Конкуренция в пространстве.

1 стр. из 1

О комбинате железобетонных изделий — его былом величии, затем «весьма великом падении» и последующем восстановлении — нам говорили все собеседники, представляющие строительный комплекс Череповца. Поэтому было невозможно миновать предприятие, которое взяло на себя труд восстановить производство на комбинате. Наш собеседник — директор компании «XXI век» Игорь Юрьевич Волостников.

Поле битвы — сердца человеческие

Игорь Юрьевич Волостников— Проектная мощность нашего завода составляет 8 тыс. куб. м железобетонных конструкций в месяц: если перевести на объем жилья, то это один 10-этажный дом на четыре подъезда, то есть 160 квартир в месяц. Практически треть Череповца построена из продукции нашего предприятия. Завод входил в структуру «Череповецгражданстроя», но в 1994–1996 гг. объемы гражданского строительства упали, и в результате остановилось производство на крупнопанельном домостроении.В течение долгого времени он стоял в разграбленном состоянии, и лишь три года назад наша группа компаний взялась за его восстановление. В настоящее время производство на комбинате восстановлено, но прежние объемы выпуска в городе не востребованы, и мы выпускаем в месяц около 1000 куб. м железобетонных конструкций. Связано это с тем, что пока не все старые связи нашего комбината восстановлены.

 

— Как полагаете, не изменится ли конъюнктура рынка под давлением технологий монолитного домостроения?

— В Череповце монолитная технология пока не прижилась, хотя некоторые компании-оптимисты пытаются внедрить ее на рынок. Успех монолита в Москве связан с тем, что строительные компании обеспечены большим объемом работ, располагают высококвалифицированными специалистами, значительными финансовыми ресурсами, и несмотря на это ряд ведущих домостроительных комбинатов продолжают эффективно работать. Не думаю, что в малых городах панельное домостроение будет смещено с позиций. Один из факторов в его пользу — стоимость оборудования. По нашим подсчетам, стоимость комплекта оборудования для монолитного строительства составляет порядка одного млн. долларов — деньги для застройщиков, может быть, и не такие большие, но все же на региональном уровне значительные. Такие вложения могут окупиться лишь при интенсивном строительстве, а спрос на региональных рынках не позволит вести работу такими темпами, как в Москве. Безусловно, инвестиции требуются и в заводы крупнопанельного домостроения, но они существуют в большинстве регионов, и основные средства в эти предприятия уже вложены. Другой важный фактор — этажность. В генплане развития Череповца не предполагалось зданий выше 14 этажей, и смысла строить высотные здания в регионах нет в силу относительной доступности земли для застройки. Монолитное же строительство оправдано на более высоких зданиях. Кроме того, оборудование для монолитного строительства окупается при постоянной загрузке. Если она отсутствует, то оборудование будет простаивать. Завод же может поработать «на склад» или временно переориентироваться на выпуск других изделий.

Еще один важнейший фактор — квалификация рабочей силы. Технология монолитного строительства достаточно сложна, она требует соблюдения тепловых режимов, рецептур смеси, большого количества сварки. Если столицы в целом обеспечены кадрами, то региональные рынки испытывают острую потребность в квалифицированных рабочих: даже обычного механизатора найти непросто. Наконец, есть и такой фактор, как стоимость энергоресурсов: чтобы обеспечить прогревание на монолитном строительстве, необходимо закупать энергию у городских сетей; мы же производим ЖБИ в стационарных условиях, а за энергию платим по более доступным «промышленным» тарифам.

— Однако ваши оппоненты — адепты монолита — упрекают крупнопанельное домостроение в недостаточной архитектурной и планировочной гибкости…

— Наш завод ориентирован на выпуск зданий 125-й серии, которая до сих пор популярна не только в Череповце, но и многих других городах.Ее разработчик — КБ им. Якушева, там можно видеть карту, на которой обозначены города, где эта серия выпускалась: от Норильска до Сочи. Россияне привыкли к этим зданиям, и мы знаем по опыту работы, что они готовы селиться в них и дальше. Проблему типового внешнего вида можно решить с помощью оформления фасада, например, светопрозрачными конструкциями, облицовкой и т. п.

Что касается планировочных решений в интерьерах, то уже сейчас у нас есть возможность увеличить площадь комнаты до 42 кв. м (москвичи, в частности заводы СУ-155, довели этот показатель до 50 кв. м). Залы такой площади могут быть разделены перегородками по индивидуальным требованиям. И модернизацию производства мы проводим именно так, чтобы обеспечить больший ассортимент размерного ряда. Сейчас на рынке предлагается оборудование, в частности финского производства, которое позволяет менять размеры форм в зависимости от индивидуальных особенностей проекта. Такое оборудование уже смонтировано на некоторых крупных КЖБИ, и мы тоже прорабатываем вопрос его приобретения.

