|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Северный морской путь (СМП) — это судоходная водная трасса вдоль Арктического побережья России, протянувшаяся по морям Северного Ледовитого океана от Норвежского моря до Берингова пролива. Использование этого водного пути для транспортировки грузов между западными и восточными полушариями Земли имеет ряд преимуществ, но сдерживается из-за крайне суровых природно-климатических условий. Северная водная магистраль — это кратчайший путь между Западом и Востоком. Расстояние от Архангельска до Владивостока в два с лишним раза меньше, чем через Суэцкий канал. Развитие СМП возможно в двух направлениях: международный трансокеанический транзит и рост промышленного производства в арктических и субарктических регионах. В настоящей статье с учетом реального состояния дел 2004 г. делается попытка на основе общего геолого-экономического анализа дать обоснованный прогноз роста добычи полезных ископаемых в зоне влияния СМП и увязать их с ростом объемов перевозок по этой арктической водной трассе. Север России чрезвычайно богат месторождениями полезных ископаемых. Часть этих месторождений разрабатывается, часть разведана и готовится к эксплуатации, некоторые законсервированы, а основная же масса сегодня не востребована и составляет государственный резерв. На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа, в том числе крупные и уникальные. В частности, первые поставки российского газа Штокмановского месторождения в США планируются на рубеже 2010 г. Безусловно, разработка месторождения углеводородов на шельфе будет положительным образом сказываться на деятельности Севморпути, так как потребует ледового обеспечения, развития портов и ремонтной базы. Недостаточная способность трубопроводной системы для экспорта российской нефти подтолкнула крупные нефтяные компании искать возможности зарубежной отправки нефти через Архангельский и Мурманский порты. Начата реконструкция действующих нефтяных терминалов, организована рейдовая перегрузка нефти на большегрузные (свыше 100 тыс.т) танкеры. Мощность Мурманского нефтеперерабатывающего комплекса сейчас достигает 6 млн. т в год, по нему в 2003 г. было экспортировано более 3 млн. т нефти. В этом же году из Архангельской области было вывезено за границу приблизительно 2 млн. т нефти и нефтепродуктов. В общей сложности через регион в 2003г. было отправлено более 5 млн. т углеводородного сырья. Очевидно, что мощности по перевозке здесь будут наращиваться быстрыми темпами, это также благотворно скажется на развитии инфраструктуры СМП. Поставщиком грузов — углеводородного сырья сюда по железной дороге и Белому морю являются месторождения нефти Широтного Приобья и Тимано-Печерской провинции. В северной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции и на арктическом шельфе выявлены и разведаны более чем 100 месторождений со значительными ресурсами и запасами углеводородного сырья. В настоящее время эксплуатируются нефтяные месторождения Усинской группы, нефть которых отгружается по магистральным трубопроводам и железной дороге. Из северной группы газоконденсатных месторождений в разработку к настоящему времени вовлечено одно крупное — Васильковское. На о. Колгуев разведано и эксплуатируется среднее по залежам нефтегазоконденсатное Песчанозерское месторождение, нефть которого по СМП морскими танкерами вывозится в Европу. С начала разработки добыто более 550 тыс. т нефти. Из группы крупных нефтяных месторождений на шельфе Печерского моря к эксплуатации интенсивно готовится находящееся в 1000 км от Мурманска Приразломное, извлекаемые запасы которого позволяют достичь 6,4млн. т годовой добычи. По вывозу нефти с арктического побережья реализуется не менее значимый проект. Для разработки Варандейского месторождения нефти в районе одноименного поселка строится уникальный подводный погрузочный терминал по принципиально новому проекту всесезонной бункеровки нефти в условиях Арктики мощностью до 25 млн. т нефти в год. Первая нефть Варандейской группы месторождений объемом немногим более 30 тыс. т отгружена на экспорт в 2000 г., в 2002 г. отгружено 200тыс. т, а в 2003 г. — уже 800 тыс. т. Ввод в строй Варандейского терминала позволит задействовать целую группу 12-ти близлежащих месторождений, извлекаемые запасы которых оцениваются в 400 млн. т нефти. Таким образом, общий грузооборот Большеземельского района по СМП составит: в 2005 г. — 6 млн. т, в 2012 г. — 20 млн. т, в 2030г. — более 25 млн. т в год. Основной объем будет приходиться на вывоз углеводородного сырья северной части Тимано-Печерской провинции и шельфа Печерского моря. Арктическая часть Западной Сибири является уникальным по своим природным ресурсам регионом, в котором разведаны гигантские месторождения газа и газового конденсата, в меньшей мере — нефти. Дальнейшие перспективы развития газовой отрасли связаны с вводом в эксплуатацию месторождений на полуострове Ямал. Здесь в 25 месторождениях подготовлены запасы в объеме более 10 трлн.