Концепция управления недвижимостью Санкт-Петербурга (проект Комитета по управлению городским имуществом)

1 стр. из 1

Содержание, эксплуатация и страхование недвижимого имущества В процессе построения системы управления земельными участками должны быть решены следующие задачи: вовлечение земельных участков в экономический оборот, преимущественно в комплексе со связанными с ними объектами недвижимости (в соответствии с принципом пообъектного управления); перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; вовлечение в оборот земельных участков преимущественно на правах аренды; разграничение прав собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями; дальнейшее наполнение системы государственного земельного кадастра; формирование и закрепление правил разрешенного использования земельных участков (правовое зонирование); создание инфраструктуры рынка земли, включая информационное обеспечение и развитие землеустроительных услуг; разграничение земельных участков на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях; постепенный переход к передаче земельного участка и здания на основе единого договора аренды. Исходной предпосылкой успешного построения системы управления земельным фондом является наполнение земельного кадастра в комплексе с инвентаризацией недвижимого имущества и формирования имущественного баланса города. Для вовлечения земельного фонда в экономический оборот и наилучшего использования его производственного и инвестиционного потенциала необходимо создание гарантий, обеспечивающих долгосрочность прав на землю. Формы реализации таких прав дифференцируются в зависимости от направления использования земельного участка или связанного с ним объекта недвижимости, а также от структуры собственности на эти объекты: в отношении земельных участков, используемых предприятиями и организациями частного сектора в своей деятельности, должен быть реализован принцип единого объекта недвижимости; в отношении земельных участков, связанных с объектами недвижимости, принадлежащими разным собственникам, должен быть реализован принцип долевого участия в платежах за землю; в отношении незастроенных земельных участков должен быть реализован принцип их конкурсной продажи или передачи в аренду заинтересованным хозяйствующим субъектам (с учетом ограничений на отчуждение, накладываемых действующим законодательством). При формировании прав собственности на земельные участки необходимо учесть возможные обременения в виде прав ограниченного использования (сервитутов) со стороны государства и третьих лиц. Наряду с последовательным проведением политики, направленной на закрепление долгосрочных прав на землю за пользователями недвижимости, необходима разработка и принятие законодательных и нормативных актов, определяющих принципы и порядок изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Управление развитием отдельных территорий, имеющих приоритетное значение для развития экономики и социальной сферы Петербурга, должно быть направлено на широкое привлечение частных инвестиций в развитие недвижимости на этих территориях с использованием такой организационной формы, как агентства развития территорий (АТР). В основу организации деятельности АТР должны быть положены следующие основные принципы: создание АТР должно обеспечивать комплексное развитие территории в соответствии с утвержденной Концепцией развития территории; организационно-экономическая форма и условия функционирования АТР должны обеспечивать контроль города за его деятельностью; АТР должно располагать реальными полномочиями по организации инвестиционной деятельности на его территории за счет собственных, заемных и привлеченных средств в рамках принятой Концепции и на основе согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации; при создании АТР должны быть предусмотрены передача в управление или в аренду организации, выполняющей функции Агентства, объектов недвижимости, находящихся на его территории. Особенности управления государственными унитарными предприятиями Одной из основных форм распоряжения недвижимым имуществом Санкт-Петербурга является его передача в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным унитарным предприятиям (ГУП). При решении вопросов о целесообразности создания государственных унитарных предприятий и передаче им недвижимого имущества необходимо исходить из следующего основного принципа: ГУП призваны действовать исключительно в тех хозяйственных областях, в которых соответствующие функции не могут быть реализованы субъектами иной организационно-правовой формы. Исходя из этого принципа, в системе управления недвижимым имуществом города создание ГУП рассматривается как одна из возможных форм, используемых в целях управления объектами административной и социальной недвижимости, а также