Валерий Сердюков: «Перспектива — устойчивое развитие»

1 стр. из 1

(интервью с губернатором Ленинградской области)

— Валерий Павлович, в общественном сознании Ленинградская область долго не ассоциировалась с нефтегазовой промышленностью. Однако в последние годы здесь был реализован ряд крупных проектов, что существенно повысило статус региона не только в общероссийском, но и мировом масштабе. На сегодняшний день как Вы оцениваете значение Ленинградской области для российского нефтегазового сектора экономики, с учетом того, что в выступлениях Президента России неоднократно подчеркивалась необходимость диверсификации экспортных направлений и развития нефтепереработки?

— Действительно, Ленинградская область стала крупнейшим регионом по перевалке нефти и нефте­продуктов только в последние годы. Начало этому положило открытие в 2001 году с участием Президента России порта «Приморск», который стал конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы. Компания «Транснефть» реализовала серьезный, амбициозный и перспективный проект, направленный на обход портов Прибалтики и Финляндии при экспорте российской нефти. Первоначально это вызывало недовольство не только за рубежом, но и у некоторых руководителей федерального уровня. Были трудности с реализацией проекта, и реально работа пошла после того, как только назначенный председателем Правительства России В.В.Путин на одном из заседаний сказал, что хватит разговоров, торможения начинаний и жестко указал на необходимость выполнения данного проекта для страны. В течение всего времени работы на посту главы государства действующий президент постоянно интересуется реализацией проектов в области, направленных на укрепление экономики России. Нефтегазовые направления здесь являются одними из ключевых: БТС вышла на проектную мощность, началась прокладка трубопровода «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск» компании «Транснефтепродукт», которая выведет в Приморск новую экспортную ветку, позволяющую увеличить объем перевалки светлых нефтепродуктов через российские порты. Компания «ЛУК­ОЙЛ» в Высоцке успешно эксплуатирует свой порт, который обеспечивает поставки топлива на Запад, не задействовав в процессе Прибалтику и Финляндию. Вы совершенно правы, что глава государства подчеркивает важность реализации проектов, направленных на производство продуктов нефтепереработки.

Действительно, это обеспечит большие налоговые поступления, новые рабочие места. В области в данном направлении ведется активная работа. Объединение «Киришинефтеоргсинтез» выполняет программу переоснащения производства с учетом реализации проекта по глубокой переработке нефти. Это значит, что через три года объем производства вырастет здесь на 40–60%, под такие перспективы заключено трехстороннее соглашение «Сургутнефтегаза», РАО «ЕЭС России» и Правительства области о надежном энергоснабжении «КИНЕФ».

Кстати, руководство «Сургутнефтегаза» не отказалось от строительства терминала в бухте «Батарейная». Этот проект одновременно с реализацией работы по гидрокрекингу будет развиваться. Есть проработка возможностей строительства ­нефтеперерабатывающего завода в Приморске. Кстати, вопросы максимально рационального использования ресурсов касаются не только нефтянки: последняя встреча с председателем правления ОАО «Газпром» А.Б.Миллером показала, что газовая корпорация заинтересована в строительстве на территории области завода по производству сжиженного газа. В Ленинградской области видят внимание как руководства страны, так и компаний по выполнению проектов, направленных на укрепление экономики за счет максимально рационального использования ресурсов.

— Какой вклад в бюджеты всех уровней вносят предприятия нефтяной и газовой отрасли в Ленинградской области?

