Электрооборудование в свете требований закона о техническом регулировании

1 стр. из 1

Качество электрооборудования, применяемого в строительстве, в том числе и жилищном, в последнее время серьезно повысилось. Особенно в части безопасности, ибо качество сегодня — это прежде всего безопасность потребителей. Новые инженерные и производственные решения, использование электроники, современного дизайна и улучшенных материалов привели в некоторых случаях к революционным изменениям.

Какие требования к электрооборудованию предъявляются сегодня, после вступления в силу Закона РФ «О техническом регулировании»? За разъяснениями редакция журнала обратилась к заместителю генерального директора ФГУ «Тест-С.-Петербург», члену Совета по качеству СПб Г. Н. Ивановой — признанному авторитету в сфере стандартизации прежде всего технических средств.

— Галина Николаевна, что нового сегодня в области электрооборудования, если взглянуть на вопрос с точки зрения закона о техническом регулировании?

— Прежде, чем говорить о конкретных изделиях, надо разобраться в общих вопросах, касающихся проблем, связанных с изменениями после вступления в силу Закона РФ «О техническом регулировании».

Россия вскоре вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отсюда главный вопрос: на что сегодня надо ориентироваться производителям? Главной целью производителей должен стать выпуск продукции, соответствующей уровню требований ВТО. Естественно, в первую очередь надо использовать и ориентироваться на те международные стандарты, которые уже приняты в России. Наши национальные стандарты во многих областях гармонизированы с европейскими и международными. Уровень гармонизации в сфере электротехники составляет пока всего лишь 35%. Работы, как видите, еще выше крыши. В сферу гармонизации входят не только требования к продукции, но и к методам испытания и идентификации, что очень важно, потому что после вступления в ВТО мы должны работать по единым правилам.

Второе, что хочу сказать: принятые сейчас в России национальные стандарты соответствуют мировому уровню, но дать общую оценку трудно, поскольку в целом гармонизировано всего около 35%. В области электротехники технические регламенты появляются, обсуждаются, но пока ни один не принят. Очень много вопросов приходится решать впервые. Я слышала о том, что Правительство РФ выходит с просьбой о продлении сроков разработки и принятия технических регламентов. Первоначально это было 7 лет, а будет, видимо, 10. Почему? Технический регламент — это закон. А разве можно быстро принять хороший закон? Тем более, что их много. Раньше законы принимались Думой, подписывались Президентом и люди видели его уже только опубликованным. Технические регламенты будут теперь приниматься через широкое общественное обсуждение производителей и потребителей. Меня лично в большей степени волнует электронная отрасль, которая связана с развитием нашего машиностроения, приборостроения, обороной страны, потому что по большому счету электронной отечественной промышленности уже нет. Мы практически можем оказаться лицом к лицу с очередным эмбарго, когда политики какой-то страны возьмут и скажут: не поставлять больше в Россию электронных изделий! Под угрозой окажется безопасность страны. И без того, если верить заявлению Грефа, темпы роста промышленности у нас ниже запланированных…

Еще вопрос, о котором сегодня надо думать всем российским производителям, если они хотят остаться хотя бы на отечественном рынке. Сейчас им необходимо получать не только национальный сертификат, но и иметь уже право маркировать свою продукцию и знаком СЕ, и другими международными знаками, потому что после вступления в ВТО к нам будет поступать продукция «оттуда», мы будем работать по единым правилам, наша продукция, не промаркированная международными знаками, «там» будет не нужна: она не будет отвечать требованиям европейского законодательства, а значит, ВТО.

Очень хотелось бы, чтобы промышленность развивалась. А это зависит и от тех сроков, которые необходимы для гармонизации стандартов, для создания минимально необходимого пакета технических регламентов. Я думаю, что нужно узаконить нормальный процесс разработки технических регламентов. Без этого получается, что никто не знает, чем и в какие сроки нужно заниматься, все как бы затаились и ждут: а что же будет дальше? В разработке и принятии таких документов должны участвовать технические эксперты, а в Думе сегодня — в основном юристы и бывшие военные, специалистов по техническим регламентам почти нет. О каких темпах и уровне проработок может идти речь?..

