«Сплав-Модернизация» — безопасность перевозок нефти

1 стр. из 1

В наш век техногенных катастроф особенно актуальным становится обеспечение безопасности перевозки опасных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. Одним из средств обеспечения такой безопасности может служить прибор нижнего слива для нефтебензиновых цистерн, разработанный Проектно-конструкторским и технологическим институтом трубопроводной арматуры «Атомармпроект», входящим в Машиностроительную корпорацию «Сплав». Прибор изготавливается ЗАО «Сплав-Модернизация» в составе той же корпорации. Универсальный сливной прибор для нефтебензиновых цистерн, разработанный в середине 50-х гг., выпускается серийно до настоящего времени практически без существенных изменений.

Универсальный прибор имеет два запорных органа — клапана, опирающихся через резиновые уплотнительные кольца (прокладки) на цилиндрические седла. Внутренний клапан прижимается винтом со штангой и рукояткой, расположенными во внутренней полости котла. Наружный клапан прижимается винтом на откидывающейся скобе.

Такая конструкция сливного прибора наряду с очевидными достоинствами обладает и определенными недостатками, к числу которых следует отнести возможность попадания под клапан твердых частиц или посторонних предметов, повреждающих резиновые кольца, а также невозможность проконтролировать плотность прижатия клапанов, особенно после промывки и пропарки цистерн в зимнее время.

Кроме того, эта конструкция в настоящее время не удовлетворяет требованиям «Международных правил перевозки опасных грузов по железным дорогам» (RID) и «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ADR), которые в ближайшее время вступят в действие на территории Российской Федерации.

Совершенствование и проектирование новых типов котлов нефтебензиновых вагонов-цистерн определили необходимость разработки технических требований к универсальному сливному прибору в части обеспечения повышенной надежности и предупреждения отказов, приводящих к утечке перевозимых грузов. По сути дела, его конструкция отставала в развитии по сравнению с другими узлами цистерны, что усугубляло положение слабого звена прибора в устройстве вагона при перевозке опасных грузов.

Приведем несколько цифр, свидетельствующих о необходимости разработки новых технических требований к универсальному сливному прибору нефтебензиновых цистерн.

Основной причиной утраты нефти и нефтепродуктов, вызванных неисправностью вагонов-цистерн, являются течи через нижние сливные приборы (более 80% случаев). По этой причине утрата нефте­продуктов в 2001 г. составила 200 т (18 случаев), в 2002 г. — 531 т (26 случаев) и за 8 месяцев 2003г.— ­120 т (18 случаев). Эти цифры приведены в Указании Министерства путей сообщения РФ «Об обеспечении экологической безопасности при перевозке, хранении и реализации нефти и нефтепродуктов» №305пр-у от 30 сентября 2003 г. Этим же Указанием руководителю Департамента вагонного хозяйства и начальникам железных дорог поручено «…обеспечить контроль за выполнением качественного ремонта вагонов-цистерн и поддержанием их в исправном техническом состоянии, внедрением цистерн нового поколения, имеющих сливные приборы с тремя запорными устройствами, полностью исключающими утрату нефтепродуктов».

В связи с этим создание новой конструкции сливных приборов повышенной надежности при перевозке опасных грузов было определено не только временем, но и усилением мер по сохранению экологии и природных ресурсов, снижению затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава.

Основным отличием нового сливного прибора от существующих конструкций является наличие запорного органа — шарового крана, размещенного во внутренней полости котла цистерны и имеющего два входных и одно выходное отверстия.

Управление шаровым краном осуществляется через штангу и откидывающуюся рукоятку, размещенную в горловине люка-лаза. Рукоятка привода шарового крана имеет два положения: «открыто»/«закрыто». Перевод крана из одного положения в другое осуществляется поворотом рукоятки на 90°. Устройство рукоятки управления шаровым краном не позволяет закрыть крышку люка-лаза цистерны при открытом шаровом кране.

