдет в руки предприятий и акционерных обществ, которые планируется создать (свыше 50) до 2005 г.

Принципиально меняется и концепция финансирования жилищного хозяйства. Вводится система персонифицированных лицевых счетов граждан, согласно которой у каждого гражданина будет свой счет в банке, на который будут перечисляться деньги за предоставляемые жилищные услуги.

Об одной из функций Жилищного комитета, оказании содействия в улучшении жилищных условий, рассказала его председатель — Мария Щербакова. Сегодня на учете по улучшению жилищных условий (в просторечии — в очереди на получение квартир) состоит 30 тысяч семей. Правительством Санкт-Петербурга принято решение обеспечивать бесплатным жильем только льготные категории граждан (это инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы и т. д.).

Основные денежные средства в бюджете на 2004 г., более 500 млн. руб., предусмотрено направлять на осуществление целевых программ. На сегодня существует несколько таких программ:

1. «Молодежи — доступное жилье». На ее реализацию выделено 21,7 млн. руб. В этой программе могут участвовать молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на учете по улучшению жилищных условий. 30% от стоимости приобретенного жилья сразу оплачивает государство, а 70% оплачивает в течение 5 лет гражданин.
2. «Безвозмездные субсидии». Для этой программы предусмотрено 218 млн. рублей. Благодаря ей свои жилищные условия в этом году улучшат 450 семей, тоже состоящих на учете. На 2005 г. безвозмездные субсидии на приобретение жилья получат 600 семей; 35 % от его стоимости будет оплачего из бюджета города.
3. На программу долгосрочного ипотечного кредитования направлено 80 млн. рублей и подписаны договоры с тремя банками, готовыми выдавать кредиты.
4. «Расселение ветхого аварийного фонда». Для этой программы из бюджета города выделено 132 млн. рублей. На эту сумму уже приобретено 107 квартир. В первую очередь они будут предоставлены жителям разрушающихся квартир на ул. Шкапина и ул. Розенштейна.

Значительное внимание уделяется экологическим проблемам, развитию и оснащению водопроводных станций. Директор ГУП «Водоканал» Феликс Кармазинов сообщил, что в этом году, впервые за почти 90-летний период, правительством было принято постановление о перспективном развитии водоснабжения и канализования Санкт-Петербурга. Его отличительной чертой стало то, что впервые качество воды будет определяться по европейским показателям. Задача эта непростая, но решена она должна быть в ближайшие 2–3 года. Докладчик отметил, что сегодня уже работает не имеющая аналогов в Европе станция, обрабатывающая воду ультрафиолетом, и этот опыт перенимается иностранцами. На будущий год планируется запуск второй подобной станции. В результате количество обработанной таким образом воды составит около 70%. К концу же 2006 г. будет охвачена и оставшаяся часть. Однако остается проблема ветхих трубопроводов, в которых очищенная вода теряет свое качество. Нужно отметить, что с начала 2004 г. работает «горячая линия», и каждый адрес, по которому обращаются граждане, берется на контроль. Сегодня администрация рассматривает ее как инструмент обращения и по остальным вопросам, касающимся работы служб городского хозяйства.

К 2010 г. деятельность водоочистительных предприятий Санкт-Петербурга должна полностью соответствовать требованиям Хельсинской конвенции: то есть должны очищаться все сточные воды и извлечены из них фосфор и азот. Задача эта будет решаться шаг за шагом. В частности, с 1 октября 2004 г. заработают практически полностью автоматизированные очистные сооружения в Сестрорецке. Их модернизацию провели наши специалисты совместно с зарубежными. Все сточные воды, прошедшие через эти сооружения, будут обрабатываться ультрафиолетом.

Приблизительно с 2006 г. начнет действовать программа обеззараживания стоков, что не только позволит решить проблему пляжей на Карельском перешейке, но и в целом оздоровит обстановку.

Участниками «круглого стола» была также рассмотрена проблема функционирования теплоснабжения (очень актуальная в преддверии приближающихся холодов). С докладом выступил Валерий Слепченок, заместитель директора ТЭЦ Санкт-Петербурга. Он заверил, что в настоящее время источники теплоснабжения в состоянии удовлетворить потребности города. Однако есть много проблем при транспортировке тепла.

Сегодня для модернизации оборудования и тепловых сетей ТЭЦ Санкт-Петербурга необходимы значительные финансовые вложения. Поэтому губернатор города Валентина Матвиенко приняла решение о преобразовании этого предприятия в акционерное общество, т. к. это привлечет инвестиции, которые позволят обеспечить надежность теплообеспечения, непрерывность горячего водоснабжения, снизить эксплуатационные расходы и отрицательное воздействие на экологическую обстановку. Процесс этот очень длительный, поскольку модернизировать потребуется свыше 600 котельных и более 5 тыс. км тепловых сетей. Сегодня основная задача — поддержать надежность теплоснабжения. На эти цели тратится около 70% всех денежных средств ТЭЦ.

Олег Виролайнен добавил, что уже сегодня город совместно со стратегическими партнерами ведет реконструкцию сетей теплоснабжения Петроградского района. На месте старых котельных строятся 48 новых, высокоэффективных. Впервые ведется комплексная реконструкция системы теплоснабжения внутриквартальных и внутридомовых сетей.

Также правительством принимается комплекс мер, связанных с улучшением организации дорожного движения. Об этом рассказал председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк. Город тратит огромные средства на развитие транспортной инфраструктуры. В 2005 г. планируется реализовать несколько серьезных проектов: расширить проезд под Литейным мостом, построить развязку возле гостиницы «Санкт-Петербург», чтобы сделать Октябрьскую и Выборгскую набережные единой скоростной магистралью. Помимо этого, выполняется большой объем работ по развитию улично-дорожной сети, особенно в местах примыкания кольцевой автодороги, чтобы вывести на нее грузовой транспорт из центра города. По словам вице-губернатора, сегодня сделано все для того, чтобы проект строительства Западного скоростного диаметра получил финансовое наполнение и второе дыхание. Первая (южная) часть проекта — это выезды из порта и соединения их с кольцевой автодорогой. В перспективе Западный скоростной диаметр — это магистраль, которая через Васильевский остров соединит Карельский перешеек с южными районами Санкт-Петербурга, что в комплексе с КАД даст замкнутое транспортное кольцо вокруг города. Вместе с этим заканчивается строительство Центральной дуговой магистрали, включающей целый ряд серьезных путепроводов, задача которых разгрузить основные дорожные артерии, снять нагрузку с мостов и вывести транспорт из города. Также планируется реконструкция моста Лейтенанта Шмидта и проектируется новый мост через Неву (в районе 22-й и 23-й линий Васильевского острова). Это меры, которые сегодня принимаются для улучшения транспортной ситуации в городе.

Тема прошедшего «круглого стола» — одна из самых актуальных на сегодняшний день, ведь качество жизни горожан напрямую зависит от функционирования всех составных элементов городского хозяйства.

Дата: 15.10.2004
Ксения Воробьева
"Петербургский строительный рынок" 10 (74)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!