Губернаторы дружат городами

1 стр. из 1

Причины дружбы По всей видимости, губернатор Петербурга хорошо усвоил высказывание Менделеева, что могущество России прирастать будет Сибирью. А если могущество России — значит, и Петербурга — второй его столицы. «Красноярский край, — писал губернатор Владимир Яковлев незадолго до начала визита питерской делегации в Красноярск, — один из самых промышленно развитых регионов России: он постоянно входит в число 10 субъектов Федерации с наивысшими объемами производства. Ведущими отраслями края являются: черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, горнодобывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, а также предприятия ВПК». И все это — истинная правда. С другой стороны, и известный всей стране губернатор Красноярского края Александр Лебедь весьма доволен развивающимся партнерством с городом на Неве. «Давно убедился, — сказал он на торжественном открытии Дней Петербурга, — что всякие глобальные проекты в рамках СНГ, мира и его окрестностей ничего не дают. Нужно конкретное, точечное региональное сотрудничество. И я очень ценю сотрудничество с Петербургом и делаю все, чтобы эти контакты росли и шевелились». Плоды дружбы Вошедшая в современный фольклор образность выражений Лебедя всегда очень точно обрисовывает ситуацию. Действительно, контакты Петербурга и Красноярска весьма оживленны. «На сегодня мы имеем уже более трехсот точек соприкосновения», — объявил красноярский губернатор. Точки эти самые разнообразные. Например, сотрудничество энергетических комплексов регионов — наша «Электросила» очень активно работает на огромной Красноярской ГЭС. Станки завода «Свердлов» хорошо показали себя на «Крастяжмаше» и «Красмашзаводе» — двух гигантах ВПК. Продукция красноярских предприятий тоже поступает в Петербург. Губернатор Лебедь с нескрываемой гордостью сообщил журналистам: «Конкретно в Петербург уже поступило 1 026 красноярских холодильников «Бирюса», один мостовой кран завода «Сибтяжмаш» грузоподъемностью 10 т». Мы — просто так Кран, думается, придется весьма кстати строителям нашего города, лихорадочно обустраивающим его к юбилею. Эта тема была одной из основных в высказываниях губернатора Яковлева. Он даже пригласил всех жителей края на празднества 2003 г. Приглашение было с благодарностью принято. Тема строительства от юбилейной неотделима. И когда корреспондент «ПСР» спросил Александра Лебедя, какое событие — причина столь бурного строительства в Красноярске, ответ был таков: «Вы строите к юбилею, а мы — просто так…» В этом была некая доля зависти к питерскому коллеге, обладающему столь серьезным поводом к обустройству города. Впрочем, в этом отношении Красноярску прибедняться не стоит: строительство там идет, может быть, и «просто так», но весьма активно. О том, что в крае хороший кирпич, мы узнали уже на пути в город из аэропорта со слов сопровождавшего автобус гида. Кирпич из красноярской глины действительно красив и крепок, и немало домов в городе отстроено из него. За последние десять лет появились целые кварталы новых домов. Центр города усиленно реконструируется, плиткой тротуары мостят столь же интенсивно, как и в Питере. Особенную радость красноярским строителям доставляет возведение фонтанов. Город, еще несколько лет назад не имевший почти ни одного действующего фонтана, ныне все лето полон причудливых водяных струй. Буквально каждую неделю появляется новый фонтан — на остановках автобусов, у магазинов, на оживленных перекрестках. «Фонтанную лихорадку» красноярцы связывают с именем мэра города Петра Пимашкова. Впрочем, не все так гладко с красноярским строительством. Предшествующие годы оставили немало незавершенных долгостроев. На наш вопрос о них губернатор Лебедь ответил так: «Эти объекты начинали строить лет 12—15 назад. Потом в силу всем известных процессов они были законсервированы. В целом по краю недостроенных объектов примерно на 37 млрд. руб. Процентов на 80 все это нужно достроить, остальное надлежит развалить». Большие северные стройки По всей видимости, в процесс освоения