ЗАО «Союзстрой»: о легком решении тяжелого вопроса

1 стр. из 1

Мы обо многом поговорили с Владимиром Алексеевичем Маковецким — об основных диагнозах и рецептах лечения строительных проблем, о взаимодействии с крупными заказчиками. Но, пожалуй, важнейшая мысль этого интервью — стратегия развития «легкого строительства», на которое, не отказываясь и от традиционных технологий, делает ставку компания.

–В строительном комплексе Череповца я с 1975 г., прошел путь от мастера до директора предприятия. Принимал участие в строительстве множества промышленных объектов на комбинатах «Азот», «Аммофос», «Северсталь». Видел и эпоху развития, и период разрушения, и затем воссоздания строительного комплекса. Чтобы работать на сравнительно крупных объектах, группа строительных организаций Череповца создала предприятие «Союзстрой», которую я в настоящее время возглавляю. В декабре этого года нашей фирме исполнится пять лет. Учредителями «Союзстроя» выступили ОАО «Череповецхимстрой», ЗАО «Завод железобетонных изделий и конструкций», крупное предприятие по отделочным работам ЗАО «Череповецспецотделстрой» и организация, специализировавшаяся на поставках строительных материалов,— торговый дом «ТАТ». Основное направление работ — строительство и капитальный ремонт зданий как за счет бюджета города и области, так и на средства частных инвесторов. В основном специализируемся на жилищном домостроении, возводя здания из кирпича и сборного железобетона. Большую часть работ выполняем в Череповце. Ко дню города готовимся сдать Дворец бракосочетания — для него проведена комплексная реконструкция старинного здания Мариинской гимназии, сделана пристройка. Объект реализован с применением современных дизайнерских решений, новых материалов, но при этом подчеркнута историческая ценность здания. Нами привлекались и вологодские, и петербургские компании — такие, как «Петромрамор», «БалтСтройСервис», «Паркет-Трейд». Другой значимый для Череповца объект, который сдан ко Дню города, — здание городского архива, оснащенное всеми необходимыми инженерными системами. Мы реконструировали и построили много и других объектов в Череповце и Вологде.

    Стратегическими партнерами нашей компании стали железнодорожники. Вначале мы получили заказ на реконструкцию здания вокзала в Великом Устюге, затем последовала реконструкция депо в Вологде и здания дирекции дороги. После этого работали на развитии путевого хозяйства, в частности, решили задачу по удлинению 5–7 путей на станции Кошта — важного транспортного узла, где формируется грузопоток с Северной на Октябрьскую железную дорогу. Для работ на этом объекте пришлось подключать и петербургские, и московские специализированные компании. Всего на сложных объектах приходится создавать кооперации из 30–40 компаний. Тем не менее стремимся выполнять сложные задачи, потому что замыкаться на одном направлении в наше время рискованно — при обслуживании нескольких различных отраслей переживать подъемы и спады легче.

«Легкое строительство» в самом металлическом городе

— Владимир Алексеевич, по словам руководителей города, очередь желающих улучшить положение с жильем в Череповце превышает 30 тыс. человек. Пока объемы жилищного строительства позволяют улучшать условия лишь наиболее состоятельной части горожан. Каковы возможные шаги, повышающие доступность жилья?

— Действительно, в Череповце улучшить жилищные условия могут от силы 15% населения, поэтому руководство города и мы, представители строительного бизнеса, ищем пути снижения стоимости жилья.

Один из таких вариантов найден, и мы готовимся приступить к реализации проекта. Это освоение площадки размером 740 тыс. кв. м на левом берегу реки Шексны. Мы планируем комплексную застройку этого района. В настоящее время череповецкой проектной компанией «Проектжилстрой» разработан эскизный проект. Территория для жилищного строительства очень привлекательна, и не сказал бы, что малоэтажное строительство для нас — идея новая, но именно мы первыми готовы подойти к решению этой задачи системно. Строительство предполагаем вести по так называемой «финской» панельно-каркасной технологии. Всего предполагается построить около 60 коттеджей. Проект, скажем так, будет доступен для людей среднего достатка: это дом площадью от 100 до 180 кв. м, без подвального помещения и цокольного этажа, с пристроенным гаражом. Для такого здания достаточно обычного ленточного фундамента, поэтому затраты на нулевой цикл будут оптимальными. Стоимость жилья с учетом земли и отделочных работ составит порядка 12 тыс. руб. за кв. м. С учетом того, что это жилье европейского класса и с большими резервами площади, предложение будет успешно конкурировать с городским жильем. Неслучайно такой вариант застройки заинтересовал местных корпоративных клиентов, в частности, к нам прислушиваются металлурги, которые также стремятся развивать жилищное строительство.

— Как полагаете, насколько под давлением «легкого строительства» изменится ниша панельного домостроения?

