Результаты деятельности и влияние на экономику Октябрьской железной дороги

1 стр. из 1

Статья подготовлена по материалам выступления начальника Октябрьской железной дороги В. В. Степова. Мероприятие, на которое были приглашены корреспонденты журнала «Федеральный строительный рынок», состоялось  27 октября 2004 г. в гостинице «Прибалтийская», в нем участвовали представители ОЖД, региональных администраций,  а также ведущих компаний Северо-Запада.

Быстрая эволюция

В. В. Степов5–6 лет назад, когда начиналась подготовка к реформированию отрасли, у большинства руководителей регионов, местных администраций, да и в коллективах железнодорожных предприятий возникали серьезные опасения в том, что реформы нарушат традиционно сложившееся влияние транспорта на обеспечение экономических связей, окажут негативное влияние на процессы производственной деятельности, создадут в регионах социальные проблемы. Это было естественной реакцией, так как реформировать предстояло мощную и чрезвычайно важную государственную отрасль, и ожидалось, что процесс реформирования пройдет революционным путем. Необходимо отметить поддержку в то время руководителей регионов и Законодательных собраний субъектов Федерации, объективное отражение проводимой работы в СМИ, исключительно взвешенный подход к каждому проводимому мероприятию руководства отрасли. Широкое обсуждение и гласность проводимой работы позволили эволюционным путем осуществить переход в новую организационно-правовую структуру, что явилось требованием современной политической и экономической обстановки.

1 октября 2003 г. завершился первый этап структурной реформы, основной целью которого было разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на железнодорожном транспорте путем создания единого хозяйствующего субъекта — ОАО «РЖД».В результате этих преобразований в состав компании перешло 987 предприятий из 2 046, входивших в структуру МПС РФ. Одной из особенностей акционирования железнодорожного транспорта является принадлежность 100% акций компании государству, а контроль за соблюдением интересов главного акционера осуществляет Совет директоров компании, председателем которого в настоящее время является первый зам. Председателя Правительства РФ А. Д. Жуков. Правление ОАО «РЖД» возглавляет президент компании Геннадий Матвеевич Фадеев — авторитетнейший и опытный руководитель, человек, отличительной чертой которого является государственный подход в решении любых задач.

Второй этап реформирования железнодорожного транспорта, который должен завершиться в 2005 г., не менее важный и ответственный. Основной его целью является реорганизация ОАО «РЖД» путем выделения в дочерние АО самостоятельных структурных подразделений, выполняющих отдельные виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и открыты для конкуренции. Реформирование в пассажирском комплексе будет проводиться с созданием федеральной и пригородных пассажирских компаний; в обеспечении грузовых перевозок — с созданием ДО «Трансконтейнер» и «Рефсервис». Дочерние компании будут созданы в ремонтном и строительном комплексах.

Капитализм — это учет

32 департамента и 7 Управлений ОАО «РЖД» объединены в три управленческие вертикали, замыкающиеся непосредственно на президента компании и двух первых вице-президентов — по управлению производством и по экономике и корпоративному развитию.

Процесс организации грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок, транспортного обес-печения в регионах, содержания инфраструктуры, ремонта подвижного состава и техники на сети железных дорог осуществляют 17 филиалов компании (железные дороги) и 141 функциональный филиал: заводы, строительные организации, проектные и научно-исследовательские институты и другие организации. Созданная структура управления имеет принципиальную особенность — единственным юридическим лицом является компания, а все остальные звенья (железные дороги, отделения и линейные предприятия) не имеют этого статуса. Такая особенность существенным образом изменила подходы к вопросам планирования, инвестиционной и финансовой деятельности.

Соблюдение строгой финансовой дисциплины в ОАО «РЖД» достигается введением бюджетного (вместо существовавшего директивного) планирования, которое предполагает увязку показателей работы филиалов с конечными финансовыми результатами. На совершенно новых принципах формируются инвестиционные программы. Для более целенаправленной работы, концентрации и эффективного использования средств с 2003 г. формирование инвестиционных программ осуществляется на среднесрочный трехгодичный период. При этом ни один объект не может быть включен в план развития, если отсутствует ТЭО его необходимости и эффективности. Это один из главных и определяющих факторов. Новые подходы к вопросам финансово-экономической деятельности заставляют изменить отношение к ним и в первую очередь на филиалах — железных дорогах. Сегодня все планы развития и финансирования утверждаются даже не Правлением компании, а Советом директоров.