красноярских долгостроев свой вклад внесут и строители Петербурга. Вообще, питерская делегация постаралась показать строительную составляющую жизни Северной столицы как можно полнее. Из строительных фирм в Красноярске были представлены такие предприятия, как ЗАО ПО «Возрождение», «Минитэкс Холдинг», ООО «Сити Инвест Строй». Впрочем, любой красноярский бизнесмен мог завязать деловые контакты с любой питерской компанией через Интернет на виртуальной выставке, работавшей все три дня в красноярском БКЗ. Всеобщий интерес вызвала и великолепная карта-макет исторического центра Петербурга, созданная в институте архитектуры. Что касается располагавшейся там же планшетной выставки, на ней были представлены самые впечатляющие питерские инвестиционные проекты — «Большой Эрмитаж», реконструкция международного аэровокзального комплекса «Пулково», расселение и реконструкция жилищного фонда центральных районов, реконструкция Синоп-ской набережной, единая геоинформационная система «Развитие территорий и недвижимости в Санкт-Петербурге» (ЕИСТ) и др. Иногда стремление представить товар лицом несколько вуалировало истинную ситуацию. К примеру, в весьма подробном описании проекта центра культуры, общения и международного делового сотрудничества «Новая Голландия» не было упомянуто о сложностях, существующих в связи с этим между городом и военно-морским ведомством. В описании реконструкции инвестиционной зоны «Сенная площадь» не сообщалось, на какой стадии находятся сегодня работы, — могло сложиться впечатление, что обновленная Сенная уже украшает собой город. Надо сказать, выставка произвела сильное впечатление на красноярцев. Вот что писала о ней крупнейшая в крае газета «Красноярский рабочий»: «Стоит поучиться умению питерцев придавать классический петербургский стиль новым кварталам, скрупулезно вписывать новостройки в контекст исторических архитектурных ансамблей». Петербуржцы возводят Сибирь Впрочем, вряд ли красноярцев столь уж сильно интересуют проблемы питерского градостроительства. У них достаточно своих, и их интерес к Петербургу сугубо практичен — чем строительство Северной столицы может помочь красноярскому. Этот вопрос мы и задали губернаторам. Первым на него ответил Владимир Яковлев: «Наши дорожники примут участие в дорожном строительстве в Красноярском крае. В Петербурге многие шутят, что все дороги они перерыли. Но в Красноярск они приедут не перерывать, а строить». Александр Лебедь говорил несколько более обстоятельно: «Норильск строили ссыльные питерцы. И он очень сильно напоминает ваш город. Железногорск тоже строили и проектировали 50 лет назад ленинградцы, и он тоже похож на Питер. И сегодня у нас около полутора десятков строительных проектов из Петербурга. Упомяну только один: обоснование инвестиций в прокладку обводной дороги вокруг Красноярска с мостом через Енисей». Тем не менее, строительные проекты, при всей их значимости, в сотрудничестве двух городов — дело частное. Главное же составляют глобальные экономические планы, напрямую касающиеся интересов всей России. Губернатор Лебедь рассекретил некоторые из них: «Есть великая русская река Енисей, которая неотделима от Северного морского пути, есть Енисейское речное пароходство, Мурманское морское, есть Санкт-Петербург — окно в Европу, которое прорубил Петр Великий, — и его морские порты. Нам с губернатором Яковлевым интересно эту цепочку замкнуть». В целях реализации этих грандиозных планов был подписан протокол о сотрудничестве между администрациями Санкт-Петербурга и Красноярска. Он значительно расширяет и углубляет соглашение 1998 г. Кроме того, ранее подписано аналогичное соглашение между Петербургом и Норильском. «Мы — граждане единой страны, — сказал на открытии Дней Петербурга губернатор Лебедь, — но привыкли вспоминать об этом только по всяким непотребным поводам: война в Чечне, наводнение в Якутии… А я хочу, чтобы люди вспоминали об этом на таких событиях, как сегодняшнее».

Дата: 12.11.2001
Павел ВИНОГРАДОВ, фото Александра ПРЕОБРАЖЕНСКОГО
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!