Для облегчения открывания шарового крана при низких температурах в конструкции сливного прибора предусмотрена система разогрева паром с рабочей температурой до 200°С. Кроме того, конструкция основного запорного органа рассчитана на обеспечение герметичности изделия в аварийных ситуациях, когда при сходе вагонов происходит смятие или срез нижней части сливного прибора.

В соответствии с техническими требованиями к новому сливному прибору он должен иметь три запорных органа. В новом сливном приборе, разработанном ПКТИ «Атомарм­проект» совместно с МИИТ (Москва), в качестве второго запорного органа применен дисковый поворотный клапан, расположенный внутри сливного патрубка в зоне между вертикальными стенками хребтовой балки вагона-цистерны.

Управление положением дискового поворотного клапана осуществляется при помощи рукоятки, расположенной ниже хребтовой балки. Рукоятка управления дискового клапана имеет фиксаторы двух крайних положений.

Нижний запорный орган нового сливного прибора по существу сохранен типовым, что обусловлено действующими стандартами на форму и размеры присоединительных коммуникаций.

Наличие парообогревательного кожуха в конструкции сливного прибора обеспечивает применение данной арматуры при температуре окружающего воздуха до -60°С, а также в составе вагонов-цистерн для вязких нефтепродуктов. Слив нефтепродуктов из котла вагона-цистерны происходит следующим образом (см. рис.): производится подключение сливных коммуникаций эстакады к наконечнику сливной трубы после открытия откидной крышки, затем открывается дисковый затвор путем перевода рукоятки затвора из фиксированного крайнего положения «закрыто» в положение «открыто», после этого шарнирно закрепленную рукоятку управления шаровым краном соединяют со штангой и поворотом на 90° против часовой стрелки открывают шаровой кран. После опорожнения цистерны выше указанные действия производят в обратном порядке.

Такая конструкция сливного прибора имеет ряд преимуществ:
• повышение экологической безопасности из-за наличия основного запорного органа — шарового крана;
• применение материалов с повышенным сроком службы;
• повышенная ремонтопригодность за счет разделения на отдельные функциональные узлы;
• повышенная защита от несанкционированного доступа к продукту.

Также к преимуществам можно отнести то, что замена сливного прибора старой конструкции на новый не влечет за собой больших затрат. Достаточно при ремонте цистерны вырезать старый прибор и на его место вварить новый — посадочные и присоединительные размеры сохранены прежними.

В настоящее время проектно-конструкторские работы над сливным прибором новой конструкции полностью завершены. Изделие прошло приемочные и эксплуатационные испытания в реальных условиях по перевозке железнодорожными вагонами-цистернами нефте­продуктов Тюменской нефтяной компании.  ЗАО «Сплав-Модернизация» готово к производству сливных приборов в необходимых количествах как для вновь строящихся цистерн, так и для ремонта уже существующих.

15 декабря 2003 г. в ОАО «Российские Железные Дороги» были утверждены «Технические требования на капитальный ремонт увеличенного объема грузовых вагонов», в которых в части, касающейся ремонта вагонов-цистерн, изложено требование: «При ремонте котла цистерны должна быть произведена замена сливного прибора на новый, 3-х запорный клапан…»

Сейчас наши железные дороги, а особенно крупные узловые станции, являют собой довольно удручающее зрелище из-за разливов нефтепродуктов, являющихся следствием несовершенства конструкции приборов нижнего слива для цистерн.

Кроме того, что это прямые убытки производителей и перевозчиков нефтепродуктов, это еще наносит непоправимый вред экологической обстановке. В наших силах прекратить этот нефтебензиновый поток — совместными усилиями ЗАО «Сплав-Модернизация» и строителей и ремонтников вагонов-цистерн.

ЗАО «Сплав-Модернизация»
Россия, 173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, 61
Тел./факс: +7(8162) 15-78-25, 11-99-25
E-mail: splav_m@splav.net

Дата: 22.11.2004
П.В.Радкевич
"НефтьГазПромышленность" 7 (12)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!