|
|||||
1 стр. из 1 Осветить работу на рынке строительства инженерных сетей сегодняшнего жилищно-коммунального Петербурга мы попросили генерального директора ООО «Петротеплострой» Аркадия Ивановича Разуленко. Выбор собеседника объясняется несколькими причинами. Во-первых, эта компания — давний партнер нашей редакции (см., в частности, публикацию в журнале «ФСР» № 1 за 2003 год). Во-вторых, на собственном опыте организация и ее коллектив прошли непростое становление на весьма проблемном рынке ЖКХ города. В-третьих, сегодня компания успешно работает не только на подрядных работах естественных городских монополистов, но и задействована на ответственных участках строительства кольцевой автодороги. Генподряд: к пониманию вопроса — Аркадий Иванович, сегодня «Петротеплострой» ведет работы на кольцевой автодороге города. Один из проблемных вопросов этой стройки — разделение объекта на лоты с назначением генподрядчиков на каждый из них. По Вашему мнению, целесообразно ли было отказаться от услуг единого генерального подрядчика? — На нескольких участках КАД наша компания ведет перекладку теплотрасс и газопроводов в местах пересечения с автодорогой. Хотя мы работаем на субподряде у дорожников, объемы заказа для нас весьма ощутимы. Одна из технически интересных задач, которая, надеюсь, будет в перспективе поручена нашей организации, — перекладка продуктопровода компании «Транснефтепродукт»с устройством перехода через Охту с помощью эстакады. Думаю, что в будущем увеличится доля наших задач в сфере ЖКХ — в конце концов, политическая воля руководства города сегодня направлена в сторону социально ориентированной экономики, а нет ничего ближе каждому жителю города, чем газ, вода, тепло. Что касается необходимости единого генподрядчика, то мое мнение следующее: и в едином, и в нескольких генподрядчиках есть положительные и отрицательные стороны. Пожалуй, главный минус от привлечения нескольких генподрядчиков в том, что при последующем распределении субподрядов на профильные работы на стройку оказывается привлечено слишком много компаний: каждый генподрядчик нанимает знакомые субпод-рядные организации, причем иногда одну на перекладку газопроводов, другую — на теплотрассы, третью — на водопровод… В результате на строительстве собираются фирмы, весьма далекие друг от друга по уровню технической оснащенности, с разным опытом и возможностями. Такой подход затрудняет управление, размывает ответственность. Но эта проблема не решалась и с привлечением единого генподрядчика… Поэтому я убежден, что практика нескольких генподрядчиков оправданна в разделении объекта не на участки территории, а по специализированным задачам. В частности, целесо-образно формировать предложения на генеральный подряд по перекладке коммуникаций на всех участках таких объектов. Другие возможные лоты на генподряды по дороге в целом — это строительство эстакад, подготовка дорожного покрытия, поставка инертных материалов. Это позволит сконцентрировать все специализированные работы в руках специалистов и обеспечит существенно большую прозрачность работ. Легче вести в таком случае контроль качества работ, освоения средств. Если единому генподрядчику по специальным работам и потребуется привлечь на субподряд другие фирмы, он может профессионально подобрать претендентов. Ведь в ситуации, когда генподряд получает дорожная или мостовая организация, не владеющая проблемами прокладки инженерных сетей, ее руководитель может ошибаться в выборе субпод-рядчика по инженерии, в результате чего в совместной работе с сетевиками иногда возникают сложности. Тендер или дружба? — Многие организации на практике отходят от попыток проведения реальных конкурсов и полагаются на долговременные отношения с подрядчиками. С одной стороны, это отход от рыночной практики, с другой — реалии рыночных же отношений. Нужны ли, на Ваш взгляд, тендеры? — Сегодня делать выводы о том, плохи тендеры или хороши, нельзя — идет накопление опыта по их проведению. С моей точки зрения, в организации тендеров сегодня, действительно, много пережитков советского прошлого, а именно, привычки к двуличному мышлению: «как надо» и «как на самом деле». Но корректно проведенный тендер все-таки позволяет объективно выявлять организации, оптимальные для решения стоящих задач. Но пока, к сожалению, значительная часть тендеров объективного результата не дает, потому что процесс проведения конкурсов выстраивается неверно: основной критерий выбора подрядчиков — стоимость работ, в результате чего к заказам находят лазейки организации, не имеющие возможности выполнить принятые обязательства. Встречается и демпинг, хотя сегодня эта проблема решается: сформирован пакет нормативных документов, с помощью которых можно довольно точно определить стоимость работ, и поэтому заведомо низкое по цене предложение может быть отсеяно. Заказчик научен горьким опытом: если отдать работу ниже ее реальной стоимости, то рано или поздно возникнет топ-смета. Поэтому нужно с пониманием относиться к тому, что заказчики руководствуются не только ценовыми, но и другими, на первый взгляд субъективными, критериями. Ведь, например, в некоторых тендерах мы побеждаем несмотря на то, что конкурирующие организации дают более низкие предложения по цене. — Каковы же дополнительные возможные критерии выбора подрядчиков? — Их много, но не последним является личность руководителя предприятия, и состав подобранного им управленческого аппарата. Если не учитывать личностные факторы, то никогда не понять, почему в одних случаях без всяких видимых причин компании конфликтуют, а в других, когда причины