Речевой этикет

1 стр. из 1

Культура речи — сложное и далеко не однозначное явление. На практике его нередко сводят к более привычным понятиям правильности и неправильности речи. Основываясь на законах языка, на общепринятых литературных нормах, культура речи существенно отличается от ее грамматической правильности.

Отождествлять понятие речевой культуры с понятием правильности речи нельзя потому, что абстрактной правильности, пригодной для любых ситуаций, в речи быть не может. Речь есть проявление сиюминутного непосредственного взаимодействия людей. Поэтому она всегда связана не только с целью высказывания и его содержанием, но и с теми конкретными условиями, в которых происходит речевое общение людей.

Научить хорошо говорить призвана наука — красноречие (ораторское искусство). Опираясь на нормы литературного языка, красноречие помогает человеку вырабатывать не только навыки правильной речи, но и умение применять их в каждой конкретной речевой ситуации, использовать сознательно в каждом отдельном случае все богатство языка.

Таким образом, под культурой речи понимается умение человека отбирать и сознательно использовать в публичном выступлении, частной или деловой беседе те элементы единой системы языковых средств, которые позволяют наилучшим образом обеспечить в каждой конкретной ситуации достижение цели деловых или личностных коммуникаций.

Существует этический аспект культуры речи. В каждом обществе выработаны свои нравственные нормы поведения. Они касаются разнообразных ситуаций общения и в рамках культуры общения определяются как речевой этикет.

Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, менеджерам, предпринимателям, работникам сферы обслуживания, т. е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, на котором обсуждается экономическое финансовое положение компании, предприятия, консультация, юбилей фирмы и др.

Речевой этикет рассматривает для различных ситуаций общения возможность или невозможность обращения на «ты» или на «Вы», выбор полного или сокращенного имени, выбор обращений типа «гражданин», «сударь» и т. п., выбор способов приветствия, прощания, отказа, согласия, благодарности.

Уже древние руководства по красноречию указывали на тесную связь формы речи с ее содержанием и именно форме отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный критерий грамотной речи — критерий нравственный, то, что древние греки называли etnos ( нрав): речь должна быть правдивой, а цели благородны[ми]. Содержательность и правдивость высказывания каждого партнера — важные внелингвистические факторы эффективности общения.

О ритуале общения

Любой ритуал общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона, не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться.

Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет при этом предписывает начать данную акцию с получения разрешения на знакомство в сугубо вежливой форме.

Сегодня в целях знакомства используются визитные карточки. Во время разговора рекомендуется держать визитку перед собой на столе, чтобы правильно называть собеседника.

Посредник, определяя порядок представления и выбирая этикетную формулу, учитывает служебное положение, возраст, пол тех, кого он представляет, а также были ли они ранее знакомы, или только один из них знает другого, слышал о нем раньше.

Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще тогда, когда собравшиеся на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг, встречу представляют организаторов этих встреч или тех участников, которые незнакомы всем или части собравшихся.

Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту — старшему, сотрудника — начальнику.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым.
Обращение без имени — формальное. Обращение по имени или по имени и отчеству — это обращение к личности. Произнося имя и отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное расположение. Такое приветствие свидетельствует о высокой культуре человека.

Существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, желание общения, типа: «Рад Вас видеть!», «Мое почтение» и т. д.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может заменить вербально выраженное приветствие.

Однако следует знать: если встречаются мужчина или женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он делает только легкий поклон.

Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречающиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой, покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед, для мужчин — чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, то есть очередность приветствия.

Первыми приветствуют:
 -  мужчина — женщину;
 -  младший по возрасту — старшего;
 -  младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;
 -  младший по должности — старшего;
 -  член делегации — ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).
 
В следующих номерах журнала будут рассмотрены другие этикетные формулы, пригодные к различным ситуациям.

Дата: 15.10.2004
Мария Кустанович
"Петербургский строительный рынок" 10 (74)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!