инфраструктурой и объектами специального назначения. Создание ГУП и передача им недвижимого имущества на том или ином праве должно осуществляться на основании предложений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга с обязательной экспертизой этих предложений органами исполнительной власти, отвечающими за экономическую и финансовую политику. Наделение и использование ГУПами недвижимого имущества должно осуществляться в соответствии с принципами и порядком, определенным «Концепцией управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участие в коммерческих и некоммерческих организациях», утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 ноября 1998 г. № 34. Основные мероприятия, этапы и ожидаемые результаты от реализации Концепции В соответствии с элементами системы управления недвижимостью выделяются следующие направления мероприятий по реализации Концепции: l совершенствование нормативной базы системы управления недвижимостью; l совершенствование системы органов управления недвижимостью, порядка и процедур принятия управленческих решений; l совершенствование инфраструктурного обеспечения системы управления недвижимостью. 1-й этап. Первоочередные меры (апрель — декабрь 2001 г.): а) по совершенствованию нормативной базы: l Закон об управлении имуществом Санкт-Петербурга; l Закон о доверительном управлении недвижимым имуществом Санкт-Петербурга; l Закон о реестре недвижимости, находящейся в государственной собственности Санкт-Петербурга; l Нормативные правовые акты Администрации Санкт-Петербурга во исполнение указанных законов Санкт-Петербурга. б) по совершенствованию инфраструктурного обеспечения системы управления недвижимостью: l разработка критериев и методики оценки эффективности системы управления недвижимостью; l внесение изменений в действующие методики определения стоимости объектов недвижимости; l разработка методики определения совокупного эффекта от использования недвижимости для принятия управленческих решений; l разработка системы нормативов обеспечения недвижимым имуществом органов государственной власти и управления, государственных учреждений и организаций; l разработка квалификационных требований и порядка аттестации специалистов, участвующих в управлении недвижимым имуществом. 2-й этап (январь — декабрь 2002 г.): а) по совершенствованию законодательной и нормативной базы: l Закон Санкт-Петербурга «О балансе недвижимого имущества Санкт-Петербурга»; l Закон Санкт-Петербурга «О порядке формирования и обмена информацией в сфере недвижимости Санкт-Петербурга»; l Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга «О порядке установления сервитутов, ограничений и обременений при отчуждении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга». б) по совершенствованию системы органов управления и процедур принятия управленческих решений: l Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга «О системе отчетности и оценке эффективности системы управления недвижимостью Петербурга». в) по совершенствованию инфраструктурного обеспечения системы управления недвижимостью: l разработка и утверждение методики мониторинга и анализа рынка недвижимости; l подготовка законопроекта, определяющего порядок и условия выкупа земельных участков для государственных нужд; l разработка порядка пересмотра уровня платежей за использование недвижимого имущества в связи с изменением ценности объектов недвижимости. Перечень мероприятий по совершенствованию системы управления недвижимостью, реализуемых в рамках Концепции, и приоритетность в их реализации подлежат уточнению в соответствии с экономическими, социальными и финансовыми планами развития Санкт-Петербурга. На основе указанного перечня мероприятий должна быть подготовлена программа их реализации с распределением задач между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и подразделениями Администрации Санкт-Петербурга. Результаты, ожидаемые от реализации Концепции Основными результатами, достигаемыми в результате реализации Концепции, являются: l увеличение доли доходов городского бюджета от объектов недвижимости, используемых в коммерческих целях; l стабилизация доли объектов недвижимости Санкт-Петербурга, используемых в качестве административной недвижимости; l сокращение выпадающих доходов городского бюджета за счет сокращения и, в перспективе, отказа от предоставления объектов недвижимости в пользование на льготных условиях; l создание более привлекательных условий для частных инвестиций в недвижимость Санкт-Петербурга; l сокращение затрат города по содержанию системы управления недвижимостью, в том числе численности занятых в системе органов государственного управления недвижимостью.

Дата: 12.11.2001
Владимир Артемьев и Вадим Симоновский
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!