Что делать? Как делать? Кто делает?

1 стр. из 1

Со времени признания кибернетики Н. Винера и Общей теории систем Берталанфи, все чаще звучат заявления, что экономика — это живой организм.Таким образом, признается, что и каждое предприятие (юридическое лицо), являясь частью одного большого живого организма, так же представляет собой саморегулируемую, самоорганизующуюся, самоуправляемую и т. д. живую систему.

Кто? Кого? Как?

Иногда биолог, изучающий поведение колонии кольцевых червей, математик, исследующий нелинейные закономерности, астрофизик, следящий за эволюцией звезд, и собственники финансово-промышленной группы, разрабатывающие стратегию, могут обнаружить очень много общего.

«Ни одна организация, сколь обширна она ни была бы по количеству составляющих ее элементов, не может быть названа самоуправляемой, саморегулируемой системой, если ее функционирование, т. е. взаимодействие частей этой организации, не заканчивается каким-либо полезным для системы результатом...»(академик П. К. Анохин). Иначе говоря, конкретный положительный результат деятельности системы и является системообразующим фактором.

Для живых систем существует три уровня положительных приспособительных результатов:
1. Выживание в окружающей среде (конкурентная борьба);
2. Стабилизация (фиксирование прибылей);
3. Развитие (завоевание доли рынка).

Но любая функциональная система (организация) может добиваться конкретных положительных результатов только при наличии изначально поставленной цели. Таким образом, результат деятельности и целеполагание взаимосвязаны и тесно переплетаются друг с другом. Процессы протекают в том или ином направлении в зависимости от поставленной цели.

Следствие

По конкретному конечному результату деятельности можно определить изначально поставленную цель. (Это наводит на серьезные размышления...)

Для достижения поставленных целей каждая организация (предприятие) формирует свою структуру. Всё разнообразие организационных структур предприятий различных отраслей и масштабов уже описано многими авторами. Однако все они напоминают описания стран и народов времен великих географических открытий или, в лучшем случае, построения вроде системы К. Линнея. В то же время уже давно известно, что «все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем» (академик П. К. Анохин, 1971).

Не вдаваясь в подробности центральной архитектоники функциональных систем (это отдельный разговор), остановимся на тех компонентах, которые имеют непосредственное отношение к формированию целей и достижению результата. Это те органы в системе, которые формулируют цель (что делать?), управляют (как делать?) и исполняют (кто делает?). И именно от того, насколько адекватно внутреннему состоянию системы и состоянию окружающей среды сформулирована цель, насколько правильные решения принимаются, как этой цели достичь и насколько исполнительные органы в состоянии реализовать принятые решения, т. е. от единства доминирующей цели на всех трех уровнях, зависит эффективность функционирования всей организации.

В настоящее время цели для предприятий и организаций определяются собственником (хозяином, владельцем). Для реализации сформулированных целей собственник нанимает управляющий персонал (директора, топ-менеджеры), который, по его мнению, знает, как за конечный отрезок времени эти цели могут быть достигнуты. В свою очередь, управляющие — директора и топ-менеджеры — подбирают исполнительный персонал, то есть именно тех, кто будет делать.

Что делать?

Если обратиться к недалекому прошлому, то еще свежи в памяти призывы администрации Президента: «Дайте нам национальную идею, которая бы объединила всех россиян». Не дали. Но Президента выбрали. Идею или цель, которая должна была объединить всех граждан России и стать отправной точкой к возрождению, так никто и не предложил. Те цели, в достижении которых были бы заинтересованы труженики, болыпинство населения страны, совершенно не устраивали нарождающийся средний класс и уж тем более правящую элиту. В итоге — идеи нет, среднего класса нет, возрождения нет и пока не предвидится.

Не вдаваясь в детали о путях и средствах получения прав собственности, постараемся выяснить: какие же идеи, формирующие доминирующую цель, преобладают у нынешних собственников предприятий?

Большинство — скептики — намерены из существующих производственных отношений и оборудования выжать все, что возможно, а там хоть трава не расти. Зарплаты минимальные, фондов развития нет, перспективы отсутствуют. При полном моральном и физическом износе оборудования предприятие умрет, освободив для других производственные площади и земельные участки.