Наконец, есть и радикально новый подход к строительству из сборного железобетона: это каркасно-панельное домостроение, когда несущие конструкции здания собираются из железобетонных балок,  этажи получаются практически произвольной площади, а планировка каждого уровня осуществляется также с помощью перегородок. Сейчас по этой технологии строятся многие здания в Москве. Мы также планируем развивать это направление: всего на заводе 6 пролетов, из них 4 нужны для производства зданий 125-ой серии, и еще на двух мы планируем развернуть производство необходимых конструкций.

Надежда только на себя

— Каким образом обеспечиваете сбыт продукции? Ведь за те годы, пока комбинат не работал, строительство не остановилось: местные строители создали новые кооперации…  

— Мы приняли решение построить строительную компанию полного цикла, в основе которой находится завод крупнопанельного домостроения. Чтобы работать с рынком конечного потребителя и упростить планирование производства, мы создали собственное строительное подразделение. Таким образом, сегодня мы предлагаем на рынок не железобетонные изделия, а здания «под ключ». Собственно, именно так выстроены сейчас ведущие компании Москвы.  Если в советское время ДСК были планово убыточными предприятиями, то сегодня они в состоянии определять уровень цен на жилье.

Правда, в отличие от ведущих застройщиков Череповца, на рынок жилищного строительства с собственным предложением мы вышли лишь года два назад: было необходимо осуществить запуск завода. Механизм продажи земли начал работать в городе лишь недавно, и наиболее перспективные для застройки участки оказались разобраны другими застройщиками. Мы приняли участие в аукционах, купили (довольно дорого) землю и обеспечили себя работой на обозримую перспективу. Но чтобы чувствовать себя на рынке уютно, работа должна планироваться года на два. В этой связи мы приняли решение осваивать территории за пределами Череповца. Уже сейчас наблюдается тенденция, когда люди предпочитают жилье общей площадью в 350–400 кв. м, а  квартиры такого размера в городе стоят очень дорого. Как следствие, средний класс предпочитает селиться за городом. Думаю, что эта тенденция коснется и Череповца, поэтому мы планируем развернуть строительство квартала в поселке Домозерово. Это место хорошо известно жителям Череповца. Оно расположено примерно в 20 км от города, по ярославской трассе. В поселке есть центральное газоснабжение, имеется резерв инженерных сетей, построены школа и детский сад. Думаю, что будет оправдано сочетание коттеджной и малоэтажной застройки, то есть зданий 125-ой серии, высотой в 3–4 этажа.

— А каким образом укомплектовали строительное подразделение кадрами?

— Попытались работать с приезжими рабочими, но нас не устроило качество их труда в силу стремления выполнить задачу как можно быстрее. Белорусы, которые работали у нас, трудились по 12 часов без выходных. Доходило до того, что мы сами просили их хотя бы после зарплаты брать пару отгулов. В результате такой работы, на износ, начался брак, что нас устроить не могло. Поэтому мы предпочли набрать местных квалифицированных рабочих. Если речь пойдет о строительстве за пределами региона, то будем осваивать вахтовый метод, как это делают комбинаты ЖБИ в Москве и Петербурге. Но сейчас «коренного» населения не хватает, и думаю, что ужесточение миграционной политики приведет к усложнению ситуации на рынке труда. Тем более, что весь цивилизованный мир пользуется возможностями трудовых мигрантов.

— Несмотря на довольно внушительные развалины былого стройкомплекса, вы предпочитаете создавать собственную компанию полного цикла, не рассчитывая на аутсорсинг. Почему?

— В отличие от Запада, где такая политика оправданна, в России отсутствует достаточный уровень конкуренции между специализированными организациями. Здесь же конкуренция не привела к выработке качественных услуг. Например, мы могли бы отдать на аутсорсинг производство арматурных каркасов для изделий, но предложения по стоимости нас не устраивают. Другой неудачный пример: у нас есть 8 собственных панелевозов, но хватает их не всегда, и мы попытались сотрудничать с автотранспортным предприятием, у которого есть специальный транспорт для ЖБИ. Но…  То нет водителя, то машина вышла из строя. Постоянные срывы привели к выводу, что нам придется расширять собственный парк.

— Может быть, это саботаж, ангажированность?

— Нет, скорее обычная несобранность, в конкретном случае — слабость менеджмента. На словах проявляется заинтересованность в партнерстве, а фактически, надеясь на монопольные позиции, услугу оказать не в состоянии. В общем, я бы с удовольствием отдал некоторые задачи на аутсорсинг, как делают это западные компании, но отсутствие соответствующего рынка не позволяет этого. Впрочем, постепенно ситуация должна измениться: строительство — область мультиплексная, оно притягивает другие виды деятельности, если, конечно, рынок недвижимости не обрушится, а экономика продолжит развиваться по оптимистическому сценарию.