— Надеюсь, что оно также будет развиваться достаточно активно, однако необходимо решить ряд общих для строительного комплекса проблем.В дефиците специалисты–каменщики; строительные компании нуждаются в средствах механизации, в городе дефицит башенных кранов. Необходимо упрощать миграционные нормы, так как найти местных квалифицированных работников сейчас очень сложно. Я с большим удовольствием принял бы на работу специалистов из стран СНГ, но вынужден этого не делать в силу сложности оформления их на работу и возможных штрафов. Думаю, что в миграционной политике надо не выстраивать барьеры, а проводить четкий контроль квалификации рабочих и отсеивать лишь склонных к криминалу. Действия по оформлению должны проводиться оперативнее.

— Каким образом будет решен вопрос подключения к сетям?

— В случае строительства централизованных инженерных сетей, стоимость вырастет до 15–16 тыс. руб. Но мы надеемся, что строительство магистральных сетей будет профинансировано городом. В этом случае проект действительно позволит снизить цену жилья. Если из городского бюджета строительство сетей профинансировано не будет, мы создадим локальные сети, систему водоснабжения с водонапорной башней, септиком и отоплением электрических котлов.

— Каковы еще возможные решения по снижению стоимости? В частности, где будет налажено производство конструкционных материалов?

— Один из учредителей нашей компании встречался с представителями финской компании, которая специализируется на производстве и строительстве таких зданий. Возможно их вхождение в инвестиции по этому проекту. Предполагается завезти несколько «пилотных» домов для демонстрации возможностей этой технологии. Однако импортировать конструкционные материалы в Череповец, где лес имеется в избытке, смысла нет. Поэтому в пос. Желябово, под Устюжной, мы приобрели перерабатывающий комбинат, где ведется заготовка пиловочника и его переработка в деревянные конструкции. Таким образом, вопрос о создании комплекса по изготовлению панельно-каркасного домостроения у нас находится в стадии решения.

— Почему для каркаса предпочитаете дерево, а не металл, которым Череповец также более чем обеспечен?

— Мы, даже живя в Череповце, не можем уследить за ростом цен. Кроме того, металл проще купить в Москве, чем здесь — так реализована логистическая схема. Хотя, в принципе, использование облегченного металлического профиля возможно как один из вариантов.

Доверяй, но лицензируй

— Многие Ваши коллеги жалуются, что не могут положиться на субподрядчиков и предпочитают компании полного цикла… 

— Когда я работал в крупном тресте, то цепочки кооперации составляли несколько десятков компаний, поэтому к взаимодействию с партнерами мы привыкли. Думаю, что оптимальный путь для строительного бизнеса уже найден на Западе: получив пакет заказов, нужно собрать временный мобильный коллектив для его реализации. Что касается надежности исполнителей, то вокруг «Союзстроя» уже сложился круг фирм-подрядчиков — мы довольно быстро можем определить, кто на что способен, проверить, какие объекты были реализованы, какова квалификация работников. Если же компания только пришла на рынок, мы доверим ей пробное задание и отследим, как она его выполняет.

— Получается, что при такой проверке на практике можно действительно отказаться от лицензирования строительных компаний и принять все новации «Закона о техническом регулировании»?

— Напротив, нас серьезно беспокоит вопрос упрощения нормативной базы, приведение ее к «рекомендательным» параметрам. Это не только размоет проблему юридической ответственности в строительстве, но и позволит проникать на рынок непрофессиональным компаниям. В результате конкуренция в строительстве резко обострится, начнется демпинговое сбивание цены на строительные услуги. Мы излагали нашу точку зрения депутатам Государственной Думы и надеемся, что она будет услышана. Что же касается лицензирования, оно необходимо, но работа по проверке компаний и выдаче лицензий должна проводиться на уровне региональных лицензионных центров, а не московского аппарата. В этом случае местные власти, знающие о реальных возможностях представленных в регионе строительных компаний, смогут контролировать их добросовестное поведение на рынке.

— Да, но это отчасти региональный протекционизм…

— Можно волноваться по этому поводу, если объемы строительства в Череповце станут неподъемны для местного комплекса. Там, где необходим отсутствующий у нас опыт, работа сторонних организаций вполне допустима. Например, запланированный в городе Ледовый дворец должен быть построен быстро, качественно и недорого. У нас нет опыта строительства таких объектов, и мы даже не стали принимать участие в тендере, но этим объектом интересуются и финские, и югославские, и прибалтийские компании. А строительство жилья нам вполне по силам, и наши местные строительные организации без труда справятся не только с имеющимся объемом работ, но и его существенным увеличением.

P. S. От редакции. Может быть, несколько преждевременно, но тем не менее вот какой вывод напрашивается из этой беседы: хотя на дорогом жилье можно заработать больше (добавленная стоимость легко прячется в семизначных числах), в регионах появляются компании, ориентированные на нишу массового и относительно недорогого жилья. Важнейшая задача сторонников «легкого строительства», главные элементы которого несущие конструкции из древесины и легкие плитные материалы, — убедить заказчика, что это не менее основательное — и на поверку долговечное — жилье, чем кирпично-бетонный замок образца «генеральской архитектуры».

ЗАО СК «Союздорстрой»
162600 Россия, г. Череповец, Советский пр-т, 99-А
Тел. (8202) 50-5650
Тел./факс (8202) 50-5648

Дата: 09.12.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!