Опыт европейской программы COST 344 по улучшению зимнего содержания дорог

1 стр. из 1

С 1999 по 2002 гг. по инициативе комиссии Европейского союза проводилась акция по улучшению зимнего содержания дорог — СOST 344, в которой принимали участие 19 государств. Требования к зимнему содержанию дорог в Европе сильно зависят от климатических условий. Главная цель содержания дорог — это борьба со «скользкостью» с помощью противогололедных материалов, которые можно применять неоднократно.

Во многих государствах Европы необходимо зимнее содержание дорог. В зависимости от различных климатических условий в разных странах объем работ зимнего содержания дорог различается. Способ содержания дорог и вид применяемой специальной техники зависят от формы управления дорожным движением и нагрузки на автомагистраль, но несмотря на эти различия разработаны стандарты зимнего содержания дорог по всей Европе. Во время программы СOST 344 между участниками был проведен интенсивный обмен опытом по содержанию дорог.

В рамках европейского сотрудничества в области научного и технического исследования (European Cooperation in the Fi-eld of Scientific and Technical Research) уже 30 лет координируется исследовательская деятельность в Европе. Наряду с Европейской комиссией программе СOST принадлежат более 35 государств. Цель акции СOST — развитие национальных исследований и науки, а также обмен результатами исследований.

Сотрудничество СOST базируется на контактах между исследовательскими учреждениями в Европе при содействии правительств участвующих государств. По инициативе британских представителей в 1999 г. комиссией Европейского союза была предложена акция СOST 344, которая должна была улучшить зимнее содержание автомобильных дорог. Участниками этой акции были представители не только национальных исследовательских учреждений, но и Управления дорожного строительства и содержания дорог.

Акция СOST 344 делилась на 7 рабочих групп, основными вопросами которых являлись:
1) информационная база данных: специальная литература, данные исследований, результаты наблюдений;
2) требования к зимнему содержанию автомобильных дорог (описание существующих стандартов);
3) текущее состояние служб зимнего содержания автомобильных дорог;
4) постановка задач и направлений для будущих исследований;
5) реструктуризация менеджмента служб зимнего содержания автодорог;
6) система информации водителя (свое-временное доведение информации до участников дорожного движения);
7) составление заключительного отчета.

Учитывая географические особенности Европы (протяженность и климатические условия), во многих регионах существуют свои региональные требования к зимнему содержанию дорог. В соответствии с этим Европа подразделяется на 6 климатических регионов. Эта разбивка условна, т. к. переходы между регионами расплывчаты. Выделяют следующие климатические регионы:
1) северный регион (северная часть стран Скандинавии);
2) северный приморский регион (побережье Норвегии и южная часть Исландии);
3) морской регион (большая часть Западной Европы от Великобритании до Испании);
4) континентальный регион (северо-восточная часть Европы);
5) центрально-европейский регион (Центральная Европа, Юго-Восточная Европа);
6) умеренно-континентальный регион (страны Средиземноморья).

Кроме того, отдельно выделяют горный регион, который встречается в каждом из перечисленных выше.

Требования к зимнему содержанию дорог зависят не только от климатических условий, но и плотности сети автомобильных дорог и нагрузки на них. В регионах с незначительной сетевой плотностью требования к качеству работы службы зимнего содержания дорог значительно выше, так как здесь альтернативные пути (объездные пути) отсутствуют. В регионах с более высокой сетевой плотностью и нагрузкой сообщения требования к службе зимнего содержания дорог предъявляются с точки зрения пропускной способности и поддержания ее на постоянном уровне.

В большинстве государств Европы структура, функции и технические средства службы зимнего содержания дорог идентичны. На машинах зимнего содержания применяется специальное навесное многофункциональное оборудование. Оно монтируется как правило на грузовые автомобили. Это оборудование позволяет применять в качестве противогололедных материалов как песок, так и соль (в том числе и влажную соль).

