Бензин в России — продукт социально значимый

1 стр. из 1

Россия — один из крупнейших экспортеров нефти в мире. Не на последнем месте стоит страна и по производству бензина, причем бензина, если он изготовлен в соответствии с ГОСТом, высокого качества. Но продукта этого периодически не хватает. Очень часто горючее, за качество которого производитель готов отвечать перед любой инстанцией, доходит до потребителя в сомнительном состоянии. Член Совета Санкт-Петербурга по качеству журналист Анатолий Комаров попытался понять причину появления на рынке некондиционных бензинов. Нам показалось, что некоторые детали журналистского расследования и выводы заслуживают внимания производителей и оптовиков.

Кто только не проверяет качество бензина в России!

Как продукт, подлежащий обязательной сертификации, условия его производства и хранения проверяет Орган по сертификации (ОС) нефтепродуктов, выдавший сертификат.

Плановый надзор состояния нефтебаз и автозаправочных станций осуществляет Госэнергонадзор в лице нефтяных инспекций. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области плановые и внеплановые проверки осуществляет Нефтяная инспекция Управления Госэнергонадзора по Балтийскому региону.

Немалую активность проявляют спецподразделения МВД. Данные по итогам оперативно-профилактической операции под кодовым названием «ГСМ», проведенной спецподразделениями МВД в 2003 г., были доведены до широкой общественности. Всего было выявлено 2305 преступлений: 384 случаев мошенничества, 409 обманов потребителей, 960 краж. При продаже гражданам топлива, моторных масел, сопутствующих материалов и аксессуаров «пресечено 7,5тысяч административных нарушений». Представителями МВД совместно с инспекциями Мин­транса и Минэнерго удалось пресечь распространение фальсифицированных технических жидкостей, содержащих опасные для здоровья людей химические компоненты, на сумму свыше 1,750 млн. руб.

Нефтяные инспекции, такие, например, как в Санкт-Петербурге, наряду с контролирующими функциями, стараются заниматься еще профилактической и методологической работой на рынке автомобильного топлива. Петербургская Нефтяная инспекция в 2003 г. «осуществила обследование 436 объектов нефтепродуктообеспечения» (376 — АЗС и 60 — нефтебазы). В итоге была запрещена эксплуатация 25 топливораздаточных колонок на АЗС до проведения необходимых ремонтных работ и государственной их проверки. И одновременно совместно с некоторыми профильными учреждениями здесь было подготовлено 550 специалистов для предприятий нефтепродуктообеспечения.

Главной задачей Нефтяной инспекции является надзор за потерями и нерациональным использованием нефтересурсов. В СПб и Ленобласти больше всего потерь происходит в результате смешения, загрязнения и обводнения, что приводит к прямому снижению качества топлива. На втором месте — потери нефтепродуктов или снижение их качества, связанные с невыполнением условий лицензирования деятельности. И только на третьем месте стоит использование горюче-смазочных материалов с нарушениями государственных стандартов, технических условий, а также нормативных документов по эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования.

Любопытный факт: из 436 проверенных АЗС и нефтебаз ни одна (!) не избежала предписаний об устранении нарушений законодательных и нормативных актов по вопросам использования нефти и нефтепродуктов. Другими словами, каждая АЗС может испортить привезенное топливо и предложить его потребителю.

Несмотря на обилие проверяющих и контролирующих, автомобилисты, как профессионалы, так и любители, не перестают жаловаться на бензин: бывает очень плохой!

Каковы основные причины, приводящие к попаданию в баки автомашины бракованного бензина?
Главными из многих (по данным Нефтяной инспекции) являются:
1.Организация контроля качества неф­тепродуктов не соответствует «Положению об организации контроля и обеспечения сохранности качества нефтепродуктов» (на АЗС — 34%, на нефтебазах — 20%).
2.Грубые нарушения в организации приема, хранения и отпуска нефтепродуктов — 20%.
3.Нарушение плановых сроков проведения техобслуживания технологического оборудования нефтебаз и АЗС — 25–30%.
4.Слабая профессиональная подготовка руководящего и обслуживающего персонала.

Это что касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Специалисты утверждают, что во многих других регионах России этих нарушений гораздо больше. Как видите, в «причинах» производителей нет.