Октябрьская ЖД: не ослабление, а укрепление

В составе ОЖД, ставшей филиалом ОАО «РЖД», также произошли изменения — из 385 предприятий в составе дороги осталось 245 структурных подразделений. Но процесс реформирования отрасли не только не ослабил роли и значения ОЖД, но наоборот, укрепил их в общей транспортной схеме. Дорога по-прежнему сохраняет свои позиции в осуществлении перевозок продукции крупнейших предприятий Северо-Западного региона и экспортно-импортных грузов через морские порты «Санкт-Петербург», «Мурманск», «Белое Море», «Выборг», «Высоцк» и пограничные железнодорожные переходы с Финляндией и странами Балтии. Доля этих перевозок составляет 33,7% от объемов экспортно-импортных перевозок всей компании.В масштабах всей отрасли дорога выполняет 7% грузооборота и 12% пассажирооборота. Объемы перевозок в Северо-Западном регионе составляют 75% грузовых и 40%  пассажирских. На первом году работы дороги в новых условиях удалось достичь устойчивой тенденции увеличения погрузки и отправления грузов, улучшения качественных показателей использования подвижного состава, эксплуатационной и производственно-финансовой деятельности. Необходимо отметить устойчивую тенденцию положительного роста объемов производства на предприятиях Северо-Западного региона. По итогам 2003 г. индекс промышленного роста составил 111% к 2002 г.В общем объеме погрузок, осуществляемых в Северо-Западном регионе, ведущее место занимает Ленинградская обл. — 41%, Мурманская обл. — 25%, Республика Карелия — 14%, за ней Санкт-Петербург — 7%. Эти позитивные результаты мы в первую очередь связываем с выполнением решений, принятых на совместном совещании с руководителями регионов и крупных промышленных предприятий СЗФО, которое было проведено 06.02.2003 г. в Таврическом дворце. По результатам этого совещания был подписан «Меморандум о совершенствовании системы и повышении качества транспортного обслуживания регионов СЗФО в условиях реформирования железнодорожного транспорта».

Дорога сотрудничает с 11 из 88 субъектов РФ. Основой партнерских отношений с администрациями субъектов РФ являются соглашения о взаимодействии, которые на 2004 г.заключены со всеми территориальными администрациями. С Санкт-Петербургом, Карелией, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Тверской областями соглашения заключены уже и на 2005 г. Эти соглашения являются действенным инструментом в улучшении транспортного обслуживания населения, а также в решении социальных вопросов. Следующим шагом в совершенствовании взаимодействия с регионами будет разработанное правлением ОАО «РЖД» долгосрочное Генеральное соглашение, проект которого согласован антимонопольным комитетом. Генеральное соглашение между ОАО «РЖД» и субъектами федерации и соглашения о взаимодействии, заключаемые Октябрьской железной дорогой, будут дополнять друг друга и конкретизировать наши отношения в ближайшие годы.

Дорога — населению

ОЖД является одним из бюджетообразующих предприятий в большинстве областей СЗФО и ЦФО. Необходимо отметить положительную динамику налоговых платежей ОЖД, которая планирует в текущем году полностью уплатить реструктурированную до 2007 г. задолженность по налогам и сборам в региональные и местные бюджеты. Нас удовлетворяет то, что решениями о реструктуризации, принятыми в каждом субъекте Федерации и муниципальных образованиях, предусматривается списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в случае досрочной уплаты реструктурированной задолженности по налогам и сборам. Сегодня для принятия таких решений имеются соответствующие рекомендации Правительства РФ. Списание этой суммы позволит высвободить финансовые средства на реализацию инвестиционных программ, которые позволят повысить качество обслуживания населения и транспортного обеспечения промышленных предприятий, а также направить средства на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в Северо-Западном регионе.

Важнейшей составляющей во взаимодействии ОАО «РЖД» и ОЖД с территориальными органами является дальнейшее совершенствование транспортного обслуживания населения. С 1 января 2005 г. вступает в силу статья 26.3 Федерального закона 184-ФЗ «Об общих принципах организации исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов РФ», которой к полномочиям органов власти, осуществляемых самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, отнесена организация перевозок пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Кроме того, Федеральным законом№ 122-ФЗ, принятым в августе 2004 г.,органам государственной власти субъектов РФ дано право социальной поддержки отдельных категорий населения в виде набора социальных услуг, пособий и субсидий, включая льготный проезд на железнодорожном транспорте. Дальнейшая поддержка оказывается за счет местных бюджетов субъектов и в порядке, установленном органами власти субъекта. Формы поддержки могут быть как «монетизированными», то есть выплатой льготникам в денежной форме, так и натуральными — предоставлением права льготного проезда.

