Лифтовое хозяйство страны: нужны деньги, кадры… и рыночные механизмы

1 стр. из 1

О проблемах и надеждах работников лифтового хозяйства страны «Федеральный строительный рынок» рассказывал много и подробно (см. №3 за 2004 год). Вопросы организации отрасли обсуждались и на прошедшем в Петербурге семинаре «Производство, монтаж, эксплуатация, ремонт лифтов и эскалаторов».Специалисты из Екатеринбурга, Кременчуга, Череповца, Новосибирска, Тюмени, Челябинска, других городов России пришли к единому мнению: проблемы у всех общие —  нехватка финансирования и квалифицированных кадров. Этот вывод был сделан на итоговом заседании  «круглого стола»,  куда  были приглашены руководители Жилищного комитета администрации Петербурга.

Миллиард в лифтовой корзине

Заместитель председателя Комитета Вячеслав Дмитриев занял свою должность всего три месяца назад, но с лифтовым хозяйством работает свыше 20 лет. Состояние лифтового парка города он охарактеризовал как «крайне плачевное». Около 50%  лифтового хозяйства выработало свой ресурс. Неоднократно создаваемые долгосрочные программы по восстановлению, модернизации, реконструкции лифтов, к сожалению, упирались в отсутствие средств. Но есть и положительные тенденции: совместными усилиями Комитета и обслуживающих организаций удалось частично изменить отношение к лифтовикам и правительства СПб, и депутатов Законодательного Собрания, которые проголосовали в первом чтении за выделение отрасли на 2005 год 400 млн. рублей. Эти деньги нужно освоить, и задачу строительных управлений зампредседателя Жилищного комитета сформулировал так: «Нужно наращивать мощности и показать, что мы умеем работать. Необходимо улучшить состояние кабин, уменьшить простой лифтов. Когда население увидит и депутаты почувствуют результаты этой работы, губернатор будет помогать целевым финансированием. Тогда в 2006 году можно будет рассчитывать уже на миллиард рублей».

Кадры решают все. Но где их взять?

Владимир Дмитриев, директор РСУ-4, в оценках ситуации, сложившейся в кадровой составляющей городского лифтового хозяйства, был столь же категоричен, как и его однофамилец. «Хороший механик, —  сказал он, —  это человек, обладающий знаниями среднетехнического образовательного уровня. Такие специалисты не задерживаются при существующей зарплате». А восполнить этот пробел при благоприятных условиях можно будет в течение 3–5 лет —  столько длится обучение. Кроме того, петербуржцы и раньше не шли в эксплуатационники:  на 90% в этой сфере трудились выходцы из регионов, которым предоставлялась лимитная прописка, общежития, служебное жилье. Сейчас ничего этого нет, и «завтра мы можем остаться без кадров»,  —  подытожил г-н Дмитриев.

На вопрос о жилье  руководитель Жилищного комитета ответил, что служебного жилья больше не будет.  Жилплощадь сегодня предоставляется в аренду дворникам, сантехникам, сварщикам, участковым милиционерам. Мы должны добиться того, чтобы этот перечень должностей  был дополнен должностью электромеханика лифтового оборудования. В исключительных случаях, возможно, жилплощадь  будет   закрепляться за работником на постоянной основе. «Мы ищем пути решения вопроса, потому что и в слесари никто не идет»,  —  сказал чиновник.

Социальный транспорт требует рыночного подхода

Жилой фонд города Оренбурга насчитывает две тысячи лифтов.  Их успешно обслуживают три специализированных предприятия. Но система обслуживания там организована по-другому. Несколько лет назад в Оренбурге была создана управляющая компания, в которую стали стекаться как бюджетные средства, так и деньги, собираемые с населения. Компания на конкурсной основе отбирает подрядчиков на техническое, диспетчерское обслуживание, диагностику. Таким образом, специалисты-лифтовики комплексно контролируют работу тех, кто обслуживает лифты: лифтеры, операторы и механики сосредоточены в одной организации. А в истории — то же, что и по всей стране: денег на модернизацию и капитальный ремонт не выделялось, и специализированные организации были вынуждены своевольно останавливать подъемники, отработавшие нормативный срок, особенно в высотных домах.

Сегодня диспетчеризация в Оренбурге достигла 80%, что позволило не только успешно управлять сложным лифтовым хозяйством, но и избавиться от вандализма: большинство машинных помещений находятся под  «недремлющим оком»  вневедомственной охраны.

Опыт оренбургских коллег заинтересовал всех собравшихся за «круглым столом» и, вероятно, будет учтен при проводимой реформе жилищно-коммунального хозяйства Петербурга.

Но вот что с полной уверенностью можно сказать уже сейчас: лифт —  не просто вертикальный транспорт, это транспорт социальный, призванный давать возможность инвалидам, старикам, детям не ограничивать свободу  передвижений.
Конечно, если он работает.

Дата: 27.10.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6 (33)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!