Из интервью начальника Топливной инспекции ФГУ «Балтгосэнергонадзор» В.Р.Смеречука:

— Каков механизм проверки качества бензина на АЗС?

— В основном это 2 варианта. Первый — на основе утвержденного годового плана. Второй — внезапные проверки, вызванные жалобами автомобилистов, просьбами обществ защиты прав потребителей, по распоряжению органов власти, прокуратуры и т.д.

— Вы существуете уже 6-й год. Каковы тенденции?

— Наблюдается заметное сокращение количества организаций, допускавших откровенные нарушения, такие, как деятельность без лицензий, невыполнение правил безопасности, производство бензинов с опасными для здоровья компонентами. В 1999 г. процент организаций, попавшихся на продаже некачественного топлива, доходил до 30 от числа проверяемых точек. На сегодня эта цифра снизилась до 10–14 по Санкт-Петербургу и области.

— Почему, как Вы думаете?

— Ну, во-первых, это результат действия Закона о защите прав потребителей и Кодекса об административной ответственности. А во-вторых, — появление на петербургском и областном рынках таких серьезных операторов федерального уровня как «Лукойл», «СлавНефть», «Юкос», и операторов региональных— ПТК (Петербургская топливная компания), «Несте», «БалтТрэйд», «Фаэтон» и «Петеройл», идущих в русле цивилизованных отношений. Они постепенно вытеснили из города поставщиков бензинов сомнительного происхождения.

— Как все-таки появляется некачественный бензин?

— В основном это выброс на рынок мелкими посредниками автобензина, получаемого на «подпольных» нефтебазах без соблюдения элементарных требований технологии производства и без контроля качества готовой продукции.

— Посредников много. Где выход?

— Необходимо насыщение отечественного рынка топливами промышленного производства, потому что бензин в России — это продукт социально значимый. Для этого необходимо проводить такую национальную политику, когда наши нефтедобытчики и перерабатывающие заводы были бы заинтересованы в совершенствовании технологии.

Пока некоторые наши компании заинтересованы в другом — продать нефть за рубеж и получить максимальную прибыль с минимальными затратами. И они не виноваты в этом — и нефтедобытчикам, и переработчикам нужно зарабатывать деньги. Но идут ли прибыли на строительство новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и на создание новой технологии неф­тепереработки, я не знаю. Пока создается впечатление, что государство в 90-х годах прошлого века вместо того, чтобы направить отрасль на выпуск товара качественного и конкурентоспособного, направило ее в противоположную сторону: приватизировав отрасль нефтедобычи и переработки, отдав ее в частный сектор, правительство «забыло» создать соответствующие правила игры.

В этой связи лично у меня вызывает удивление появившееся устойчивое мнение, что лицензирование в области нефтепродуктообеспечения и госконтроль за рациональным и эффективным использованием топлив — излишние функции.

И это тогда, когда количество жалоб рядового потребителя на качество не уменьшается, а потребление топлива на производство единицы продукции в России в 5 раз больше, чем в развитых странах Запада...

• • • • •

В беседе с одним из экспертов ОС продукции и услуг АНО «Тест-Санкт-Петербург» была также затронута тема появления на рынке некачественного бензина.

— Кто отвечает за качество продаваемого потребителям бензина: АЗС, фирма-поставщик или производитель?

— В принципе отвечает тот, по чьей вине получился некачественный бензин. А это можно определить только путем лабораторных исследований. Не исключено, что виновником появления плохого топлива в автомашине является сам автовладелец, который много лет не промывал свой бензобак. Такие случаи хоть и редко, но бывают. Косвенно за качество несем ответственность и мы. То есть, выдав сертификат соответствия заводу или нефтебазе, ОС берет и на себя ответственность за безопасность и качество бензина, на который был выдан этот документ, но не на АЗС. АЗС — это розница, магазин, у него есть свой контролер.

— И все же, документы, подтверждающие высокое качество и надлежащую безопасность, есть и у завода, и у нефтебазы, копии получает АЗС, а в баке бензин непонятной кондиции. Как он туда попал?