Более подробно о проблемах технического регулирования рассказала начальник сектора стандартизации ФГУ «Тест-С.-Петербург» И. Г. Шилинская. Какими становятся принципы технического регулирования, что такое технические регламенты, национальные стандарты, стандарты организаций в свете действия закона «О техническом регулировании»? — на эти вопросы Инна Григорьевна ответила следующее:

— С 1 июля 2003 г. мы живем в условиях действия Закона РФ «О техническом регулировании». С этой же даты отменены 2 закона: «О стандартизации» и «Об обязательной сертификации». Новый закон разделил существующую по настоящее время на государственном уровне контрольно-надзорную деятельность, то есть государство несет ответственность за безопасность, за защиту жизни здоровья и окружающей среды, за то, что определено безопасностью в законе и одновременно защищает от обмана на рынке. А вот вопросы качества, конкурентоспособности продукции уже регулируются рынком, и ответственность за это возложена на производителя. Основными целями реформирования являются:

1) снижение административного давления на предпринимателей (производителей);
2) устранение излишних торговых барьеров, в том числе во внешней торговле;
3) защита рынка от опасной и фальсифицированной продукции.

Всего этого можно достичь, сформировав новую систему технического регулирования. Законом нам предложена двух-уровневая система нормативных документов. Первый уровень — это технический регламент, являющийся законодательным документом, обязательным для исполнения и применения. А второй — это национальные стандарты, которые имеют добровольный статус. Причем национальные стандарты являются доказательной базой тех обязательных требований, которые установлены на законодательном уровне, т. е. технических регламентов.

— Что такое технический регламент и национальный стандарт?

— Технический регламент — это документ, принятый международным договором, Российской Федерацией или Федеральным законом или утвержденный указом Президента, или Постановлением Правительства РФ, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции, в том числе здания, строения и сооружения, процессов производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации.

Закон о техническом регулировании предусмотрел два вида технических регламентов: 1-й — это общий технический регламент относительно любой продукции, 2-й — специальные технические регламенты на отдельные виды продукции, они устанавливают требования, не предусмотренные общими техническими регламентами. Подсчитано, что надо разработать около 2 000 технических регламентов за 7 лет. Из этих 2 000 планируется 500 обязательных (и в начале нужно разработать именно их), а 1 500 специальных, с учетом специфики продукции. Из выступлений руководителей Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (преемник Госстандарта) известно, что на столе у Правительства лежит программа на разработку около 300 технических регламентов, среди которых есть как общие, так и специальные: на безопасность машин и оборудования, лифтов, подъемно-транспортных средств, электромагнитной совместимости, безопасность пищевой продукции и т. д.

Технический регламент определяет уровень безопасности, а национальные стандарты устанавливают нормы и методики, которые являются доказательной базой требований технических регламентов.

В национальных стандартах указываются конкретные показатели качества и как их можно достичь.

В Законе установлено, что технические регламенты будут базироваться на международных стандартах и устанавливать минимальные требования безопасности. В новых условиях хозяйствования стандартизация превратилась в часть глобальной политики: принятие стандарта в качестве международного открывает возможность для реализации продукции на международном рынке и закрывает этот рынок для товаров, не соответствующих этому стандарту.

В постановлении Правительства №4 от 30 января 2004 г., зарегистрированного в Минюсте РФ, сказано, что со дня вступления в силу Закона «О техническом регулировании», т. е. с 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами все государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г., а обязательные требования, выделенные в этих стандартах, действуют до момента выхода соответствующих технических регламентов.

Добровольность в применении национальных стандартов не означает, что их не надо применять. В европейских документах написано, что такое добровольность. Добровольность означает, что это рекомендуется к применению. Понятия добровольности как таковой нет, но все, что рекомендуется в этой сфере деятельности, вы обязаны использовать.

— Что такое безопасность продукции, и каковы цели принятия технических регламентов?

— Из Федерального Закона мы видим, что под понятием безопасности понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений. Впервые в понятии «безопасность» упоминается: а) риск для жизни и здоровья животных и растений, б) конкретизируется понятие имущества. В свете этого определения можно выделить 3 цели принятия технических регламентов:

1) защита жизни и здоровья граждан, защита имущества;
2) охрана окружающей среды;
3) не введение потребителя в заблуждение.

Чтобы новый принцип правового регулирования отношений заработал, нужно создать систему правовых и нормативных документов, примерно в 70 законов РФ, принятых ранее, внести изменения, скорректировать ряд постановлений Правительства и разработать значительное число подзаконных актов. Работа непростая, на это нужно время.