Для ОЖД эти нормативные документы имеют большое значение, так как по объемам пригородных перевозок дорога занимает на сети второе место после Московской ЖД. Ежесуточно со всех вокзалов дороги отправляются более 500 пригородных поездов, в том числе 400 пар с вокзалов Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Объем пассажирооборота в пригородном сообщении на дороге увеличивается: только за 9 мес. 2004 г.пригородными поездами перевезено более 110 млн. пассажиров.

В целях организации пригородных перевозок на более высоком уровне на дороге создана служба пригородных перевозок. За последнее время нам удалось увеличить доходы на 27% и сократить расходы на 25% на пригородые перевозки — в первую очередь за счет уменьшения объемов ремонта, снижения себестоимости ремонта поездов и оптимизации графика движения. Объемы и востребованность пригородных поездов диктуют необходимость новых современных и эффективных методов организации перевозки пассажиров, и они уже отрабатываются в ряде регионов. Примером, опровергающим мнение, что пассажирские перевозки не могут быть прибыльными, являются результаты деятельности «Сибирской пригородной региональной компании» (Западно-Сибирской железной дороги, г. Новосибирск). С учетом действующей практики ОЖД предлагает организовать пригородные перевозки на основе государственного заказа по тарифам, регулируемым администрацией региона. Для создания нормативно-правовой основы Дорога предлагает принять законы субъектов «Об организации обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения» и направила обращения главам всех субъектов РФ, расположенных в зоне обслуживания Дорогой.

Работа по созданию пригородных компаний уже начата и наиболее результативно осуществляется на Санкт-Петербургском железнодорожном узле. Для организации обслуживания населения предложено создать на базе существующей пригородной пассажирской дирекции «Транском» пригородную компанию с участием администраций Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Разработанный бизнес-план на создание компаний одобрен перечисленными администрациями и прошел экспертизу у независимого аудитора.

С целью минимизации имущественных рисков, обеспечения безопасности пригородных пассажирских перевозок, соблюдения паритета ответственности при создании компании, Дорога предлагает в настоящее время разработать бизнес-план создания компании на одном направлении, пользующемся особым спросом у населения — Санкт-Петербург — Оредеж. Данное направление характеризуется наличием преимущественно пригородного движения, отличается существенным и стабильным пассажиропотоком: 18 млн. человек в год, или 15% от общего отправления пассажиров. Это направление мало подвержено сезонным колебаниям.

Предполагается, что «Санкт-Петербург – Витебская пригородная компания» будет создана как операторская, то есть без имущественного комплекса, и будет использовать пассажирскую инфраструктуру на принципах аренды. Учредителями компании должны стать ОАО «РЖД», администрации Петербурга и Ленобласти.

Одним из новых направлений развития высокодоходных услуг в пригородном сообщении, снижении убыточности пригородных перево-зок, привлечении дополнительного пассажиропотока и повышении качества транспортного обслуживания является организация в Петербурге курсирования скоростных электропоездов «Спутник» (по типу организованных в Москве на участке Москва — Мытищи). Движение поездов «Спутник» предполагается на направлениях Санкт-Петербург — Колпино и Санкт-Петербург — Павловск. Выбор этих направлений обусловлен стабильным пассажиропотоком, наличием платежеспособной части населения, возможностью установления конкурентной среды за счет использования более низких тарифов по сравнению с автомобильным транспортом. Предварительные расчеты экономической эффективности организации движения поездами «Спутник» показывают, что они являются коммерчески выгодными.

В Москву, в Москву, в Москву!

Придавая огромное значение созданию и организации пригородных компаний, Дорога в настоящее время работает с правительством Республики Карелия, администрациями Псковской, Тверской и Московской областей, а также правительством Москвы по созданию совместной компании обслуживания пассажиров на участке Москва — Тверь. По указанным проектам разработаны бизнес-планы и ведется их обсуждение.

Говоря о пассажирских перевозках, необходимо отметить, что в связи с ростом деловой активности в Северо-Западном и Центральном федеральных округах наблюдается тенденция значительного роста потребности в пассажирских перевозках между Санкт-Петебургом и Москвой на принципиально новом уровне. Достичь его можно за счет ввода в эксплуатацию новых, более современных вагонов, расширения качества предоставляемых услуг и увеличения маршрутной скорости движения скоростных поездов. Обеспечить эти требования берутся компании «Окдайл», «Евросиб», «Гранд-Сервис Экспресс», «ТрансгруппАС» на условиях приобретения за свой счет пассажирских вагонов или за счет взятия их в аренду, а ОЖД предоставит этим компаниям инфраструктуру и «нитки» графика движения. В настоящее время бизнес-проекты проходят рассмотрение и согласование, и, надеюсь, уже в 2005 г. мы будем свидетелями и участниками их реализации.

