Основные положения энергетической стратегии России

1 стр. из 1

В прошлом году Правительством Российской Федерации утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. В этом документе на основе анализа реальных оценок состояния отраслей ТЭК и прогнозных параметров ожидаемого социально-экономического развития страны, а также конъюнктуры мирового энергетического рынка, оценены роль и возможности энергетики России, а также задачи государства в формировании и реализации долгосрочной энергетической политики.

Главным ее приоритетом является эффективное использование энергии, поскольку высокая энергетическая эффективность является важнейшей характеристикой современной экономики и условием ее поступательного развития. Суммарным выражением роста энергетической эффективности экономики будет значительное снижение энергоемкости ВВП. Целевой установкой Энергетической стратегии является снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. в два раза по сравнению с 2000 г.

Это достаточно сложная задача, учитывая что энергоемкость отечественного производства в 2,5 раза выше, чем в США, в 3 раза — чем в Западной Европе и в 4 раза — чем в Японии. Причинами такого положения, кроме суровых климатических условий и территориального фактора, являются сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующая энергосбережение.

Более половины снижения энергоемкости будет обусловлено структурной перестройкой экономики: повышением в структуре ВВП доли услуг; уменьшением доли энергоемких отраслей (ТЭК, металлургия) и повышением доли малоэнергоемких перерабатывающих и наукоемких отраслей «новой экономики».

Стимулирование энергосбережения предлагается осуществить:
•экономическими методами, путем поэтапного повышения цен на газ и электроэнергию; постепенной ликвидацией перекрестного субсидирования в тарифообразовании, прежде всего в электроэнергетике; продолжения реформирования ЖКХ;
•административными мерами, путем введения прогрессивных технических регламентов и национальных стандартов, а также санкций за нерациональное использование ТЭР в бюджетной сфере.
Энергетическая стратегия сформирована с учетом оптимизации топливно-энергетического баланса России, что предусматривает:
•рост производства и потребления электроэнергии, являющийся необходимым условием развития экономики и повышения комфортности жизни населения;
•существенное повышение эффективности потребления топлива и электроэнергии в экономике страны и в жилищно-коммунальном секторе за счет энергосбережения;
•совершенствование структуры производства электроэнергии, в том числе за счет опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики, прежде всего в результате завершения строительства ранее начатых объектов;
•улучшение качества нефтепродуктов при одновременном повышении эффективности переработки нефти;
•комплексную переработку природного и попутного газа и увеличение использования газа на нетопливные нужды;
•расширение использования экономически эффективных возобновляемых источников энергии.
Предусматривается рационализация структуры потребления ТЭР с учетом их геологических запасов, энергетической и сырьевой ценности. Доля газа на внутреннем энергетическом рынке в общем энергопотреблении (включая расход на производство электроэнергии и тепла) будет постепенно снижаться с 52% в настоящее время до 49% в 2010 г. и 46% в 2020 г. за счет увеличения выработки электроэнергии на АЭС и ГЭС (рост доли до 12%) потребления угля (рост доли до 20%) и жидкого топлива (рост доли до 22%).

В долгосрочной перспективе потребление электроэнергии будет расти быстрее общего спроса на энергию за счет повышения электровооруженности труда в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Ожидается, что суммарное производство электроэнергии может возрасти к 2020 г. до 1365 млрд. кВт•ч.

Увеличение потребности экономики страны в электроэнергии целесообразно в значительной степени покрывать за счет роста выработки электроэнергии атомными электростанциями (в основном в европейской части), которая должна возрасти до 300 млрд. кВт•ч в 2020 г. В результате в структуре производства электроэнергии доля АЭС возрастет с 16% в 2000 г. до 23% в 2020 г. (в европейской части — до 32%).

В то же время тепловые электростанции останутся основой электроэнергетики и в долгосрочной перспективе. Выработка на них возрастет к 2020 г. до 850 млрд. кВт•ч.

Реформирование электроэнергетики будет продолжено на основе разграничения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности — генерации и сбыте электроэнергии в тех районах, где это технологически и экономически реализуемо, преобразование существующего федерального (оптового) рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, формирование розничных рынков электроэнергии.

Основой внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы при всех вариантах останется природный газ. В связи с этим добыча газа в России может составить к 2020 г. 730 млрд. куб.м. Основным газодобывающим районом страны останется Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 72% всех запасов России. Другим крупным районом газодобычи в 2010–2020 гг. станет Восточная Сибирь.

Приоритетными направлениями структурных изменений в газовой отрасли будет повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Газпром» на основе раздельного учета затрат по видам деятельности, совершенствование системы внутренней торговли газом, включая ликвидацию препятствующих ее развитию узких мест газотранспортной системы, и поэтапный переход к эффективному внутреннему рынку газа, включающий в себя:
•поэтапное повышение цен на газ на внутреннем рынке и переход к реализации газа по рыночным ценам;
•переход от регулирования оптовой цены на газ к установлению единого для всех производителей газа тарифа за его транспортировку;
•создание условий для развития независимых производителей газа;
•создание условий для формирования конкуренции в тех сегментах газового рынка, где это возможно и экономически целесообразно (сбыт, добыча и хранение газа в подземных хранилищах).