Ранее было принято 11 постановлений, среди которых есть постановления от ноября 2003 г. «О размерах оплаты за опубликование уведомлений о начале разработки проектов технических регламентов и национальных стандартов и о завершении их публичного обсуждения». Разработчиком регламентов, как установлено в Законе «О техническом регулировании», может быть любое лицо. В настоящее время уведомление о начале разработки проекта технических регламентов можно найти в журнале «Вестник технического регулирования», а уведомление о начале разработки национальных стандартов и о их завершении — в информационном указателе, который с 1 января носит название «Национальные стандарты». Для того чтобы процесс обсуждения проектов стал «прозрачным», к этому желательно бы привлечь любого члена общества. Специалисты всех отраслей должны следить за уведомлениями, чтобы принять активное участие в их обсуждении

Если вести разговор об электротехнических изделиях, применяемых в жилых и других зданиях, то кому как не самим проектировщикам этих изделий выступить в роли разработчиков проектов технических регламентов или национальных стандартов и принимать участие в обсуждении новых документов по этому направлению. Госдума по предложению союза участников потребительского рынка ввела так называемое нулевое обсуждение проектов технических регламентов на широкое обсуждение граждан и организаций РФ для выработки общей позиции в отношении каждого проекта на предмет правового регулирования потребительского рынка с учетом интересов потребителей. Около 30 проектов технических регламентов прошли такое нулевое обсуждение, и некоторые из них претерпели существенные изменения. К каждому проекту технического регламента нужно относиться осторожно, с учетом возможностей производителей. Разработчиками на широкое обсуждение было представлено около 45 проектов технических регламентов. Специалисты надеются, что около 10 будут утверждены в конце этого, начале будущего года.

— Будут ли упразднены СНиПы?

— В законе о техническом регулировании в ст. 13 указаны нормативные документы в области стандартизации, среди которых не значатся отраслевые стандарты. В строительстве таким стандартом является СНиП. Госстрой так же, как и другие министерства и ведомства, поставлен перед задачей: до 01.01.2010 г. переработать отраслевые документы в любой другой вид документов, установленный статьей 13 закона о техническом регулировании.

— Стандарт организации является своего рода фирменным стандартом?

— В ранее действующей государственной системе ГОСТом Р 1.4 — 93 были установлены требования к стандарту предприятия и стандарту научно-технических и общественных организаций. В ныне разрабатываемой Национальной системе стандартизации вместо него вводится ГОСТ Р 51.4 с названием «Стандарты организаций. Общие положения».

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а такжедля распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона.

Субъект хозяйственной деятельности, разрабатывая свой стандарт, должен провести экспертизу его на соответствие стандарту законодательства РФ, действующим техническим регламентам, национальным стандартам, научно-техническую, метрологическую экспертизы, правовую и патентную экспертизу и нормоконтроль. Таким образом, требования к стандартам организации более жесткие, чем требования к техническим документам ТУ, по которым они ранее выпускали свою продукцию. Разработчики электротехнических изделий уже сегодня могут начинать активную работу по созданию стандартов организаций на свою продукцию (закон о техническом регулировании определил переходный период в 7 лет, из них год мы уже прожили. А. К.).Разработчикам электротехнической продукции не надо все оставлять на последний день.

— Какими документами должен сегодня руководствоваться проектировщик, строитель, если ему надо в массовом порядке поменять какое-то изделие на другое?

— Теми, что действуют на территории РФ. В стране ни на минуту не прекращалась работа по разработке стандартов. Государственное агентство по техническому регулированию и метрологии (преемник Госстандарта), базируясь на постановлении Правительства, формирует и ведет фонд нормативных документов, поддерживает его в функциональном состоянии. Там насчитывается более 60 тыс. нормативных документов. Среди них около 25 тыс. национальных стандартов ГОСТ Р. Еще раз хочется напомнить: до принятия технических регламентов в стране сохраняются обязательные требования, выделенные в национальных стандартах.

— Скоро начнет действовать автоматизированная информационная система (АИС). Расскажите о ней подробнее.

— Среди упомянутых выше принятых постановлений Правительства было принято постановление, касающееся ведения Федерального фонда нормативных документов и введения в стране новой единой автоматизированной информационной системы по техническому регулированию, которая поможет любому субъекту хозяйственной деятельности РФ получить полную информацию.

В соответствии с приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии г-на Г. И. Элькина были назначены ответственные исполнители для проведения опытной эксплуатации АИС по распространению официальных изданий стандартов. Это небольшая часть, которая будет являться одной из составляющих единой информационной системы по техническому регулированию. Среди исполнителей — ФГУ «Тест-С.-Петербург», ФГУП ВНИИКИ и ОАО ВНИИС. Сдача АИС в промышленную эксплуатацию намечена на февраль 2005 г.

Дата: 24.11.2004
Анатолий Комаров
"СтройПРОФИль" 8 (38)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!