м3, что позволит довести к 2030 г. добычу газа на полуострове до 250 млрд. м3 в год. Выход с добычей на полуостров потребует создания принципиально новых маршрутов транспортировки газа. Для этого, наряду с подключением к действующей системе магистральных газопроводов, прорабатывается проект строительства завода по сжижению газа мощностью 30 млрд. м3 в год и морского терминала. Темпы и схема реализация проекта зависят от принятия на государственном уровне программы освоения полуострова Ямал. С целью интеграции Севморпути в транспортный коридор Европа–Азия в 1998 г. были выполнены совместно с комиссией ЕС экспериментальные рейсы по вывозу газового конденсата с полуострова Ямал в Европу и показана перспективность использования арктической водной магистрали для вывоза углеводородного сырья. Из Обской губы из портопункта Сабета иностранным танкером было экспортировано 10,7 тыс. т газового конденсата. Реальный коммерческий вывоз сырой нефти независимыми производителями с арктического побережья Западной Сибири, минуя трубопроводную систему, начат в 1999 г. За пять успешных навигаций по Северному морскому пути потребителям отправлено более 460 тыс. т нефти. С точки зрения наращивания объемов перевозок СМП наиболее интересны нефтяные месторождения, расположенные вблизи берега Обской губы. Будет также увеличиваться и вывоз водным транспортом сырой нефти из месторождений Ханты-Мансийского автономного округа в северном направлении по Оби. Прогнозируется, что рост объемов перевозок нефти и газового конденсата по СМП к 2007 г. из месторождений арктического побережья Западной Сибири и Широтного Приобъя может достигнуть 0,5 млн. т, а к 2012 г. — уже 2 млн. т. Общий прогнозируемый объем перевозок по СМП, завязанный на минеральное сырье Западной Сибири, может к 2005 г. составить 0,6 млн. т, а к 2012 г. — достичь 2 млн.т. Если будет реализован проект вывоза сжиженного газа (5 млн. т), то в этот год общий объем составит 7 млн. т, а к 2030 г. возрастет до 30 млн. т. На территории Таймырского автономного округа и прилегающих к нему районов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также северо-западной части Красноярского края разведано 10 месторождений газа, конденсата и нефти, что дает основание ставить вопрос о создании в этой части Центрального сектора Российской Арктики и Субарктики крупного нефтедобывающего и нефтехимического центра. Сейчас разрабатываются четыре газоконденсатных месторождения. С вводом в эксплуатацию крупного Пеляткинского месторождения добыча конденсата может быть увеличена до 200 тыс. т. Очевидно, что такой объем конденсата может быть вывезен только путем встречных перевозок танкерами, доставляющими на территорию жидкое топливо, объем завоза которого сейчас достигает 400 тыс.т в год. Вблизи Енисея разведаны два месторождения нефти: Сузунское и Ванкорское (включая Северо-Ванкорское). В 2005 г. планируется начать добычу нефти на Ванкоре в объеме 0,5–1,5 млн. т в год, в 2007 г. — порядка 2,5млн. т сырья, а в 2008 г. уже 6 млн. т. Транспортировать нефть из месторождений Ванкорского блока предполагается по нефтепроводу до морского порта Диксон, где в устье Енисея на Арктическом побережье будет построен нефтяной терминал мощностью около 12 млн. т в год. До ввода в строй нефтепровода сырье предполагается транспортировать через морские порты Игарка и Дудинка на Енисее. Потенциал Ванкорских месторождений может быть увеличен при комплексном освоении в рамках единого проекта и других нефтяных месторождений территории, в частности Сузунского, Лодочного и Тагульского. Это позволило бы в течение 7 лет с начала разработки выйти на уровень добычи до 15 млн. т нефти в год. Крайне перспективными с точки зрения нефтегазоносности, но труднодоступными территориально являются нефтеперспективные земли в правобережье Хатангского залива. Здесь нефтегазопоисковыми работами в тридцатые-сороковые годы Нордвикским трестом Главсевморпути открыто четыре месторождения нефти. Общий объем перевозок по СМП для Таймырского района достигал 5 млн. т в год, в наиболее стабильные годы в районе — 3–4млн. т. К настоящему времени объемы перевозок, связанные с Таймыром, значительно сократились (1,2 млн. т). По прогнозу администрации Северного морского пути, в ближайшие 2–3 года для территории ежегодный рост объема перевозок достигнет 1,5 млн. т грузов в год. Основной прирост перевозок (до 0,2 млн. т) может обеспечить добывае-мый газовый конденсат из введенного в эксплуатацию Пеляткинского месторождения. Таким образом, с учетом увеличения грузов для предприятий Норильского никеля и Таймырского округа, с учетом намерений начать добычу нефти на Ванкорском месторождении в объеме не менее 0,5млн. т (максимальный прогноз — 1,5 млн. т), общий объем перевозок, связанных с добычей минерального сырья на территории, к 2005 г. может составить 1,5млн.т, к 2012 г. — 8 млн. т (из них — 6,5 млн. т углеводородного сырья), а к 2030 г.