для конфликта есть, находят компромиссы. Именно работа на КАД, в частности, выявила большую разницу в деловом стиле петербургского и московского строительного бизнеса. Вероятно, проявляется разный характер наших городов — петербуржцы сдержаннее, москвичи более напористые. Иногда возникают ситуации, когда разговор идет буквально на разных языках… Вывод, который я сделал, следующий: при объединении усилий ряда подрядных организаций или при выборе партнеров очень большое значение играет личность руководителя компании. Это не только владение профессией и умение подобрать руководителей среднего звена, но и его принципы ведения дел, отношение к партнерам. Вооружение для мирной работы — Аркадий Иванович, снижение цен, происходящее на тендерах, противоречит задаче технического перевооружения: иногда подрядчик работает за такую сумму, когда не то что перевооружение, а даже амортизация не окупается… — Конечно, техническое перевооружение требует значительных средств. Причем из личного опыта знаю, что ориентир на импортную технику, пусть и существенно более дорогую, чем российская, обусловлен уровнем техники отечественного производства на сегодняшний день. В 1970–1980-е гг. я работал в системе Газпрома — практически единственного министерства, которое ориентировало находящиеся в его подчинении организации на использование импортной техники. Именно это и позволило обеспечить масштабы строительства при освоении новых месторождений. Отрасль была примером и для других министерств. Проблема участия в тендерах и перевооружения не является неразрешимой. Приведу пример. Сегодня сектор коммунального хозяйства контролируют несколько естественных монополистов, один из которых — «Водоканал Санкт-Петербурга». Можно лишь позавидовать тому, как оснащены организации, связанные подрядными работами с «Водоканалом». Это говорит о том, что структуры, поставившие себе целью работу на уровне развитых стран, выстраивают вокруг себя соответствующим образом подготовленный бизнес, способствуют его технической вооруженности. Опыт «Водоканала» перенимают и другие естественные монополисты — ГП «ТЭК Санкт-Петербурга», ОАО «Ленэнерго». Заказчику выгодно обеспечить подрядчика хорошей техникой при наличии импортного оборудования мобилизовать строителей на большие объемы ремонтных работ намного проще. Кроме того, в конечном итоге работа на импортной технике оказывается дешевле. Помните, как велись работы в прошлые десятилетия: с большим количеством техники, остановкой движения на несколько недель, вскрытием протяженных траншей? На КАД мы использовали несколько отечественных экскаваторов с объемом ковша примерно 1 куб. м. Взяли в аренду японский, и он заменил нам работу 4 российских машин. С учетом надежности разница в стоимости перекрывается в пользу импортной техники. — Но готов ли работать на импортных машинах кадровый состав, ведь профессиональные навыки механизаторов формировались на российской технике, а это другая культура… — Действительно, ситуация с работниками, которых можно допускать к импортной технике, непростая. Система подготовки кадров, сложившаяся к 1990 г., сегодня разрушена продолжительным перерывом в работах. Сейчас найти выпускника среднего учебного заведения и вырастить из него специалиста можно, но этим надо заниматься, отвлекаясь от основных задач, да и велик риск не удержать подготовленного работника. Проблема связана не только с механизаторами, например, трудно найти квалифицированных сварщиков. Профессия эта востребована, высоко оплачивается: специалист сегодня требует около 30 тыс. рублей в месяц. Банки, открытые не для всех — Устраивают ли Вас сегодня механизмы, которые позволяют облегчить бремя технического перевооружения? — Есть предложения по лизингу и кредитные программы, но все они не идеальны. Так, у меня была возможность сравнить оформление кредита в российском и зарубежном банках. Наша банковская система работает сложнее: в «Райффайзенбанке» кредит был открыт в течение нескольких дней без особых усилий, тогда как взаимодействие с российскими банками заняло очень много времени и сил. Думаю, что это направление рабо-ты российских банков будет развиваться, потому что необходимость в кредитовании у средних компаний в силу сезонности работ имеется постоянно — необходимо оплачивать работу в течение строительного сезона, то есть до того, как заказчик расплачивается за выполненные работы. Однако маловероятно, чтобы сегодня российские банки, и так чувствуя себя весьма неплохо, занялись освоением новых отраслей. Становления кредитного рынка для строителей происходит непросто и потому, что в отличие от завода или фабрики строители не обладают значительными объемами собственности, которую могут представить в качестве ликвидного залога. Сейчас, впрочем, эта проблема решается так: представители кредитных организаций, выезжая на площадки, оценивают наши основные фонды, изучают баланс и портфель заказов, и этих сведений оказывается достаточно для положительного решения вопроса о кредите. Так поступают представители «МЖК-банка», который специализируется на выдаче краткосрочных кредитов коммунальным предприятиям. — То есть возникает ситуация, когда кредит выдается под «доброе имя»? — Пока еще нет — нужно накопить больший опыт работы на рынке. Да и сами условия для стабильной работы пока отсутствуют. Есть, конечно, несколько компаний с «громкими именами» — тот же Водоканал, ГП «ТЭК». Но думаю, что ситуация к этому придет. ЗАО «Петротеплострой» Дата: 27.10.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 6 (33)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||