— Этот уровень достаточно высокий, потому что предприятия нефтяной и газовой отрасли честные, исправные налогоплательщики, а по территории области проходят трубопроводы, имущество компаний, здесь высокая зарплата, и это является все налогооблагаемой базой. Вклад компаний не только выражается в деньгах, ведь в актив этой работы надо зачитывать участие «Транснеф­ти», «Сургутнефтегаза», «ЛУКОЙЛа», «Транс­нефтепродукта», «Газпрома», «Роснефти», «ТНК–ВР» в реализации социальных проектов. Понимая важность участия в этих начинаниях, руководители этих концернов всегда откликаются на предложения по оснащению учреждений здравоохранения, образования. Благодаря этим компаниям оборудованы многие больницы, приобретены школьные автобусы, позволяющие детям ездить на занятия и домой, не ожидая муниципального транспорта, решены многие серьезные вопросы. Крупный бизнес мыслит стратегически, и у него серьезный подход к работе. Предприятия нефтяной промышленности в городах, где работают, всегда реализуют проекты в сфере ЖКХ, обеспечивают своим работникам и всему населению достойные условия жизни и труда. С ними нет проблем по уровню зарплаты, а это серьезная проблема. В области принято постановление, по которому ни один бюджетник с 2005 года не будет получать меньше прожиточного минимума. А когда такие зарплаты декларируют промышленники, становится не по себе от уровня их мелочности, нежелания понимать государственные задачи. С нефтяниками, газовиками подобного непонимания не возникает: в отрасли работают крепкие хозяйственники и грамотные руководители, обеспечивающие хорошую зарплату, социальную защиту работников и умеющие видеть перспективу.

— Развитие нефтегазовой отрасли способствует развитию целого ряда смежных отраслей промышленности — возникает своего рода «цепная реакция», когда заказы от нефтяников и газовиков подрядчикам в смежных отраслях стимулируют заказы от этих подрядчиков и так далее. Насколько ощутим подъем смежных с нефтегазовой отраслей промышленности в области?

— Вы совершенно правы, развитие портовых проектов, строительства нефтепроводов, проект газификации области взбодрил, обеспечил подъем многих областных предприятий. Машиностроительный комплекс, до 1999 года находившийся в глубоком кризисе, начал развиваться и сегодня практически достиг лучшего за историю своего существования уровня. На областных машиностроительных предприятиях «Буревестник», «Ладога», «Кризо», многих других сформированы серьезные пакеты заказов от нефтяных, газовых компаний. «Выборгский судостроительный завод», «Пелла» ежегодно спускают со стапелей суда для портов области, причем это флот не только для обслуживания нефтяных компаний, но и для работы в акватории по обеспечению экологической безопасности. Развитие нефтяной, газовой промышленности позволило обрести заказы предприятиям, у них появились средства и необходимость приобретать новое оборудование, станки, следовательно, заработали поставляющие эту продукцию предприятия. Сегодня в областной промышленности обновление основных производственных фондов опережает их старение, и эта тенденция уже не сможет измениться. Строительство портовых сооружений, терминалов, нефтепроводов дало мощный толчок для раскрытия промышленного потенциала всего региона. А новые проекты – это не просто деньги, а обеспечение рабочих мест, укрепление социальной стабильности. В области сейчас уровень безработицы — 1%, это говорит само за себя. На предприятиях такой уровень заказов, что требуется все больше специалистов, в том числе для выполнения смежных заказов нефтегазовой отрасли.

— Ленинградская область — густонаселенный регион с выходом в Балтийское море, и защита природы здесь имеет особое значение. Кроме этого, выход на Европу привлекает пристальное внимание из-за рубежа к данной проблеме. Как Вы оцениваете реальную экологическую угрозу в связи со строительством крупных объектов транспортировки и переработки нефти и газа?