Дорога и промышленность

В текущем году новый импульс получило сотрудничество ОАО «РЖД» и ОЖД с регионами по использованию их научно-производственного потенциала. В конце апреля 2004 г.при поддержке Полпреда Президента РФ в СЗФО И. И. Клебанова в Петербурге состоялось совещание «Проблемы развития железнодорожной инфраструктуры транспортного комплекса и привлечение промышленного потенциала к производству продукции для железнодорожного транспорта». На этом совещании обсуждались основные направления сотрудничества по поставкам топливно-энергетических ресурсов, металлопроката, электротехнической продукции, запчастей, подвижного состава, путевой техники, химической продукции и изделий легкой промышленности.В приуроченной к этому совещанию выставке приняли участие 96 промышленных предприятий Северо-Запада. Следует сказать, что в 2004 г.общий объем поставок продукции для нужд ОАО «РЖД» предприятиям СЗФО через «Росжелдорснаб» составит около 9 млрд. руб., а по самостоятельно заключенным Дорогой договорам — на сумму 800 млн. руб.,что превышает объем поставок 2003 г.в 3,3 раза. Для укрепления этих связей в настоящее время активно ведется работа с производственными предприятиями Ленинградской области и других областей. Нет сомнений, что размещение заказов на изготовление продукции для предприятий железных дорог приносит взаимную выгоду, создает производственный потенциал субъектов Федерации, увеличивает объемы ВВП, обеспечивает появление новых рабочих мест и повышает доходную базу местных бюджетов.

Развитию экономики и производительных сил регионов, созданию дополнительных рабочих мест за прошедший год, без сомнений, способствовали продолжение электрификации северного направления дороги, ввод в эксплуатацию цеха по ремонту локомотивов в Волховстроевском депо, цеха по ремонту колесных пар в депо в Малой Вишере, строительство объектов в Санкт-Петербургском железнодорожном узле, завершение реконструкции станции «Свирь» и многих других. Каждый из вводимых в эксплуатацию объектов имеет значение и для регионов, и для Дороги. Строительство новых цехов позволяет Дороге в целом снижать себестоимость ремонта локомотивов, и это видно на примере введенных цехов в Волховстрое и Малой Вишере. Например, ввод в эксплуатацию цеха по ремонту электровозов в Волховстрое позволил дополнительно организовать 400 рабочих мест и сократить расходы на ремонт каждого локомотива на 350 тыс. рублей за счет организации ремонта в депо, а не на заводе. В депо в Малой Вишере сегодня работает 80 человек, снижены расходы на ремонт колесных пар за счет организации их восстановления на месте. Реконструкция сортировочного парка в Санкт-Петербурге позволила осуществлять прием длинносоставных (100–110 вагонов) и тяжеловесных поездов, увеличить вагонопотоки восточного направления и снизить расходную часть процесса перевозок.

Развитие инфраструктуры

В условиях динамично развивающейся экономики России правление компании «РЖД» придает исключительно важное значение развитию железнодорожной инфраструктуры в регионах, преследуя цель опережающего развития пропускных способностей основных грузовых направлений, подходов к морским портам и пограничным железнодорожным переходам. Северо-Западный регион продолжает оставаться важнейшим в обеспечении экспортно-импортных перевозок, и геополитическое расположение ОЖД в этой связи приобретает особое значение. Грузопотоки, поступающие в адреса морских портов и пограничных станций, распределяются практически по всем направлениям дороги — на Санкт-Петербург, Мурманск, Выборг, пограничные переходы с Эстонией и Латвией.

Для обеспечения возрастающих объемов перевозок на дороге за последние годы создана мощная материально-техническая база. Необходимо отметить дальновидную политику правления компании и лично президента компании Геннадия Матвеевича Фадеева, сумевших оперативно сориентироваться в ситуации, складывающейся в экономике страны, увидеть приоритеты развития и определить роль и значение Октябрьской дороги. Это позволило практически за 4 года создать высокотехнологичную дорогу с развитой инфраструктурой. В развитие дороги за этот период, с учетом 2004 г., вложены инвестиции на сумму 82 млрд. руб., а с учетом средств, выделенных на капитальный ремонт, — более 100 млрд. руб. В 2005 г. продолжится инвестирование в ряд важнейших объектов дороги, необходимых для повышения качества транспортного обслуживания предприятий и населения.