Доминирующая цель — получение максимальной прибыли при минимальных издержках. Обоснование одно: в этих экономических условиях невозможно что-либо развивать.

Другая немалочисленная группа владельцев предприятий — прагматики — вкладывают средства в развитие, но не производства, а маркетинга. Расширить рынки сбыта, увеличить объем продаж и, соответственно, объем производства, не расширяя номенклатуру, максимально повысить рыночную стоимость предприятия и ... продать его. Вырученные деньги вложить в другой, более прибыльный на данном этапе, бизнес. И так шаг за шагом, сделка за сделкой, пока не возникнет желание вкладывать деньги за границей.

Доминирующая цель — постепенное накапливание капитала с последующим размещением его в безопасном месте.

Третья группа — романтики капитализма — как правило, собственники и управляющие в одном лице. Они рассчитывают создать такое предприятие, которое кормило бы их и обес-печивало рост благосостояния на долгие годы.

Доминирующая цель — развитие и расширение предприятия за счет реинвестиций из полученной прибыли (с учетом того, что каждый вложенный рубль приносит соответствующую отдачу).

Как делать?

Когда определено «ЧТО ДЕЛАТЬ», возникает вопрос «КАК ДЕЛАТЬ это ЧТО?». Как реализовывать доминирующие у собственников цели, должны решать управляющие. Как ни странно, но это наиболее озабоченная часть населения страны. Эта группа людей озабочена проблемами финансовыми, материальными, семейными, сексуальными и множеством других. Обладая букетом комплексов, сформированных на почве неудовлетворенности, они просто вынуждены предпринимать те или иные действия для собственного самоутверждения. И, наверное, именно эта часть населения по праву может называться предпринимателями. Кто же они, так называемые топ-менеджеры организаций, и как они приходят на предприятия?

Во-первых, это родные и близкие, друзья и знакомые собственников. Рассчитывать на то, что они лучше собственника знают «Как делать?», не приходится. Женщины, в лучшем случае, руководствуются здравым смыслом, мужчины — в основном амбициями.

Доминирующая цель у этой категории топ-менеджеров — обес-печить себе максимально возможное получение благ за счет предприятия вне зависимости от размера заработной платы.

Во-вторых, это специалисты предприятий, достигшие высоких постов. Они упорно двигались вверх по служебной лестнице, и большинство из них уже достигло границ собственного уровня компетенции. Однако процесс вымывания кадров выталкивает их на вершину пирамиды управления организацией. Не успевая на высшем уровне быстро принимать правильные решения, они перекладывают ответственность на своих подчиненных и ревностно заботятся о том, чтобы удержаться на доходном месте.

Доминирующая цель — сохранение собственного статуса, позволяющего использовать «доходное место» для решения личных проблем.

В-третьих, это приглашенные со стороны управляющие и директора, достойно проявившие себя на предыдущем месте работы. Они полны сил и уверенности в себе, они еще далеки от границ собственного уровня компетенции и поэтому готовы решать задачи любой сложности. Они меняют структуру, производственные и финансовые отношения, увольняют старых и принимают новых сотрудников, выстраивая организацию под себя, и готовы в любой момент покинуть предприятие, получив более заманчивое предложение.

Доминирующая цель — самоутверждение, признание элитных клубов и женщин, престиж со всеми атрибутами (деньги и власть, власть и деньги).

И, наконец, в-четвертых, это категория топ-менеджеров, принятых на основании «резюме». У них самый широкий спектр мотиваций. Но по отношению к организации их роднит одно — они приходят со своей базой данных, связями, нарабатывают на фирме новые и уходят, унося с собой весь накопленный таким образом информационный капитал. Им все равно, в какой сфере бизнеса работать — туризм или строительство, торговля недвижимостью или супермаркет.

Собственник им не доверяет, они отвечают тем же, считая себя умнее и предприимчивее. И так, от беспрекословного подчинения до активного угодничества, а потом и беспринципностью они завоевывают свое место в управлении организацией, чтобы, оттолкнувшись от нее, как от опоры, без сожалений идти дальше, оставаясь всегда, как «свой среди чужих», рассчитывая при благоприятном стечении обстоятельств открыть собственное дело.
Доминирующая цель — разбогатеть (не заработать) настолько, насколько хватает фантазии, любыми возможными способами.

