«Иностранный легион» поднимает регион

1 стр. из 1

— Так придет концерн «Тойота» в Ленинградскую область или нет? — допытывались журналисты у губернатора Сердюкова. Валерий Павлович отвечал загадочно: «Все может быть. Климат у нас хороший. Инвестиционный имеется в виду». Японцы и вовсе по-восточному молчали, предпочитали поставить общественность перед фактом. Конечно, им выбирать, где строить завод. Но в России, которая все еще считается «зоной рискованного бизнеса», есть области с более благоприятными условиями. Ленинградская, например. Что-то, видно, есть привлекательное в 47-м регионе РФ, отчего он вышел на первое место в стране по объему прямых инвестиций на душу населения — 27 тыс. руб. В плане на конец 2004 г. цифра еще в полтора раза выше — 44 тыс. руб. В Ленобласти пустили крепкие корни такие крупные иностранные компании, как «Форд моторс», «Филипп Моррис», наконец, «Катерпиллар». В 2003 г. на территории ЛО инвесторами было вложено $1,5 млрд., в 2004 г. — примерно миллиард.


Инвестора вызывали?

— И это не портфель, не кредит, а прямые вложения. — Зам. председателя Комитета по экономике и инвестициям ЛО Сергей Борисович Куклин демонстрировал пик деловой активности. Он одновременно говорил по трем телефонам (белому, зеленому и мобильному), принимал факс, готовил справку губернатору и отвечал на вопросы. Удивительно, но ни в чем не ошибся.

— Помните, какой был кризис в экономике в начале 1990-х гг.? Требовалось привлечь средства в область, а значит создать для этого условия, подготовить законодательную базу для развития предпринимательства. Так появился закон «Об инвестиционной деятельности», по которому инвестор освобождается от уплаты местных налогов на прибыль и имущество на период окупаемости своего проекта. Но мы пошли дальше. Законодательное собрание приняло закон о субвенциях. То есть сумма налога на прибыль возвращается инвестору в виде субвенций на производственные цели. В принципе, смысл деятельности нашего Комитета сводится к двум составляющим: способствовать созданию новых рабочих мест и обеспечивать поступления в муниципальный и региональный бюджеты. С момента принятия закона об инвестициях в области создано свыше 10 тыс. рабочих мест.

— Возьмем Тосненский район как характерный. Полтора десятка инвестиционных проектов — в основном рублевые. Но самые весомые —иностранные. Дают продукцию немецкая фирма «Хенкель-ЭРА» по выпуску синтетических моющих средств (объем инвестиций — более 1, 7 млн. евро) и американская ООО «Катерпиллар Тосно» (комплектующие для дорожно-строительной техники, свыше $50 млн.). Они достаточно быстро развернули производство. Каким образом им удалось пройти наш тернистый путь согласований многочисленной документации?

— Согласитесь, чтобы предприятие платило налоги, оно должно начать работать. Поэтому нашей задачей было максимально упростить и ускорить процесс реализации проекта. У нас около 30 надзорных органов. У каждого — свои требования. Понять их смысл иностранцам непросто. Поэтому при правительстве Ленобласти был создан институт консалтинговых компаний, уполномоченных оказывать помощь бизнесу, особенно на первых порах. В числе наиболее известных — «Эрнст энд Янг» и «Прайс Уотерхаус Куперс». Обратите внимание на их статус — уполномоченные правительством, — что существенно облегчает задачу прохождения инстанций.