— Давайте проследим, как бензин попадает на АЗС. Например, в Киришах произвели 95-й бензин. На авто- или железнодорожной цистерне его доставили на нефтебазу с сертификатом соответствия, а в лаборатории нефтебазы провели приемочный контроль. Сомневаться в качестве, естественно, не приходится. Нефтебаза — это оптовик. Там хранят бензин либо по производителям (бензин 95-й из Киришей, 95-й из Казани, 95-й из Ярославля и т. д.) в отдельных емкостях, либо все эти 95-е сливают в одну емкость, т. к. у всех у них есть сертификаты соответствия по одному и тому же ГОСТу. Во втором варианте нефтебаза по закону выступает уже как изготовитель, поскольку она смешивает продукт и осуществляет его обезличку по производителю. В этом случае нефтебаза заявляет такой бензин и сертифицирует его в ОС, который выдает сертификат соответствия в случае, если на нефтебазе соблюдаются все условия доставки, хранения и отпуска бензина, его документального сопровождения. Больше того, нефтебаза находится под постоянным контролем многих организаций, сомневаться в качестве не приходится, поэтому происхождение некондиционного бензина другое.

— Например...

— Посредники. С нефтебазы бензин вывозится, как правило, автоцистернами, с паспортом качества и сертификатом базы. Выехала она за ворота, а куда уж она пошла — неизвестно. Поступил на базу чистый 95-й, закачали в автоцистерну чистый 95-й. На АЗС тоже пришел бензин с документами, подтверждающими, что это 95-й. Его там тоже сливают в одну емкость по маркам от разных поставщиков, а входной контроль не проводят, так как на АЗС нет лабораторий. Вот вам конечная обезличка. Несмотря на то, что бензин каждого производителя сопровождался всеми необходимыми документами, кто может гарантировать, что в одной из автоцистерн не находилось некондиционное топливо?

— Где выход?

— Необходимо налаживать прямые поставки топлива либо от НПЗ, либо с хорошо оборудованных нефтебаз. Тогда вопросов практически не бывает, нарушения легко вскрываются. Но если цепочка состоит более чем из 3-х звеньев, найти злоумышленников труднее. По нашим данным, на сегодняшний день на Северо-Западе прямых поставок маловато. Посредников столько, что иной раз НПЗ не узнает свой бензин. Посредники — это рост цен и снижение качества и безопасности.

— И все-таки, когда у нас появится топливо, сравнимое, например, с бензинами компании «Шелл»?

— А оно у нас есть! Вы знаете, каким бензином у нас торгует «Шелл»? Он берет топливо на нефтебазе «Ручьи», т.е. ту смесь, о которой я вам рассказывала, с паспортом и копией сертификата нефтебазы «Ручьи». Я могу подозревать только одно: у них прямые поставки...

• • • • •

Операция под кодовым названием «ГСМ», о которой мы упоминали в начале статьи, родила ряд предложений. Правительство решило прекратить с 1 октября 2004 г. «осуществление МВД России функций по вмешательству в предпринимательскую деятельность». Надо понимать, и в сфере нефтепродуктообеспечения — тоже.

Специалисты промышленности считают, что органы МВД к такой отрасли надо допускать только для расследования случаев незаконной коммерческой деятельности, уклонения от уплаты налогов и некоторых других криминальных признаков по представлению проверяющих. Все вопросы, связанные с эксплуатацией объектов, организацией производства и контроля качества реализуемой продукции должны относиться к компетенции одной-двух структур — Госэнергонадзору и Госстандарту...

Наблюдения компетентных специалистов, приведенные в этой статье, требуют совместного обсуждения, как видится, не столько контролирующими структурами, сколько производителями и серьезными оптовиками нефтепродуктов совместно с правительством и законодателями РФ. В повестку дня напрашиваются следующие вопросы:
1. Создание новых согласованных правил «игры» на рынке нефтепродуктов, направленных на стимулирование нефтедобытчиков и нефтепереработчиков, расширяющих производство топлива в РФ и внедряющих на отечественных предприятиях современные технологии в рамках международных требований систем менеджмента качества.
2. Создание системы льгот и привилегий производителям и крупным оптовикам, использующим прямые поставки топлива на АЗС, совершенствующим способы хранения бензина на нефтебазах и АЗС.
3. Законодательно определить круг органов, имеющих право решать вопросы, связанные с эксплуатацией, организацией производства и контроля качества реализуемой продукции на предприятиях нефтепродуктообеспечения, исключив из этого числа МВД и другие силовые структуры.

Дата: 22.11.2004
Анатолий Комаров
"НефтьГазПромышленность" 7 (12)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!