Кто делает?

И кто же будет делать все эти «ЧТО?» и «КАК?»? А НИКТО — некому.

Работники, изо дня в день выполняющие одни и те же операции, одни и те же обязанности, не витают в облаках, а доводят до автоматизма свои действия, не рассчитывая на повышение зарплат и окладов, по-своему решая «ЧТО» и «КАК» делать.

Старая «рабочая гвардия», токарь или секретарь, приходят на свое рабочее место по привычке, выработанной годами. Их осталось не много. Это мастера, профессионалы, которые выполняют свою работу независимо от того, какие и от кого получают указания — начальники приходят и уходят.

Доминирующая цель — сохранить привычный образ жизни. На своем рабочем месте они, как рыба в воде. Но измените условия существования — и не избежать трагедии.

Другая категория — это работники, обладающие неискоренимой привычкой, выработанной при социализме: выносят все — от болта до компьютеров, ни дня с пустыми руками — не для продажи, а для обустройства быта — зачем покупать в магазине, когда можно взять на работе? Работа работой, а для дома, для семьи — это святое. Ножи наточить, починить кофемолку, курсовик из Интернета распечатать, кафель для ванной — сам бог велел. Кто где работает, тот то и имеет. Но независимо от того, есть что взять с предприятия или уже нет, все воруют рабочее время. Где два часа, где полдня, когда в поликлинику, когда «мастер должен прийти» — отпрашиваются все, всегда и кто на сколько может. Воруют время и не выходя из цехов и контор, создавая «клубы по интересам». Чаепития у дам, домино у мужчин — что бы ни делать, лишь бы ничего не делать.

Доминирующая цель — уж если предприятие обеспечивает необходимый минимум стабильности и дохода, то все остальное мы у него возьмем сами.

И еще одна, очень небольшая, категория исполнителей — работники, заинтересованные в конечном результате своего труда. В крайней точке это собственник, менеджер и исполнитель в одном лице. Например, когда сам строишь баню на дачном участке, то ясно, что ни гвозди, ни время воровать не у кого, только у себя. Очень четко проявляется заинтересованность в результате небольших групп разработчиков, конструкторов, программистов. Признавая авторитет руководителя (менеджера), они понимают, что их благосостояние зависит от конечного результата работы.

Доминирующая цель — повышение собственного благосостояния за счет роста профессионального мастерства.

А что в результате?

А в результате все банально просто. Какую бы задачу не ставил собственник — хозяин предприятия, в каком бы направлении не послал бы он своих директоров и управляющих, они (топ-менеджеры) всегда, двигаясь тернистым долгим путем, будут набивать свои котомки, кто грибами, кто ягодами, а кто орехами — куда судьба (хозяин) зашлет.

От 10% до 30% оборота предприятия остается в распоряжении и пользовании управляющих. Ведь именно они — топ-менеджеры — контролируют потоки финансовые, материальные и информационные. Они успешно осваивают советскую науку — науку отчетности. Главное не полученный результат, а отчет о проделанной работе. В XXI веке это явление уже принимает всеобъемлющий характер. И если кто-то еще думает, что топ-менеджеры находятся между собственником и исполнителем, как между молотом и наковальней, то глубоко заблуждаются. Всё с точностью до... наоборот.
Мы вступаем (уже вступили) в эру власти менеджеров (менеджекратию). Период бюрократических проволочек себя изжил. Наступил период купли-продажи принятия решений. Топ-менеджеры контролируют и осуществляют процесс перераспределения как на каждом отдельном предприятии, так и во всей экономике.

Чтобы в полной мере образно представить положение на большинстве наших предприятий, читайте басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Кто есть кто? — узнай себя сам. Все «тянут» в «поте лица», каждый в свою сторону, и у всякого есть на то объективные причины.

Дата: 16.11.2004
Алексей Случаев
"Петербургский строительный рынок" 11 (75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!