Это прозрачное юридическое лицо

Замечательно, что в Ленобласти иностранцы почти как дома. Конечно, район на район не приходится. Известно, что когда представители Caterpillar. Inc искали место для предприятия (а им предложили сорок адресов, старые заводские корпуса и свободные земельные участки), директор ОАО «Хенкель-ЭРА» порекомендовал американскому коллеге «бросить якорь» в Тосно. Дескать, глава местной администрации Иван Хабаров — человек, «с которым можно иметь дело». В западном смысле, разумеется. Хабаров не остался в долгу и заявил, что появление такого известного инвестора «улучшает деловую репутацию Тосненского района». После взаимных уверений «в совершенном почтении» надо было приступать к строительству. О том, как на российской почве сошлись теория с практикой, мы беседуем с коммерческим директором ООО «Катерпиллар Тосно» Джо Ван Вассенховом. М-р Вассенхов работает в корпорации 26 лет, начинал рядовым экономистом, хорошо знает европейские условия, деловую обстановку в Китае, Латинской Америке, где действуют предприятия Caterpillar. Теперь вот судьба привела в Россию.

— Смотрите, кругом болотистый лес, низина, а вы все же решили строиться.

— Здесь есть несколько преимуществ. Свободный участок в 24 га, удобные транспортные пути (федеральная трасса Е-95, железная дорога, относительно близко морской порт), городские коммуникации. Нам предлагали также старые здания и сооружения. Но их так долго и с такими затратами пришлось бы реконструировать, приближая к нашим стандартам, что быстрее и дешевле оказалось строить с нуля. Это заняло полтора года. 1 марта 2000 г. завод начал работать.

— В инвестиционном проекте сказано, что предприятие наладит выпуск 1,5 тыс. единиц дорожно-строительной техники в год, а производит только комплектующие к ней. Почему?

— Пока для производства готовых машин Caterpillar в России нет экономических условий. Сборка — это кооперация. Какие-то узлы мы должны получать из-за рубежа. Но таможенные пошлины на ввоз комплектующих, той же гидравлики, например, втрое выше, чем на готовые изделия. То есть изготовить на «Катерпиллар Тосно» трактор будет дороже, чем приобрести готовый за рубежом.С другой стороны, экспорт деталей машиностроительной продукции пошлиной не облагается. Поэтому завод поставляет на сборочные производства корпорации Caterpillar в Германии, Бельгии, Франции, Швеции, Англии около 16 тыс. тонн изделий. Хотя мы не теряем надежду на производство фирменной техники — тракторов, бульдозеров, экскаваторов и т. д. Для этого у нас всe есть. Специально держим в полной готовности три сборочные линии. Каждый год закладываем в план сборку техники, но приходится откладывать ее до лучших времен.

— А что у нас за времена?

— Часто изменяются условия для ведения бизнеса, постоянные новшества в налоговом законодательстве, экономической политике, что не позволяет даже планировать на перспективу. Составляем планы не более чем на год. Область и район, конечно, в нас заинтересованы, стараются помочь. С помощью налоговых отчислений, а это $35 млн. в год, формируются бюджеты разных уровней. Но речь идет о федеральных законах.

Деликатный Джо не мог сказать, что у нас, в отличие от Запада, бизнес излишне зарегулирован. Множество проверяющих организаций, в том числе районных и областных, всегда готовы найти недостатки, чтобы иметь с этого какой-то профит. Поскольку «жираф большой» и «его видней», завод честно платит все причитающиеся налоги. При этом из налогооблагаемой базы не вычитают затраты на помощь своим же работникам. Скажем, несколько автобусов доставляют рабочих и служащих до дома и работы, курсируя между предприятием, райцентром и Петербургом. «Это ваше личное дело», — говорят налоговики.

О том, как на деле осуществляется налоговая льгота, говорит интересный факт. Вложив в создание предприятия уже $54 млн., «Катерпиллар» получил отсрочку по местным выплатам до 2005–2007 гг. Но в законодательстве изменилась формулировка: вместо слова «предприятие» стали писать «организация». Теперь пока завод не докажет, что предприятие и организация — это одно лицо, он будет платить все налоги, от которых формально освобожден. Эта история тянется чуть ли не год. «Катерпиллар» обращается во все инстанции, ему вежливо отвечают, что вопрос решается, а время идет. Главное, никто ведь не отказывает. Вот и вице-губернатор — председатель Комитета по экономике и инвестициям — Г. В. Двас недавно вежливо ответил: «Ваш инвестиционный проект соответствует предъявляемым требованиям». В настоящее время документы находятся на утверждении в Рабочей группе по контролю за исполнением договоров об осуществлении предприятиями инвестиционной деятельности в соответствии с областным законом «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области». Ну и так далее. Ей-богу, если бы старина Бенджамен Холт сто лет назад задумался над тем, кто он есть для американских мытарей, ни черта бы не сообразил в 1904 году поставить трактор на гусеничный ход вместо колес, а значит не было бы никакого Caterpillar, то есть «большой промышленной гусеницы», как переводится длинное английское слово. Опять же закон о субвенциях. Принять-то его приняли. А когда он заработает? Пока заводу никакой налог на производственные цели не вернулся.

Впрочем, частные неприятности не мешают частному предприятию быть прибыльным. Пока, во всяком случае. Ибо цены на энергию, транспорт, а значит материалы поставщиков и т. д. растут. И есть предел цены изделий самого «Катерпиллара». На сегодня расчет показывает, что фирма окупит свои вложения к 2008 году. А ну как, не к ночи будь помянут, дефолт! Американцы один уже пережили в самый разгар строительства (заложили корпуса летом 1998 г.). Джо, как это принято в США, на вопросы о негативном развитии событий улыбается и готов держать удары судьбы, продолжая верить (по-своему, конечно) в светлое будущее компании.

Ударники каптруда

— Вы каждый год, несмотря на сложности, наращиваете производство на 10–15%. Как долго это будет продолжаться?

— Пока есть спрос и выгодно развиваться. Ограничить бизнес может только ситуация на рынке. На 2005 г. мы запланировали увеличить объем экспорта на 20%. К счастью, нам не нужна дилерская сеть — обходимся прямыми договорами со сборочными производствами внутри корпорации.

— Помнится, в Советском Союзе к экспортной продукции были особые требования. А у вас?

— А у нас одинаковые и к внутреннему, и к внешнему рынку. То есть достаточно жесткие. Имея титул мирового лидера по строительной и горной технике, двигателям и сельхозоборудованию, не можем себе позволить уступить в качестве даже своим давним партнерам. Пример. Компания «Северсталь» разработала для нас 5 новых марок стали; те, что были, по ряду параметров не устраивали. Столь же высокую планку мы ставим и другим поставщикам (а их у нас сотни), производящим защитные очки, сварочную проволоку, рабочую одежду, лакокрасочную продукцию и т. д. На заводе есть группа специалистов, которые плотно работают с поставщиками, подтягивая их до нужного уровня. Сюда входит методическая помощь в освоении современных приемов ведения бизнеса, обучение специалистов, передача техдокументации, наглядная демонстрация представителям партнера, как на «Катерпилларе» решаются те или иные задачи. Посмотрите, у нас ведь нет больших складов, работаем «с колес», чтобы вложенный капитал постоянно работал, не застывал. Значит, в каждом элементе производственного процесса должна быть четкая качественная составляющая.

— Да-да, конечно. Только где вы найдете столько высококвалифицированных, дисциплинированных и постоянно трезвых рабочих и специалистов?

— Думаете, это сложно? Вовсе нет. Если человеку создать надлежащие условия, он не захочет от них отказываться и будет стараться. Первое, что видит будущий работник, — абсолютная чистота и порядок не только на территории, но и в заводских цехах. Это уже нравится. А много ли, скажите, у вас производств, где бесплатно кормят, каждую неделю выдают чистую спецодежду, предоставляют летом отпуск и к нему премию, приобретают дополнительные медицинские страховки, подвозят к работе и обратно? Причем, зарплаты меньше 10 тыс. руб. нет ни у одного чернорабочего. А в среднем она составляет 20 тысяч. По данным Госкомстата, это самый высокий уровень в районе.

Вот она, думаю, буржуазная эксплуатация. Заманивают рублем, а потом требуют работы до седьмого пота. Пошел в цех. Там никто не перекуривает, но и не торопится. Работают обыкновенно, без аврала и простоя. Я вспомнил тут инструкцию, что вывешена в проходной: «Запрещается спать в рабочее время и бесцельно бродить по территории». А про нетрезвый вид и не упомянуто. Словно бесцельно бродить даже хуже, чем выпить. Ну, это их дело.

— И все же, откуда берутся все эти бодрые молодые сварщики, токари и слесари «с опытом работы не меньше года», как сказано в объявлении?

— Когда завод только открылся, в 2000 г., персонал на 90% состоял из петербуржцев. Теперь уже больше половины — тосненцы. Приходят, смотрят, где предстоит работать, и остаются. Впрочем, теперь мы рассчитываем не только на готовых мастеров, но и на смену, которую помогаем вырастить. У нас договор с местным ПТУ, которому завод оказывает финансовую и материальную помощь. Учащиеся проходят практику в наших цехах, кто-то остается работать постоянно. Но мы по-прежнему публикуем приглашения о приеме на работу, поскольку растем и развиваемся. Сначала в штате было 500 человек, теперь больше 800. Как видите, решаем проблему занятости.

— Скажите, Джо, если бы в Америке победил не Буш, а Керри, это как-то сказалось бы на делах вашего предприятия?

— Нисколько. Оба кандидата в президенты придерживаются одинаковых взглядов на взаимоотношения с Россией. Кстати, накануне выборов мы этот вопрос обсуждали с Генконсулом США в Петербурге. Кроме того, для американских избирателей отношения с Россией далеко не на первом месте. Так что ничего не изменится.

Немецкий «Хенкель» и американский «Катерпиллар» старательно укрепляют экономику и социальную сферу Тосно. А вскоре к ним присоединится испанец «Рока» (Roca) — компания по выпуску сантехнического оборудования. Тоже, по нашим меркам, тяжеловес: объем инвестиций в строительство первой очереди завода — 33 млн. евро, второй очереди — 47 млн. евро. Как видите, на тосненских болотах не только клюква растет.

Справка ФСЖ. 24 ноября 1904 г. калифорнийский бизнесмен Бен Холт провел первые в мире испытания трактора на гусеничном ходу. Он же придумал ему название «caterpillar», будущее имя компании. Его конкурент Дэниел Бест пошел тем же путем. В 1925 г. обе фирмы слились и стали специализироваться на производстве сельскохозяйственной техники. Сотрудничать с Россией изобретатели-бизнесмены начали задолго до рождения торговой марки Caterpillar.В начале XX века гусеничные трактора Беста уже бороздили сибирские просторы. А Холт вырвался вперед на петербургской выставке, посвященной 300-летию дома Романовых в 1913 г., где его траковый трактор завоевал несколько золотых медалей; через год, с началом Первой мировой войны, его закупали для нужд русской армии. Оказалась на руку компании и советская коллективизация. С осени 1929 г. СССР заказывал большие партии тракторов на сумму $12 млн. В 1973 г. в Советском Союзе, в Москве, открылось первое представительство «Катерпиллар». Это уже была техника для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. Например, 300-тонные карьерные самосвалы, специальные экскаваторы, трубоукладчики, различные двигатели.

Caterpillar.Inc сегодня — это более 300 моделей машин, двигателей и дизель-генераторов. Производственные мощности в 22 странах мира — около 70 тыс. персонала, 220 дилерских фирм, ежегодный доход — примерно $20 млрд. Ну и какая же мировая корпорация без своего слогана?У «Катерпиллара» он звучит так: First in custopmer value («Первые на благо клиента»).

Дата: 09.12.2004
В. И. Малков
"Федеральный строительный рынок" 7 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!