|
|||||
1 стр. из 1 Если признаком плохого сапожника является отсутствие сапог, то признаком хорошего — право шить обувь собратьям по цеху. Из цехов Череповецкого завода металлических конструкций выходили и выходят изделия для крупнейших металлургических комплексов страны — «Северстали», «ММК», «НЛМК». О сегодняшней работе «ЧЗМК» рассказывает его генеральный директор Николай Федорович ГЛУШКОВ. По сравнению со многими производственными площадками, не выстоявшими под ударами рыночной экономики, цехи Череповецкого завода металлоконструкций производят впечатление приятное и отчасти ностальгическое, напоминая кинохронику индустриальной эпохи, только вместо бодрой мелодии, подложенной в озвучку киноленты, ритмично гремит оборудование и шипит сварка. На момент нашего посещения на заводе велось изготовление конструкций для огромных газоходов и железнодорожного моста. Особенно внушительно смотрелись многометровые двутавровые балки, сваренные из 50-мм металлических полос. И хотя сегодня предприятие загружено не до конца, руководство завода надеется и — хочется верить — имеет шансы нарастить объем заказов до проектной мощности…
Слово — генеральному директору завода Николаю Федоровичу Глушкову. — Завод начал работу в 1965 г., так что в следующем году мы отметим сорокалетие. Предприятие было создано, в соответствии с решением Совета Министров СССР, для поставки металлоконструкций на производственные предприятия Череповца, где планировались огромные объемы промышленного строительства. Первым директором завода, который заканчивал строительство предприятия, вводил его в эксплуатацию и создавал коллектив, был Анисим Николаевич Секретов, пришедший сюда с должности главного инженера Орского завода металлоконструкций. Коллектив был сформирован из сотрудников, приехавших из других регионов. Местных квалифицированных кадров не хватало, пришлось набирать их на десятках других заводов металлоконструкций Советского Союза. Одновременно с окончанием строительства завода были сданы два дома, куда с семьями заселились работники. Основная задача, для которой строился завод, — это изготовление конструкций для зданий и сооружений Череповецкого металлургического комбината — агломератного, доменного, прокатного производства. Также металлоконструкции поставлялись на десятки строек как в стране, так и за рубежом. Это машиностроительные заводы, спортивные сооружения, торговые комплексы. Освоили изготовление мостовых конструкций. Выпускаем антенные сооружения — это несколько телевизионных и радиотрансляционных башен, антенн сотовой связи. За годы «провала» объемы работ упали, но выжить помогли связи, наработанные среди монтажных организаций. Главный принцип, который мы выдерживали, — выполнить работу к обещанному сроку, что привлекало заказчиков. Выполняя даже сравнительно небольшие объемы, смогли сохранить организацию, не продались. Сейчас объемы растут. Это связано как с инвестициями промышленных предприятий в основные фонды, так и развитием коммерческой недвижимости в городах. Активно строятся Москва, Московская область. Хотелось бы отметить ряд уникальных спортивных сооружений в Москве, Подмосковье — это конструкции для «Ледовых дворцов». Изготовили оборудование для уникальной конькобежной дорожки, которая строится в Коломне: в настоящее время ведется монтаж наших конструкций. Последнее время загрузка возросла благодаря нашему традиционному партнеру — «Северстали». Это строительство ряда новых производств — цеха оцинковки, полимерных покрытий; реконструкция доменного и электросталеплавильного производства. Ведется капремонт четвертой домны, что практически означает ее новое сооружение. Таким образом, объемы предстоят колоссальные. — Николай Федорович, одной из главных проблем строительного комплекса оказалось повышение цен на металл. Как отразился этот процесс на деятельности вашего предприятия? — Действительно, цены выросли вдвое, но нам было проще пережить этот скачок благодаря работам с «Северсталью»: металл они поставляют сами, и информацией о ценах владеют. А с внешними заказчиками ситуация усложнилась: когда мы называем цены, они поначалу шокируют, хотя мы предъявляем сметные расчеты. Вначале, после резкого повышения, объемы заказов снизились, но теперь постепенно восстанавливаются. — Каким образом удается выдерживать качество работ? Некоторые ваши коллеги жалуются на нестабильность качества металлопродукции и даже переходят на импортный прокат… — Мы аттестовали систему обес-печения качества на соответствие стандарту ISO 9001. Замечания в работе, конечно, бывают, но устраняются быстро. Как правило, решать проблему приходится в сотрудничестве с заказчиками и монтажными организациями, для чего на место монтажа выезжают наши специалисты. Что касается качества металла, то прокат «Северстали» по стабильности качества нас устраивает. Но если речь идет о поставках металла через некоторые дилерские структуры, то возникают проблемы: бывает, что