|
|||||
![]() |
![]() |
1 стр. из 1
Она гласит, что первые примитивные светильники появились около 13 000 лет до н. э. Не останавливаясь на деталях прогрессивного движения человечества вперед в области развития освещения в далеком прошлом, отметим, что масляной лампе 5 000 лет, восковой свече 2 500 лет, сальной свече 900 лет, газовому свету около 400 лет, керосиновой лампе 150 лет, стеариновой свече 130 лет, лампе накаливания 120 лет, газоразрядным лампам около 110 лет. В последние годы появилось множество разнообразных высокоинтенсивных источников света и светильников к ним. Все эти достижения позволили не только выполнять наружное освещение улиц, внутреннее освещение зданий, но и переходить постепенно к подсветке памятников, фасадов зданий, музеев, церквей и т. д. Осуществление подсветок начиналось с осветительных приборов с лампами накаливания. С годами осуществлялся переход на новые источники света. Так, например, примерно 30 лет назад светотехническими заводами СССР выпускались прожектора или светильники прожекторного типа: Следует отметить и появившиеся в то время ксеноновые лампы — ДКсТ. Они выпускались мощностью 10, 20, 50 кВт, а лампа «Сириус» была мощностью 300 кВт. Однако эти лампы нашли применение частично для освещения больших пространств, но не для подсветок. Их недостатком были сложность устройства, большая стробоскопия, небольшая продолжительность горения — лишь несколько сот часов (200–500). С использованием указанных прожекторов, а также и ряда других, в различных городах Союза были произведены разнообразные подсветки многих объектов. Так к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 г. было спроектировано освещение ансамблей и отдельных зданий, например, в районе Красной площади (Мавзолей, Спасская, Никольская и Сенатская башни Кремля, здания Покровского собора и Исторического музея, здания Совета Министров СССР, Большого театра, Московского Совета и другие). При этом за основу была принята расчетная светность фасада до 30 лм/кв. м. Это при коэффициентах отражения освещаемых поверхностей в пределах 25–50% давало освещенность 60–120 лк. Средняя удельная мощность составила 6 Вт на 1 кв. м поверхности фасадов. Для освещения Красной площади было установлено 184 прожектора, а для освещения здания Совета Министров СССР —136 прожекторов общей мощностью соответственно 157 и 161 кВт. Для освещения фасадов здания Московского государственного университета на Ленинских (ныне Воробьевых) горах, высотой 230 м и длиной 1250 м, применены в основном прожектора ПЗС-45.Общая установленная мощность — 670 кВт (826 прожекторов) и иллюминационное контурное — 150 кВт. Распределение яркости по высоте здания принято неравномерное. А освещение фасадов 46 павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве потребовало установки 1 700 прожекторов, из них 600 типов ПФС-45 и ПФС-35, остальные — типов ПЗС-45 и ПЗС-35. Их общая установленная мощность составила около 1 350 кВт. Сложнейшая подсветка знаменитой Останкинской башни высотой 537 м осуществлялась батареями прожекторов у ее подножия и прожекторами на высоте свыше 300 м от поверхности земли. Во втором городе СССР, Ленинграде, освещение фасадов ряда зданий и памятников в 1960–1970 гг. также имело довольно большое распространение. Получил подсветку фасад Зимнего дворца, Государственного Эрмитажа со стороны Дворцовой площади. Подсветка выполнялась 24 прожекторами ПЗС-45 с лампами ДРЛ. Был подсвечен фасад Главного штаба, церковь Петра и Павла (на Невском пр.), театр им. Пушкина, собор Петропавловской крепости, здание Адмиралтейства, памятник Петру I (Медный всадник), фондовая биржа, телевизионная башня и ряд других объектов. В других городах страны также велись работы по подсветке, но, естественно, в меньших масштабах. Можно отметить хорошую подсветку памятнику Богдану Хмельницкому в Киеве. Особую значимость приобрели архитектурные решения светового освещения памятников и монументов в честь героев Великой Отечественной войны. Архитектурное освещение мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» потребовало установки сотни прожекторов и светильников, питавшихся от 4 трансформаторных подстанций общей мощностью около 2 000 кВа. Курган Славы Советской Армии в