— С вопросами экологии и того, что вокруг нее происходит, мы столкнулись в процессе реализации проекта БТС. Тогда некоторые «зеленые» организации говорили, что если труба дойдет до Приморска, то будет загрязнение, а коль до Порвоо — все будет прекрасно. Мы выдержали это, потому что всегда относились к экологии внимательно и со всей ответственностью. Значительная часть сметы проектов идет на обеспечение всех природоохранных требований. Строительство обязательно проходит государственную экологическую экспертизу, оценку СЭС, всех профильных ведомств. Это колоссальная цепочка согласований, и они необходимы для будущего спокойствия и компаний, и населения. Работа ведется открыто и гласно, проводятся общественные слушания среди жителей районов области. В результате «Приморск» БТС признан финским президентом и премьером эталонным портом, открыты для комиссий, в том числе и независимых, все наши терминалы. Сейчас в области начинается крупный проект строительства Северо-Европейского газопровода, который пройдет по Балтике и территории нашего Выборгского, Приозерского районов. Делается детальная оценка экологической составляющей проекта, учитываются малейшие нюансы, ничего не будет упущено из виду, с результатами работы комиссий обязательно знакомим общественность. В реализации масштабных проектов иначе поступать нельзя, потому что к ним всегда повышенное внимание, и должна быть полная гарантия не только их высокого экономического значения, но и качественного исполнения.

— Развитие нефтегазового сектора в регионе, где нет месторождений углеводородного сырья, происходит по европейскому типу, т.е. запускаются высокотехнологичные проекты. Можно ли сказать, что Ленинградская область — Европа не только в плане географической близости, но и в плане технологического развития?

— Ленинградская область — единственный российский регион, имеющий сухопутную границу с ЕС, так что мы к Европе ближе всех, вне всяких сомнений. Что касается проектов, то могу сказать: уровень культуры производства, работа по обеспечению качественного труда, реализация социальных инициатив на «КИНЕФ» не оставляет сомнений, что это европейское предприятие. В Киришах предприятие открыло Дворец культуры, какого нет ни в одном малом городе России, бассейн олимпийского уровня, виртуальный филиал Русского музея. Сюда приезжают лучшие театры Европы, высокое качество жизни обеспечивает повышение профессионализма работающих людей. На терминале в Высоцке «ЛУКОЙЛ» также работает над обеспечением высокого уровня труда. В Приморске «Транснефть» построило жилье, решены коммунальные проблемы. Высочайшие технологии мирового уровня обеспечивают производительность труда по европейским стандартам, так что, нет сомнений в справедливости Вашей оценки. Хотя мне как губернатору хочется большего, а главное, чтобы на всех предприятиях уровень достиг того, какой есть в нефтегазовой индустрии.

— Ленинградская область — первая в России начинает строить энергетику будущего. Расскажите о проекте «ветряных» электростанций.

— Состоялась встреча с участниками проекта строительства первой в России ветро­электрической станции промышленного типа. Среди них — компании General Electric Energy, ABB (США), Princeton Energy Resources Int. (PERI), ЗАО «Лидесм». Стоимость проекта оценивается в $100 млн., и финансироваться он будет при поддержке правительства США и Глобального экологического фонда (ГЭФ). Также для его успешного функционирования придется, по крайней мере, в первые годы дотировать расходы на выработку электроэнергии из бюджета области. Специалисты полагают, однако, что со временем эксплуатация нового ветроэнергетического комплекса принесет пользу не только окружающей среде, но и бюджету региона.

Ветроэнергетика — экологически чистый, рентабельный способ производства энергии — самое перспективное направление в развитии альтернативной энергетики. По оценке специалистов, в России самыми перспективными районами для ветроэнергетики являются северные регионы, — особенно эффективно строить ветроэнергетические комплексы на побережье, где ветер дует практически постоянно.

У нас такие территории расположены вдоль Финского залива, то есть в местах развития портовых проектов. Конечно, для крупных терминалов энергии ветряных станций будет мало, но для обслуживания подсобных служб достаточно, так что, как видите, и в этом проекте не обойтись без взаимодей­ствия с нефтегазовой индустрией.

— Спасибо за интервью и искренне желаем, чтобы Ленинградская область всегда поддерживала такие же, как сейчас, конструктивные взаимоотношения с предприятиями нефтяной и газовой промышленности.

Дата: 22.11.2004
Вадим Касьяненко
"НефтьГазПромышленность" 7 (12)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!