Нефтяной комплекс России останется частью глобальной системы нефтеобеспечения, важным элементом мирового рынка нефти. Главной нефтяной базой страны с растущей добычей останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Начнется формирование новых центров нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин, в Баренцевом море, российском секторе Каспийского моря. Объем добычи нефти возрастет к 2020 г. до 520млн. т.

Для России характерен разрыв между относительно мощной нефтеперерабатывающей промышленностью и слабой нефтехимией. И сейчас развитие многих нефтехимических производств сдерживается дефицитом углеводородного сырья. Поэтому целевой задачей нефтеперерабатывающей отрасли станет обеспечение сырьем (прямогонным бензином, бензином для химии, сжиженными нефтяными газами, ароматическими углеводородами, мономерами и др.) нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Ввиду этого объемы переработки нефти возрастут до 215 млн.т в 2020 г.

Стабильное развитие угольного сектора будет обеспечено завершением приватизации отрасли, ликвидацией особо убыточных предприятий, повышением конкурентоспособности угольного топлива по отношению к природному газу, осуществлением технического перевооружения и интенсификации производства. Основным направлением совершенствования технологической структуры угольного производства будет увеличение удельного веса открытого способа добычи с доведением его с 65% в 2002 г. до 75–80% к 2020 г. Добыча угля составит в 2020 г. порядка 430 млн. т.

Приоритетной задачей Энергетической стратегии России является углубление интеграции на пространстве СНГ. Основными направлениями сотрудничества со странами содружества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов.

Продолжится конструктивный диалог со странами-участницами ЕврАзЭс, одним из главных направлений которого является совместное освоение гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии. Сотрудничество с участниками ЕврАзЭС позволило со второго полугодия 2003 г. начать реализацию программы поставок электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Российскую Федерацию транзитом через территорию Узбекистана и Казахстана.

Продолжится формирование единого энергетического пространства и общего энергетического рынка Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины.

Россия рассчитывает на дальнейшее развитие сотрудничества с прикаспийскими странами в деле добычи, переработки и транспортировки нефти и газа на мировые рынки. Уже сейчас компания ОАО «НК ­ЛУК­ОЙЛ» участвует в нескольких проектах по освоению нефтегазовых месторождений на территории Азербайджанской Республики, принимает активное участие в разработке газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз».

Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей.

Россия будет вовлекать в свой топливно-энергетический баланс углеводородные ресурсы центрально-азиатских стран СНГ, что позволит избежать необходимости форсированных капиталовложений в разработку северных газовых месторождений.

В прошлом году между Российской Федерацией и Туркменистаном было подписано долгосрочное (до 2028 г.) соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. К 2010г. запланировано довести закупку туркменского газа до 70–80 млрд. куб.м.

В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором улучшения стратегической конкурентной позиции российской экономики. При этом страны Содружества Независимых Государств в перспективе останутся основными рынками сбыта. Экономический рост в них должен сыграть положительную роль в увеличении российского экспорта.

Кроме того, спрос на нефть будет расти в связи с необходимостью загрузки приобретенных российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов в этих странах. Так российская нефтяная компания ОАО «НК«Лукойл» фактически является владельцем Одесского НПЗ (98,3% акций), а ОАО «ТНК-ВР» — Лисичанского НПЗ (78,5%). ОАО «Татнефть» владеет 8,6% акций Кременчугского НПЗ. Кроме того, в доверительном управлении компании имеются 28,7% акций, принадлежащих Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Ожидается, что к 2020 г. экспорт российской нефти в страны СНГ возрастет до 50млн. т в год, а газа — до 80 млрд. куб.м.

Стратегической задачей является развитие экспорта электроэнергии, представляющего собой, в отличие от экспорта углеводородного сырья, продвижение на внешние рынки наукоемкой высокотехнологичной готовой продукции. Наличие неиспользуемых мощностей электростанций и работа электростанций федерального уровня с низким числом часов использования установленной мощности позволяют говорить о наличии в России значительного экспортного потенциала электроэнергии.

В прошлом году в рамках процесса реформирования российской электроэнергетики произошли существенные изменения в организации внешнеэкономической деятельности. На базе ЗАО «Интер РАО ЕЭС» была образована новая структура: оператор экспорта-импорта электроэнергии, акционерами которого являются РАО «ЕЭС России» (60% уставного капитала) и второй крупнейший субъект российского рынка— Концерн «Росэнергоатом» (40% уставного капитала). Суммарный объем поставок электроэнергии на экспорт в 2003 г. составил 20,7 млрд. кВт•ч (118% к 2002 г.).

Ожидается, что к 2020 г. экспорт российской электроэнергии возрастет до 75 млрд. кВт•ч. Таким образом, Россия стремится к расширению сотрудничества в энергетической сфере со странами СНГ и считает, что рациональное использование большого ресурсного потенциала топливно-энергетического комплекса Содружества будет способствовать экономическому росту в наших странах и их успешной интеграции в мировую экономику.

Дата: 22.11.2004
А.Б.Яновский
"НефтьГазПромышленность" 7 (12)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!