честь освобождения Белоруссии был возведен в честь подвига воинов 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов на 18 км шоссе Минск-Москва; памятник высотой 70,6 м, а также поверхность холма кургана и внешнюю поверхность кольца осветили прожектора ПФР-45-2, ПФР-45-1. Красочным получилось освещение мемориального комплекса памятника «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Мать-Родина» в Волгограде. Своеобразная световая картина заняла свое место в архитектурно-художественном освещении мемориала Аллеи Славы, памятника неизвестному матросу в Одессе. В городе-герое Ленинграде 9 мая 1975 г. на площади Победы открылся мемориальный зал монумента героическим защитникам Ленинграда, освещенный хорошо и просто. Памятник летчикам, защитникам ленинградского неба, осветил прожектор ПКН-1000-2 с лампами КГ-220-1000-5. На шоссе Ленинград-Киев, близ Луги, засветился в вечернее время памятник Партизанской славы. Его осветили прожектора типа ПМЗ-35 с лампами накаливания 500 Вт. Подсвечивание перечисленных объектов в те годы было выполнено с использованием осветительных приборов скудной номенклатуры. При этом следует напомнить, что их получение зависело от очередности и времени прохождения заявки через Госснаб СССР и Союзглавэлектро, что не всегда проходило быстро и оперативно. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, выполненное в то время архитектурное освещение объектов получало, как правило, заслуженно высокие оценки. Сейчас все стало значительно проще. Существует огромная номенклатура совершенных осветительных приборов. Можно отметить значительный прогресс в области светотехнических характеристик источников света. Выбор и приобретение всего необходимого осуществляется быстро и просто. Поэтому целесообразно от истории архитектурного освещения ряда объектов перейти к сегодняшним требованиям и концепциям по его созданию во взаимодействии с освещением наружным, витринным и рекламным. Итак, постановлением Госстроя России от 29 мая 2003 г. за № 44 утвержден СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение». В него включен дополнительный подраздел по наружному архитектурному освещению зданий и сооружений. В подраздел входят пункты с 7.56 и 7.66, табл. 20–22. В этом же подразделе пункты 7.67–7.69, табл. 23 — по витринному освещению и пункты 7.70–7.71, табл. 24 — по рекламному освещению. Отметим ключевые моменты дополнительного подраздела СНиП 23-05-95*: В п. 7.60 даются рекомендации, а не строго обязательные требования, и это хорошо. Соотношения максимальной и минимальной освещенностей в пределах освещаемой зоны не менее 10:1 и не более 30:1 при создании максимальной освещенности на элементе, акцентируемом светом. В п. 7.63 в установках архитектурного освещения следует использовать разрядные источники света. При локальной подсветке допустимо использование ламп накаливания, преимущественно галогенных, а также источников хроматического излучения или цветных светофильтров. Требования последнего пункта понятны, хотя они фактически сводят на нет использование ламп накаливания — одного из главных источников наружного освещения 1950–1980 гг. Действительно, например, лампы накаливания мощностью 500 и 1 000 Вт, используемые в прожекторах, имеют световую отдачу соответственно — 16,8; 18,8 лм/Вт, а натриевые лампы мощностью 150, 250 Вт — 100 лм/Вт; 400 Вт — 125 лм/Вт. Световая отдача ламп ДРИ — в среднем 76 лм/Вт. Таким образом, новые источники света эффективнее ламп накаливания в 4–6 раз. При повышении тарифов на электроэнергию за эти годы в 65–70 раз учет этого фактора, кроме эстетического, имеет и существенное экономическое значение. В частности, для архитектурной подсветки применяются и люминесцентные источники света, нередко используемые для создания светового обрамления освещаемого объекта. Практика показывает, что светильник с особо соответствующей степенью защиты, с люминесцентной лампой может функционировать при минусовых температурах с электромагнитными ПРА, не говоря уже об электронных ПРА. Правда, при температурах около -20 0С светильник может по стартерному пуску не зажечься. Если же светильник работает, то при морозе может уменьшиться световой поток ламп. Кроме того, можно в таких светильниках