— уже 13–16 млн. т. В последние годы непосредственное влияние на деятельность СМП начали оказывать разработанные в Центральной Якутии на широте Якутска и месторождения углеводородов. Часть добытой нефти вывозится за пределы территории с использованием водного транспорта, в том числе и СМП. Так, нефть Талоканского месторождения в 2001 г. впервые была вывезена по СМП на внешний рынок. В режиме встречных перевозок морскими танкерами, доставлявшими в порт Тикси ГСМ, было вывезено 38 тыс. т сырой нефти. В 2002 г. было вывезено уже 60 т, в 2003 г. — 38 т. Важно отметить, что вся нефть была вывезена попутно танкерами, доставлявшими жидкое топливо. Специальных рейсов для вывоза нефти не было. Главными морскими воротами территории является порт Тикси, через который проходил основной объем грузов. Объем перевозок для арктической части республики достигал 1млн. т груза, через порт Тикси переваливалось 0,8–0,9 млн. т в год. К настоящему времени объем перевозок по СМП в этой части арктической территории России не превышает 0,25 млн. в год. Из них в 2003 г. 68 тыс.т груза народнохозяйственного назначения, завоз нефтепродуктов — 120 тыс. т (в том числе порядка 100 тыс. т из Архангельска, из порта Находка — 30 тыс. т, вывоз сырой нефти). Судя по динамике вывоза в 2001–2003 г., резкого увеличения вывоза якутской нефти по СМП не произошло, да и вряд ли он возможен. Причиной этому служит неразвитость инфраструктуры по транспортировке нефти из Центральной Якутии. Прибавив к этому очень короткий период речной навигации, становится понятно, что объем вывозимой по СМП сырой нефти не будет превышать объема завозимых в арктическую часть субъекта федерации жидких ГСМ, максимальная цифра которых может составить 100–120 тыс. т в год. В результате проведенного анализа сроков и темпов разработки нефтегазовых и месторождений твердых полезных ископаемых в зоне влияния СМП приходится констатировать, что из огромного количества выявленных здесь месторождений только ограниченное количество из них в ближайшую четверть века могут быть определены как грузообразующие для последующей перевозки по арктической трассе добытого из них минерального сырья. Учитывая галопирующий рост добычи нефти в России при ее практически стабильном внутреннем потреблении, прогноз добычи и вывоза арктической нефти может оказаться сильно заниженным. При этом самым слабым звеном в нефтяном бизнесе окажется нехватка транспортных возможностей экспорта нефти. В случае принятия российской стороной решения о реверсной прокачке нефти из Новороссийска в Средиземное море по строящемуся трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, это на какое-то время сможет снизить остроту вопроса, но не надолго, так как и ее пропускная система всего 50 млн. т нефти в год. Если в этом году будет принято решение о строительстве трубопровода Тайшет-Находка (длина трубопровода — 4,5 тыс. км, пропускная способность — 80 млн. т в год), то ввод его в эксплуатацию — это, как минимум, в 2009 г. В случае одобрения Правительством РФ концепции строительства Мурманской трубопроводной системы, которая на пике своей максимальной производительности будет прокачивать 120 млн. т (первая очередь — 60–80 млн. т) в год, на ее строительство также уйдет несколько лет. Объемы грузоперевозок по СМП, фактические и прогнозируемые с учетом темпов разработки месторождений полезных ископаемых (без учета экспорта нефти в западном направлении из Мурманска и Архангельска)
Таким образом, Северный морской путь становится крупнейшей транспортной магистралью, обеспечивающей вывоз полезных ископаемых, добываемых в зоне его влияния, и отгрузку западно-сибирской и печерской нефти за границу. Темпы разработки месторождений полезных ископаемых и объемы перевозок имеют между собой прямую корреляцию, к 2005 г. в Западном секторе они превысят цифру в 10 млн. т, являющуюся, по мнению специалистов, тем порогом, за которым начинается самоокупаемость арктических водных транспортировок. Главным полезным ископаемым в этой части трассы становится нефть, принадлежащая на правах собственности нефтедобывающим компаниям. Таким образом, параллельно с контролируемыми государством, появляется самостоятельная стратегическая транспортная магистраль по экспорту углеводородного сырья. В Центральном и Восточном секторах, где значительного увеличения перевозок добытых полезных ископаемых по СМП не предвидится, а участие в вывозе-завозе грузов горно-нефтедобывающих компаний минимально, основная тяжесть по поддержанию деятельности СМП по-прежнему будет лежать на плечах государства, которое несет ответственность за жизнеобеспечение населенных пунктов в высоких широтах. Очевидно, что рост объемов перевозок в Западном секторе лишь частично решит вопрос наращивания транзитных перевозок, так как необходимая для этого инфраструктура в Центральном и Восточном секторах развития не получит. Для этого нужны специальные решения и мероприятия, не связанные с ростом промышленной активности добывающих предприятий в северных территориях страны. Дата: 28.10.2004 А.Г. Самойлов "НефтьГазПромышленность" 6 (11)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||