Обычно на грузовых автомобилях устанавливают бункеры объемом от 4 до 6 куб. м, на автомагистралях же используют технику с бункерами объемом до 9 куб. м, что позволяет существенно увеличить радиус действия спецтехники. В зависимости от типа устройства ширина обрабатываемой проезжей части составляет от 4 до 12 м. При применении снегоочистительных машин ширина уборки проезжей части обычно составляет 3–4 м. Но она может повышаться за счет бокового плуга справа, что позволяет сразу очищать 2 полосы движения.

На практике в Европе при распределении противогололедных материалов как правило используется только одна машина. При очистке автодороги от снежных заносов используют как снегоуборочную технику, так и грузовые машины для вывоза снега с проезжей части.

Важным способом борьбы с обледенением является применение противогололедных материалов. Как правило в Европе используют размораживающие материалы (хлорид натрия, хлорид магния). Наряду с ними для борьбы с гололедом используют песок, гранитную крошку и прочие грануляты. Так как эти материалы быстро сносятся с проезжей части автотранспортом, то они применяются при незначительной интенсивности дорожного движения. Также их применение рационально при очень низких температурах, когда соль теряет эффективность. Поэтому в последнее время все чаще стала применяться смесь этих материалов, т. к. она повышает эффективность их использования. В странах Скандинавии в последние годы широко применяется разогретый песок, который после попадания на дорожное покрытие смешивается со снежной массой и остается на дорожном покрытии более длительное время.

Существенным условием для эффективной работы службы зимнего содержания дорог является сбор как можно более точных данных о нынешнем и прогнозируемом состоянии погоды и дорог. Поэтому в Европе все службы зимнего содержания дорог обращаются к прогнозам национальных метеослужб. Дежурным диспетчерам непосредственно через Интернет предоставляются данные радиолокаторов и спутников. Самым важным источником информации о состоянии дорог, наряду с контрольными выездами и сообщениями полиции, являются данные автоматизированных метеостанций. На этих станциях регистрируются температура воздуха, температура проезжей части, вид и количество осадков, состояние проезжей части и другие параметры, которые передаются в дежурный центр. В Германии установлено около 600 таких станций.

Зимние транспортные средства службы содержания дорог оснащаются современными компьютерными технологиями. Сегодня все основные производители этих устройств предлагают современные бортовые компьютеры, которые записывают поступающие данные по порядку, что дает возможность их анализировать и применять в других аналогичных случаях.

Также транспортные средства оснащаются GPS-приемниками, благодаря которым позиция транспортного средства может быть определена в любой момент времени. Вместе с этим документируются по порядку данные о скорости, времени, применении устройств для распределения противогололедных материалов и плуга для уборки снега, а также данные о плотности и ширине льда и снега на проезжей части. В режиме реального времени в дежурный центр поступают сведения о состоянии и местоположении спецтехники. Здесь эта информация анализируется и сохраняется. Тем не менее при использовании новых технологий существуют трудности в целенаправленной автоматизированной подготовке данных. Поэтому дежурные диспетчеры получают только действительно важные для них данные.

Вместе с GPS-системой используется GIS — геоинформационная система, предназначенная для наглядного отображения положения техники на карте. В дальнейшем основное направление сформулировано как совместимость систем друг с другом, что в настоящий момент бывает проблематичным из-за того, что приборы и устройства выполнены разными производителями и по разным стандартам. В то время как в отдельных странах, таких как Швеция и Германия, процесс внедрения новых технологий широко распространен, во многих государствах Европы он находится на начальном уровне развития. Во многих службах зимнего содержания дорог разрабатываются новые системы управления, которые обрабатывают поступающую к ним информацию о погоде и состоянии дорог, анализируют ее и выдают формализованные данные по индивидуальным запросам.

Наряду с системой управления службы содержания дорог все более важное значение получает информационная подготовка участников движения с помощью современных информационных технологий. Сведения об актуальном состоянии дорог распространяются по радио, телевидению, телефону, Интернету. В частности, в регионах с незначительной плотностью населения и сильными ограничениями транспортопригодности эта информация имеет очень большое значение для населения (страны Скандинавии и высокогорные районы). Как правило такая информация многократно проверяется на достоверность.