использовать морозостойкие люминесцентные лампы с проводящей полосой, рассчитанные на температуру окружающей среды до -30 0С. Вопросы наружного освещения архитектурных элементов здания следует решать с учетом проработки и рассмотрения различных аспектов. Они следующие: Следует обратить внимание, что в вопросах архитектурного освещения зданий не должно быть строгих, трафаретных решений, единых рекомендаций. Для каждого конкретного случая надо принимать решения, исходя из рассмотрения и осмысления многих составляющих освещаемого объекта и фона, на котором он рассматривается. При этом следует отметить, что чрезмерная большая освещенность, а значит, и яркость рассматриваемых элементов здания по сравнению с яркостью окружающего фона приводит к резкому выделению освещаемого сооружения из общего комплекса архитектурного ансамбля. Такой прием иногда применяется в зарубежной практике для целей рекламы и зачастую не приводит к украшению города. Более того, резкое выделение подсветкой зданий и создание в поле зрения прохожих и водителей чрезмерно яркой освещенности приводит к быстрому утомлению органов зрения и снижению скорости их реакции, что отрицательно отражается на условиях видимости различных препятствий и ухудшает условия общей ориентировки по городу. Вместе с тем не всегда нужно создавать и одинаковую освещенность по всей площади фасада здания. Определенная неравномерность освещения, уменьшение или увеличение освещенности по высоте здания, иногда помогает лучше отметить отдельные архитектурные и конструктивные элементы. Средствами освещения достигается то, что освещаемое сооружение с определенных дистанций или воспринимается наблюдателем как единое целое, или воспринимаются только его отдельные, наиболее выразительные части. Нет необходимости избегать образования теней на освещаемой поверхности, ибо умелое сочетание света и теней может зачастую передать архитектурные особенности освещаемого сооружения. Вопросы ночного вида зданий, особенно целых архитектурных ансамблей, должны решаться при их разработке в тесном сотрудничестве архитекторов и светотехников. В последние годы такая тенденция получила широкое развитие в работах компаний не только в Москве («Моссвет», «Светосервис» и др.), в Санкт-Петербурге («Ленсвет», «Сарос», «Амира», «Техно-свет», «Петросвет», «СПДГ-Комершиал», «Торн», «Точка опоры» и другие), но и во многих других городах России. Об этих работах можно судить также и по материалам докладов, прозвучавших на V Международной светотехнической конференции, проходившей в сентябре 2003 г. в Санкт-Петербурге под девизом «Свет и прогресс». В ней приняло участие 300 российских специалистов из 28 городов и 135 организаций и фирм, а также ведущие зарубежные светотехники из 11 стран мира. В заключение, для примера, остановимся на фотоснимках лишь ряда современных осветительных установок, запроектированных и выполненных специалистами фирм Санкт-Петербурга по программе «Светлый город», 1-й этап которой завершился в 2003 г. Однако архитектурное освещение в городе набирает свои обороты, продолжая украшать светом город на Неве. Свидетельство тому — утвержденный в июле 2004 г. губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко «План мероприятий по развитию наружного освещения «Светлый город» на 2004–2007 годы» /Декоративная подсветка фасадов Невского проспекта, светодинамическая подсветка легендарного крейсера «Аврора» и многое другое/. Подобное осуществляется, но в большем масштабе — в Москве, в меньшем — в других городах России. При этом украшение подсветкой фасадов различных объектов стало реалиями жизни городов — больших, средних, малых. Следует отметить, что санкт-петербургские светотехники оказывают помощь своим коллегам в создании архитектурного освещения в других городах страны: Москве, Владивостоке, Красноярске, Петрозаводске, Самаре и т. д. И последнее. Ограниченные рамки данной статьи не вместили всю многогранную палитру архитектурного освещения, дающего людям свет в темное время суток, а лишь коротко показали становление, достижения и акценты функционирования подсветки во имя красоты вечернего города. Дата: 24.11.2004 Е. А. Лесман "СтройПРОФИль" 8 (38)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |