Войсковицкий завод ЖБИ: второе рождение

1 стр. из 1

В 2003 г. завод железобетонных изделий №1 в поселке Войсковицы Гатчинского района отметил свой полувековой юбилей. Событие прошло незамеченным, и тому были причины: предприятие практически утратило жизнеспособность, в цехах царило запустение и разруха. Ситуацию спасла столичная инвестиционно-строительная корпорация «Росстрой». Выкупив завод в январе нынешнего года, москвичи дали ему новую жизнь: по сути дела реанимировали одно из крупнейших предприятий региона, продукция которого в свое время расходилась по всей стране.  О непростой судьбе завода в Войсковицах и дальнейших путях его развития нам рассказал нынешний генеральный директор предприятия  Алексей Николаевич Сергеев.

А.Н. Сергеев 22 года проработал на Гатчинском ССК, прошел путь от простого рабочего до главного инженера комбината. В апреле этого года, приступив к обязанностям руководителя высшего звена, он начал «по крупицам» восстанавливать пришедшее в упадок производство.

 — В начале пятидесятых годов прошлого века на этой территории был организован растворный узел для производства дорожных плит, которые использовались для строительства кольцевой дороги военного назначения вокруг Ленинграда. В 1953 г.мелкое предприятие переросло в «Завод железобетонных  изделий №1», который в свою очередь вошел в структуру Спецстроя СССР. До 70-х годов прошлого века основная часть продукции выпускалась для нужд оборонного строительства: железобетонные изделия — для дорстроя, сваи, шахты, диафрагмы, перегородки, серии ЖБИ — для промышленного строительства. С использованием изделий завода построены многие институты и предприятия «оборонки». В 1986 г. завод был переименован в «Войсковую часть 52507» с сохранением основного профиля производства.
 
Надо заметить, что  в условиях господства Госзаказа специализация завода была преимуществом, а ассортимент выпускаемой продукции востребован в достаточно высокой степени. Перемены 90-х гг., преобразования в экономике и развитие рыночных отношений вынудили предприятие перейти на рельсы коммерческого строительства при значительном сокращении производственных мощностей. Изделия завода использовались при строительстве корпусов фабрики «Филипп Моррис», завода «Форд» во Всеволожске, ряда объектов в Псковской области. Несмотря на наличие заказов, ситуация осложнилась настолько, что в 2000 г. Войсковицкий завод был выведен из системы Спецстроя РФ, и площадку выставили на продажу.  Наступила поистине черная полоса в жизни предприятия. Основное производство постепенно пришло в упадок. Чтобы хоть как-то использовать имеющиеся площади, руководство пыталось привлечь арендаторов из самых разных областей бизнеса. На территории цехов разместилась сервисная площадка для «БЕЛазов», планировалось организовать стекольное и резиноперерабатывающее производство. Нетрудно догадаться, что все эти пертурбации на пользу заводу не пошли.

Московская инвестиционно-строительная корпорация «Рострой», ставшая стопроцентным владельцем завода, — крупнейший холдинг, включающий до ста предприятий самого разного профиля, начиная от производства цемента до выпуска тяжелой строительной техники. Одно из главных направлений холдинга  — жилищное строительство. В связи с запуском федеральной программы комплексного расселения домов первых массовых серий («хрущевок») в Петербурге возникла необходимость в создании мощной производственной базы. Выбор пал на Войсковицкий завод ЖБИ. Таким образом, завод стал звеном в цепочке предприятий, занимающихся реализацией вышеуказанной программы…

Нам пришлось практически с нуля восстанавливать производство, начиная от прокладки новых инженерных сетей до приведения в порядок цехов и приобретения необходимого оборудования. Для реализации этой задачи от нашего патрона  — корпорации «Росстрой» — потребовались немалые инвестиции. Причем не только финансовые. Необходимо было обеспечить новое производство людьми, техникой и материалами.

К беседе присоединился главный  инженер завода Виктор Александрович Федин, правая рука генерального директора. За его плечами — солидный строительный стаж. Двадцать лет своей жизни он отдал Гатчинскому ДСК, еще пять лет отработал на Сельском строительном комбинате. Занимал пост заместителя председателя Комитета по строительству.

— Хочу отметить, что именно в Ленинграде впервые был поднят вопрос о капитальной реконструкции «хрущевок». В 2002–2003 гг. было проведено несколько симпозиумов по данной проблеме. Однако городу не хватало средств для реализации подобных программ. Сегодня, благодаря инициативе столичных компаний, столь насущная для Петербурга проблема ветхого жилья перестала быть неразрешимой. Главное преимущество федеральной программы в том, что она предполагает комплексное расселение и реконструкцию целых кварталов. В Петербурге ее осуществление началось с жилмассива Купчино.

25 мая текущего года состоялась церемония закладки первого камня на месте строительства жилого дома на пересечении улиц Димитрова и Малой Бухарестской (18-й микрорайон). Этот 17-этажный дом станет первым из девяти домов 155-й серии в квартале, строительство которого «Московская инвестиционно-строительная компания» планирует закончить к 2008 г. Инвестор проекта — ЗАО «СК Росстрой», генподрядчик  — «Северо-Западная строительная компания», субподрядчики — петербургские строительные фирмы.  Всего в данном микрорайоне по уже утвержденному бизнес-плану предполагается возвести от 17 до 20 многоэтажных жилых домов (170–180 тыс. кв. м жилья).

На сегодняшний день возведено5 этажей сборно-монолитного дома на Малой Бухарестской. Наружные стеновые панели для будущей высотки изготавливаются на заводе по стендовой технологии. Первые панели, выпущенные нами в июле-августе, получили высокую оценку у специалистов «ЛенНИИпроекта». Уже налажен массовый выпуск трехслойных наружных элементов, утепленных минватой и обладающих повышенной термо- и звукоизоляцией, отделкой являются кварцит и пигматит горных пород.

Генеральный директор предприятия в Войсковицах с оптимизмом смотрит в будущее: «Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Да, сейчас налажено массовое производство панелей для монолитных домов. Но ресурсы завода еще далеко не исчерпаны. Скажу больше: процесс развития производства еще только начинается. Сегодня предприятие выдает 2000 куб. м  железобетонной продукции в месяц. С начала следующего года мы планируем выпускать как минимум 200 куб. м сборного железобетона в сутки и еще 200 куб. м — для монолитного домостроения. Таким образом, суточная норма составит 400 куб. м, месячная  — 10 тыс., годовая — порядка 120–130 куб. м. Для сравнения: куратор нашего предприятия — Домодедовский завод ЖБИ, — предоставивший свои технологии, уже сегодня выпускает за сутки 1 тыс. куб. м сборного железобетона. На этот уровень мы планируем выйти к концу 2006 г.  

Весною следующего года наш завод перейдет к массовому производству внутренних стеновых панелей, перекрытий, полного спектра доборных элементов (шахты лифтов, лестничные марши, вентиляционные блоки, электроблоки и т. д.), то есть в ближайшей перспективе мы предполагаем полное обеспечение строящихся домов сборным железобетоном.

Разумеется, для расширения производства требуются новые площади. Готовим цехи для производства перекрытий и внутренних панелей. Уже выкопаны котлованы для кассетных установок,  «Росстрой» предоставит новое оборудование и технику: мостовые краны, машины «АТМС», линии изготовления каркасов, станки и т. д. До 2006 г. возведем новые цехи для производства вентиляционных блоков и электроблоков. Запущены арматурный и механический цехи. В перспективе — расширение склада готовой продукции и ремонтно-механических мастерских. В связи с необходимостью строительства новых цехов освоили выпуск соответствующей продукции: колонн, ферм, утепленных наружных стен.

Восстановили и вывели на проектную мощность бетонный узел, готовим к запуску еще один, оснащенный новым оборудованием. Одна из главных задач, стоящих перед нами на сегодняшний день, — увеличение мощности полигона по изготовлению свай. Полным ходом идет восстановление имеющихся свайных ручьев и наращивание объемов действующих. Сейчас выпускаем сваи длиною до 12 м,  вскоре сможем предложить шестнадцатиметровые целиковые сваи.  Откровенно говоря, рынок сбыта данной продукции нами охвачен недостаточно, прежде всего по причине высокой конкуренции в этой области. Тем не менее, учитывая высокое качество наших изделий и новизну технологии, можно с уверенностью смотреть в будущее. Готовим специальные формы для производства целиковых свай и ведем переговоры о поставке новых стыкосварочных и сваенавивочных машин.

Наращивать объемы производства и грузооборота нам позволяет развитая транспортная инфраструктура:  на территории завода проложено 4 км железнодорожных путей. По этим артериям мы получаем значительное количество материалов и техники. Развиваем деревообрабатывающее производство на базе лесобиржи, доставшейся нам от прежних владельцев. Портальные краны, подъездные пути, площадки складирования и хранения леса — все это хозяйство необходимо привести в порядок и в перспективе использовать по прямому назначению. 
Мы активно осваиваем территорию предприятия. Когда поняли, что имеющихся двадцати гектаров недостаточно, написали письмо на имя губернатора области В. П. Сердюкова. Он поддержал нашу инициативу и дал добро на освоение еще 15 га. 

Конечно, не все идет гладко. Есть определенные трудности с финансированием, приходится брать кредиты.  Но что поделаешь? Созидание всегда ставило перед человеком непростые задачи. Механизм запущен, остановить его, бросить начатое я считаю преступлением перед собою, перед заводом и коллективом…

 Не секрет, что уровень потенциала любого предприятия находится в прямой зависимости от квалификации персонала. Мы попросили Алексея Николаевича рассказать, как решается проблема кадров на заводе.
 
— Еще в мае здесь трудилось не более 70 человек, менее чем за полгода численность работников выросла до 500. С расширением производства мы планируем увеличить количество сотрудников до 1000–1200. Но и это не предел. Пока же ощущается недостаток специалистов всех уровней. Временный выход из этой проблемы уже найден: формируются вахтовые рабочие бригады на других предприятиях «Росстроя», для нас готовит специалистов Домодедовский завод.

Сами объезжаем регионы, приглашаем людей работать. Проблема с трудоустройством в глубинке была и остается острой. Те, кто не желает превратиться в деградирующее, спивающееся существо, с охотой принимают наши предложения. Своих сотрудников мы обеспечиваем трехразовым питанием с доплатой от предприятия. Люди приезжают к нам на вахтовые работы из Сланцев, Кингисеппа, Нижнего Новгорода, Ростова, Москвы. Трудятся добросовестно.

Наши начальники цехов —  бывшие военные. При приеме на работу мы отдаем преимущество именно этой категории граждан. Они, как правило, легко обучаемы и дисциплинированны: сказывается опыт службы. Специалисты-технологи —гражданские лица. На сегодняшний день инженерный состав завода насчитывает 100 человек.

Надеемся, что со временем завод станет градообразующим для поселка Войсковицы и прилегающих территорий. Мы занимаемся реализацией обширного социального пакета: от телефонизации и газификации до решения проблем с транспортом. С Сиверским профтехучилищем заключен договор о подготовке кадров, строительную специальность вскоре сможет получить и местная молодежь. Так что недалек тот день, когда предприятие будет располагать собственным персоналом.  Обеспечение сотрудников жильем — одна из наших задач в перспективе. Планируем построить и заселить 2–3 дома в Войсковицах.  Жилье нашим работникам предоставим по себестоимости и по максимально льготным кредитам.

ОАО «Завод железобетонных изделий №1»
188360 Ленинградская обл., Гатчинский р-он, п. Войсковицы
Тел/факс (81371) 63-726
E-mail: vzbi@mail.ru

Дата: 09.12.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!