Наряду с акцией СOST 344, которая проводилась с 1999 по 2002 гг., большое значение для службы зимнего содержания дорог имеет принятие программы CEN/TC 337 в начале 2002 г. (осуществляется до сих пор). В ней вырабатываются обязательные стандарты терминологии и спецификации, которые в дальнейшем должны учитываться в нормах немецкого промышленного стандарта и в других регулирующих механизмах. Исходя из этого, можно констатировать, что исследования службы зимнего содержания дорог и ее развитие в рамках Европейского союза наряду с исследованием и развитием в области прогноза погоды и прогнозирования состояния дорог имеет большое значение для службы зимнего содержания дорог уже много лет. Основными вопросами нынешнего исследования службы зимнего содержания дорог в Европе являются:
 -  механизм управления службы зимнего содержания дорог,
 -  техническая оснащенность этой службы,
 -  используемые противогололедные материалы,
 -  прогнозирование погоды,
 -  повышение эффективности работы службы зимнего содержания дорог.
 
Исследованиям именно в этих областях отдается приоритет. Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В крупнейших государствах Европы деятельность службы зимнего содержания дорог сводится к поддержанию в исправном состоянии и транспортопригодности дорожной сети, а также нормальной интенсивности дорожного движения. При этом очень сильно варьируются требования к этим службам на основании существенных различий в климате, интенсивности дорожного движения, плотности дорожной сети. Также в службах зимнего содержания дорог разных стран во многих отраслях деятельности наблюдается тенденция к согласованию: используемые устройства для службы содержания дорог соотносятся с точки зрения их технических возможностей и функционального назначения. В качестве противогололедных материалов в Европе преимущественно используется хлорид натрия. Влажная соль широко распространена в Германии, что является примером для многих стран Европы.

В настоящее время основными вопросами являются улучшение обработки данных о прогнозе погоды и состоянии дорог, а также использование современных информационных и коммуникативных технологий в рамках интегрированных систем управления службы зимнего содержания дорог. Примером служат страны Скандинавии, где погодные ограничения встречаются довольно часто и для дорожной сети характерны незначительные нагрузки по всем параметрам. Информация о текущем состоянии дорог и погоде имеет для участников движения решающее значение.  Исследования и развитие зимней службы содержания дорог на европейском уровне ведутся с высокой интенсивностью. Наряду с развитием устройств, применяющихся службами зимнего содержания дорог, начата стандартизация в рамках прошедшей программы COST 344.

Следует отметить, что в России давно назрела необходимость создания единой системы дорожной метеослужбы, которая, используя все современные средства коммуникаций, могла бы своевременно информировать эксплуа­тационные организации о погодных условиях и состоянии дорожных покрытий, а также достаточно достоверно их прогнозировать на короткие сроки. При этом не стоит ставить использование зарубежного опыта для повышения эффективности зимнего содержания дорог в России во главу угла; следует найти средства и кадры, чтобы активизировать отечест­венные исследования по этой проблеме. С момента развала СССР у нас не проводятся крупные исследования по зимнему содержанию дорог, а имеющаяся нормативная и техническая база давно уступает зарубежному опыту.

Содержание дорог играет важную роль в поддержании дороги в нормальном эксплуатационном состоянии. В связи с растущей интенсивностью движения и постоянно увеличивающимся парком транспортных средств необходимо следить за ситуацией на дорогах не только зимой, но и летом, постоянно поддерживать на должном уровне сервис на дорогах. Однако даже все принятые меры не могут исключить появления на дорогах заторов и чрезвычайных ситуаций. Поэтому надо помнить, что ответственность за поддержание нормального транспортного потока лежит не только на службах зимнего содержания дорог, но и на самих участниках дорожного движения.

Дата: 16.11.2004
С. А. Евтюков, Т. В. Еслакова, Я. В. Васильев
"Петербургский строительный рынок" 11 (75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!