Ближайшая перспектива развития Октябрьской дороги связана со строительством морского порта «Усть-Луга», развитием мощностей морских портов «Высоцк», «Приморск» и «Мурманск», организацией скоростного движения пассажирских поездов между Петербургом и Хельсинки. Каждый из этих капиталоемких объектов требует масштабных, на широком полигоне, работ по развитию железнодорожных подходов с усилением существующих устройств. Так, для обеспечения морского порта «Усть-Луга» требуется строительство припортовой станции «Лужская» и усиление дальних подходов на участке Мга — Гатчина — Веймарн протяженностью 230 км с электрификацией всего направления. В числе первых объектов порта предстоит ввод в эксплуатацию угольного терминала (2005 г.) и железнодорожно-автомобильного парома между морским портом «Усть-Луга» и паромным портом «Засниц» (Германия) в начале 2006 г., но дорога уже сегодня готова к обеспечению перевозок в объеме 4,0 млн. т при фактически перевозимом объеме 1,0 млн. т, что подтверждает опережающие темпы развития.

В 2003–2004 гг. на первый план по увеличению объемов перевозок вышло Мурманское направление. Практически на 8 млн. т увеличились объемы перевалки нефтепродуктов в морских портах Мурманской области «Витино» (ст. «Белое море») и «Мурманск» (выгрузочные фронты — 35 СРЗ). Предполагая увеличение объемов на этом направлении, Дорога ведет его электрификацию и планирует закончить ее в 2006 г. Преимущества перевода всего направления на электрическую тягу неоспоримы: она дает возможность организовать движение тяжеловесных и длинносоставных поездов на огромных полигонах — от мест погрузки угля, нефти и нефтепродуктов и др. до мест выгрузки. Однако необходимо отметить, что на северном направлении предстоит еще ликвидировать узкие места по пропускным способностям — это однопутные участки в Карелии и на подходах к Мурманску; некоторые станции необходимо реконструировать, в первую очередь припортовые — «Выходной», «Кола» и «Мурманск». В этой связи строительство новых терминалов (угольного и нефтяного) на западном берегу Кольского залива достаточно перспективно.

В составе международных коридоров

Развитие железнодорожных переходов к морским портам «Высоцк» и «Приморск» непосредственно связано с решением проблемы международного значения — организацией (начиная с конца 2008 г.) скоростного пассажирского движения между Москвой и Хельсинки. С 2005 г. начнутся работы по реконструкции участка на российской территории от Санкт-Петербурга до госграницы с Финляндией. В целях обеспечения скоростного пассажирского и пригородного сообщения на Выборгском направлении дороги и с учетом предстоящих объемов перевозки грузов в морские порты «Высоцк» и «Приморск», которые к 2010 г. составят около 30 млн. т., в апреле 2004 г. научно-технический Совет компании принял решение о разделении направлений пассажирского и грузового движений с переводом грузового движения на Приозерское направление со строительством новой железнодорожной линии протяженностью 68 км. В реализацию двух составляющих этого проекта требуется 43 млрд. руб., в том числе на скоростное направление — 25 млрд. руб.

Роль и значение ОЖД определяется также тем, что она является составной частью международного транспортного коридора № 9 — Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Кишинев — Бухарест — Александропулис. Стержневым направлением развития транспортных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора Север — Юг является направление Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань.

Обеспечение международных грузовых и пассажирских перевозок по транспортным коридорам предъявляет повышенные требования к модернизации инфраструктуры и приведению ее в соответствие с международными требованиями. В этой связи выполненная реконструкция с электрификацией участка Волховстрой — Череповец оказалась своевременной, а реконструкция участка Санкт-Петербург — Выборг — Госграница достаточно актуальной.

22 октября 2004 г. правление ОАО «РЖД» рассмотрело инвестиционную программу на 2005 г., в которой пре-дусматривается выделение средств на развитие пограничных станций, подходов к морским портам, строительство вторых путей. Каждое из этих направлений связано и с Октябрьской железной дорогой, и есть уверенность в том, что она получит свое дальнейшее развитие.

Завершается 2004 г., и перед ОЖД стоит задача выдержать темпы эксплуатационной работы и добиться по итогам года прироста отправления грузов к 2003 г. на 3%, обеспечение роста грузооборота на 5%, пассажирооборота — на 3%, роста производительности труда — на 5%. Выполнение этих и других показателей будет являться вкладом ОЖД в общие результаты работы ОАО «Российские железные дороги».

Дата: 09.12.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!