|
|||||
1 стр. из 1 Как любой ремонт, реставрацию памятника завершить невозможно — ее можно лишь остановить. Так и процесс реставрации Государственного музея-заповедника «Павловск», по признанию заместителя директора музея Галины Николаевны Кондаковой, бесконечен, хотя остановить его может незначительное финансирование: на текущий год на реставрационные работы музею, занимающему площадь более 600 гектаров, выделено лишь 15 миллионов рублей... Тем не менее руководство ГМЗ направляет средства в наиболее «узкие места», находит общий язык с подрядными организациями, и все это происходит в режиме функционирования музея, без ограничения доступа посетителей... Сюрпризы для реставраторов На крыше Центрального корпуса Павловского дворца, где располагается экспозиционный зал, трудятся рабочие строительной компании «Вест»: работать приходится в три смены, без выходных, поскольку деньги пришли поздно. В последний раз Центральный корпус ремонтировался в 50–60е годы, лепка на фасаде во многих местах осыпается, и какие сюрпризы ждут будущих реставраторов — неизвестно. Это можно будет выяснить лишь после исследования. Пока же компания «Вест» нарабатывает опыт на Северном прямоугольном и Полуциркульном корпусах — впоследствии в них предполагается разместить фонды музея. После предварительного обследования и согласования в КГИОП проектно-сметной документации ведется комплексный ремонт: меняются инженерные сети, поставлена новая пожарная сигнализация, прочищены каналы естественной вентиляции помещений. Работа с музейными фондами, по словам Галины Кондаковой, самая тяжелая. Причем как для строителей, так и для научных сотрудников. Последние проявляют огромное терпение, вынося пыль, грязь на протяжении последних трех лет. Подрядные организации страдают от огромного количества экспонатов: помещений, в которые можно было бы «переселить» их, у дворца почти нет. Но с подрядчиками у работников музея сложились уважительные отношения. На строителей, по признанию Галины Николаевны Кондаковой, дворцу везет: они терпеливо сносят задержки в сроках, которые происходят как из-за погодных условий, так и вследствие музейной специфики. Например, полностью отремонтировать первый этаж Полуциркульного корпуса мешают скульптуры, которые нужно переместить в другое место — обычным рабочим эту задачу доверить нельзя... Второй год реставрационная фирма ООО «Краски города» выполняет ремонт фасадов Павловского дворца: воссоздает историческую известковую штукатурку, реставрирует лепной декор. А в парке продолжает работу компания «Реверсия». Ранее ее специалисты реставрировали ограду Розового павильона. Руководство «Реверсии» готово даже выполнить некоторые работы «авансом», предложив воссоздать исторические скамейки, но неизвестность с финансированием останавливает сотрудников музея от долговых обязательств. Ансамблевость или целесообразность? Когда мы с Галиной Николаевной проходили по территории заповедника, нам встретились сотрудницы музея, которые, по их словам, «шли искать видовую точку». Оказывается, восстановленное по старым планам парка местоположение скульптуры Меркурия, стоявшей перед галереей Гонзаго, оказалось прямо над магистральной сетью водопровода. «Видовую точку» придется теперь переносить на два метра в сторону от исторического пристанища скульптуры, но с современной спецификой приходится считаться: сегодняшний Павловск должен функционировать для посетителей, а следовательно, в зданиях должна работать современная инженерия. В преддверии отопительного сезона полным ходом в заповеднике идут работы по реконструкции газовой котельной, находящейся в подвальном помещении дворца. Современное оборудование котельной и новая трансформаторная подстанция дадут возможность обеспечить дополнительное электропитание и нормальное теплоснабжение помещений дворца. И хотя соседство бывшей котельной с музейными фондами представляет для них некоторую опасность, варианты переноса котельной в отдельно стоящие здания не признаны инспекцией по охране памятников СанктПетербурга из соображений ландшафтной и ансамблевой целостности заповедника. След «культуры» вандалов Ценят ли посетители этот кропотливый труд сотрудников музея? Безу-словно, да: поток туристов сюда не иссякает. Но среди них попадаются и те, кого большинство музейщиков, реставраторов и просто здравомыслящих людей предпочло бы увидеть в зале суда. Это — вандалы. Поэтому чтобы не навредить сегодняшнему парку Павловска, установлена хорошая система видеонаблюдения и «патрулируют» две-три мобильные группы охраны. Увы, когда реставраторы придут в Храм дружбы, то обнаружат, что старинные стены этого прекрасного, воспетого Жуковским, павильона расписаны автографами некоторых посетителей. Жаль, что доморощенные живописцы не оставили номеров своих телефонов... Не находят пощады вандалов и мифологические каменные фигурки: по какой-то причине им стремятся накрасить ногти, а то и норовят сбросить их с пьедесталов, очевидно, страдая манией собственного величия или, наоборот, комплексом неполноценности. Невольно напрашивается аналогия с бойцами Вермахта... Сами пьедесталы тоже приходят постепенно в негодность, и восстанавливает их фирма «Катэ». А реставраторам металлодекора приходится думать о том, чтобы медные детали воссоздаваемых решеток были покрашены: не для защиты от коррозии, а для маскировки от сборщиков цветного лома. Может быть, по этой причине, а также для защиты от погодных условий, руководство музея приняло решение остеклить галерею Гонзаго, чтобы сберечь ее уникальные фрески. Предпроектными разработками занимается компания «Спецпроектреставрация», и если научно-экспертный совет их одобрит, в следующем году можно будет приступить к разработке проекта, а в 2006 году реализовать его. Будем надеяться, что в противостоянии культуры и бескультурья победит первая, но на помощь энтузиазму сотрудников музея и реставраторов должен прийти государственный бюджет. Дата: 27.10.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 6 (33)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||