Резервы снижения стоимости

— Многие материалы растут в цене: это цемент, без которого вам не обойтись, арматура, которую заменить так же непросто…  

— В основном уровень цен на жилье определяется спросом, а не стоимостью исходных материалов. Верное тому доказательство — появление большого количества новых застройщиков на рынке: если 3 года назад в Череповце было не более трех операторов, то сегодня больше десяти. И я думаю, что цены будут расти и дальше именно в силу того, что все меры, направленные на их снижение, не являются определяющими.

Что касается взлета цен на цемент, например, в октябре 2003 года, то его реальная причина — износ оборудования цементных заводов, в которые никто не стремится вкладывать средства, и ограниченность предложения при росте спроса. На это повышение часто ссылались строители, оправдывая рост своих цен, но в структуре стоимости квадратного метра прошедшее повышение отразилось лишь одним или полутора процентами. Таким образом, это не ключевой фактор. Что касается арматуры, то повышение ее стоимости вызывает определенное беспокойство, хотя также не является определяющим фактором в повышении цен на жилье. Тем не менее мы рассматривали предложение по возможной замене металлической арматуры на стеклоарматуру. Эта замена имела бы смысл, если бы приводила к удешевлению, однако на самом деле она сопоставима по стоимости с металлической. Может быть, цена этого предложения изменится, когда возникнет ситуация реальной конкуренции между технологиями.

— А какова обстановка с инертными материалами? 

— Могу привести интересный пример: с нашим комбинатом было интегрировано карьерное управление по добыче песка. Мы до сих пор не демонтировали галерею транспортера, которая ведет от них через дорогу на нашу территорию. Когда производство на КПД было остановлено, то сбыт песка был налажен в Москву, которая забирает практически все объемы. На Москву они сегодня отпускают песок по 150 руб. за тонну, тогда как мы, даже с учетом транспортировки на баржах, приобретаем его у «Рыбинских карьеров» по 130 руб. за т.

Что касается щебня, то добычи изверженных пород в регионе не ведется, но здесь, в регионе, щебень традиционно заменяется на шлакопемзу — переработанные отходы металлургического производства.И хотя для «Северстали» эта продукция не является профильной, отпускные цены на нее предприятие держит на уровне щебня, предлагаемого из других регионов.

— А предпочтения по столярке?

— Я за деревянные окна, но возможность их использования упирается в цену — по стоимости они проигрывают пластику.  Не случайно и на Гатчинском ДСК, и на СУ-155 организовали выпуск окон из ПВХ-профиля. Мы используем окна из ПВХ-профиля Rehau, причем привозные: качество работы местных производителей нас не устраивает, хотя на более элитных объектах могут применяться и деревянные окна. К сожалению, пока местные производители не предлагают качественных и доступных по стоимости изделий. Оставляет желать лучшего качество просушки, окраски изделий.

Перенести войну в пространство

— Может ли продукция завода заинтересовать другие регионы? Мне кажется, многим регионам будут интересны предложения по быстровозводимым малоэтажным проектам — альтернативе дорогому кирпично-монолитному строительству или пока непривычной «щитовой» технологии…

— У нас отработан типовой проект с площадью этажа около 100 кв. м, с двумя этажами;  общая площадь порядка 250 кв. м, возможен также вариант до 350 кв. м. Именно он будет опробован в Домозерово. Стоимость такого здания обойдется примерно в 20 тыс. руб. за кв. м, с учетом отделки и инженерных систем. По уровню цен на коттеджное строительство это вполне конкурентоспособное предложение.

Конкурировать с производителями на удаленных местных рынках мы пытались, но ощутимой отдачи пока не получили. Значимый фактор — это транспортная составляющая. Думаю, что определенные перспективы связаны с наладкой поставки водным транспортом, который наиболее доступен по стоимости услуг, тем более что Череповец находится на выгодном водном маршруте. Отсюда изделия ЖБИ на баржах могут доставляться в Москву, Санкт-Петербург, города Поволжья, в Мурманск и Архангельск.

— То есть потребуется строить свой флот?..

— Нет, мы пойдем по пути кооперации с перевозчиками, уже сейчас мы доставляем баржами песок «Рыбинских карьеров». Обычные баржи, используемые для транспортировки насыпных материалов, должны быть дооборудованы металлоконструкциями, чтобы в них «елочкой» можно было укладывать сборный железобетон. Это разовые затраты, и транспортировка в любом случае обойдется дешевле, чем железнодорожным путем.

ООО «Строительная ипотечная компания «XXI век»
162611 Россия, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Стройиндустрии, д. 13
Тел. (8202) 59-7117
Тел./факс (8202) 59-7100

Дата: 09.12.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!