реальное качество продукции не соответствует предъявленным сертификатам. Поэтому мы внимательно отслеживаем политику дилеров, проводим входной контроль в лабораториях и в случае нарушений выставляем штрафные санкции. Поставщики уже знают нашу требовательность и даже капризность, но стремятся работать с нами, а мы имеем возможность выбирать среди предложений. Основных критериев три — сроки, качество, цена. — Насколько перспективно для завода мостостроение? — Оно занимает у нас 2–4% объемов и основным направлением не является. В стране сохранилась мощная мостостроительная отрасль со специализированными заводами. В чем-то им завидую, потому что наше предприятие в большей степени оказалось на «вольных хлебах», а мостовикам было легче выжить на централизованном распределении заказов. Впрочем, мы научились сами искать себе хлеб. В основном мы беремся за мосты, когда появляется соответствующий заказ и есть время его выполнить, но активно заказы не ищем. Предпочитаем не типовые, а индивидуальные проекты. В свое время пришлось начать с Октябрского автодорожного моста — сооружения уникального, с высотою пилона 80 м. Но мы освоили технологию, научились согласовывать работу с мостовой инспекцией, и последующие проекты давались нам легче. На днях на Вологодчине был сдан второй крупный мост, изготовленный нашим заводом. — Какова обеспеченность производства кадрами? — У нас работает до 600 человек. Значительная часть коллектива сохранилась, постепенно идет его омоложение: те, кто проработал на заводе лет 25, передают опыт молодым. Нужных нам специалистов готовят в Череповецком университете, нескольких техникумах. Но из молодежи удерживаются не все: деньги у нас платятся не просто так, а за физически тяжелую работу. Требуется и желание учиться новому. Главная проблема в том, что за работников мы вынуждены конкурировать с крупными промышленными предприятиями, и хотя можем дать достойную зарплату, но уровень социальной защиты у нас ниже. Тем не менее сейчас штат укомплектован. В цехах наиболее востребованы квалифицированные сборщики: от них во многом зависит качество конструкций. Мы не работаем с серийной продукцией — каждое изделие является новым, поэтому сборщик должен читать чертежи не хуже конструктора или технолога. Нелегко найти сварщиков, рабочих в цех обработки: работа специфическая, требует специальных навыков и выносливости. Важная позиция — конструкторский отдел, где у нас трудятся более 40 человек. Именно от них напрямую зависит срок выполнения заказов. Сейчас мы стремимся омолодить отдел — берем молодых выпускников вузов и техникумов, но им пока надо доучиваться на производстве. Кто-то выходит на уровень конструктора через 2–3 года, некоторые позже, лет за 5–6. Остаются тоже не все. Конструкторскому отделу зачастую приходится существенно дорабатывать проекты, которые представляет нам заказчик. Например, иногда он стремится оптимизировать стоимость и экономит на прокате: одна стойка заказывается из более мощного профиля, потому что на нее ложится большая нагрузка, рядом с ней точно такая же, но из меньшего профиля. Выигрыш по цене материала не так и значителен, но для изготовителя металлоконструкций задача существенно усложняется. Часто в проектах не оптимизирован набор сортамента: иногда в небольшом сооружении заложен едва ли не весь перечень ГОСТ. Его просто физически не закупить… Бывает и так, что если не находим компромисса, то от заказа отказываемся, но до этого доходит редко. Если же беремся за проект, то «вынуждены дружить». Берем у заказчика телефоны проектировщика, консультируемся, работаем напрямую. Бывает, что мы часами ведем переговоры с проектировщиками, обмениваемся телетайпами и почтой. — Вам пришлось немало поработать на строительстве торговых и спортивных сооружений. Какие тенденции современных подходов к строительству можете отметить? — Что касается конструкций, то в промышленном строительстве изменений мало. Гражданские же сооружения меняются значительно, но на металлоконструкциях это отражается не так заметно. Пожалуй, главное различие в трудоемкости, что связано с дизайнерскими решениями — приходится немало работать над какой-нибудь аркой или треугольной фермой. Поэтому работа на промышленных сооружениях для нас рентабельнее. — Чем сегодня оборудован завод? — В основном мы имели практически полный набор оборудования для металлообработки и добавить потребовалось немногое. В среднем, приобретаем по одной машине или станку в год, не считая постоянной замены инструмента. В настоящее время планируем установить большую газорезную машину. P.S. А на прощание мы поинтересовались, легко ли жить под боком у такого гиганта, как «Северсталь»: ведь заводы вторых переделов не то что в рабочем, но и в разоренном состоянии — актив привлекательный. Собеседник не ответил, но улыбнулся. Дата: 09.12.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 7 (34)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||