В Санкт-Петербурге состоялся съезд Союза строителей

1 стр. из 1

В Государственном архитектурно-строительном университете состоялся II съезд Союза строителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В состав Союза входят 500 прямых и более 1800 ассоциированных членов, большая часть которых — строительные компании нашего города. Союз является самым крупным территориальным объединением строителей в России. В работе съезда приняла участие губернатор В. И. Матвиенко. 

В своем докладе В. И. Матвиенко рассказала о политике городского правительства по вопросам строительного комплекса и о перспективах его развития. Она особо подчеркнула, что главное достижение совместной работы власти и строительных организаций не только в том, что по итогам прошлого года инвестиционно-строительный комплекс Петербурга признан лучшим в России, но и в том, что сегодня в отрасли создана конкурентная среда. По ее мнению, именно использование конкурентной среды — залог успешного развития строительной отрасли. В. И. Матвиенко также сказала, что изменение процедуры городского заказа и переход от распределительной системы выделения земельных участков к торгам дали большой экономический эффект.

Губернатор обозначила перспективные направления работы строительного комплекса. Это освоение новых территорий в увязке с развитием инженерных сетей, привлечение инвестиций, упорядочение отношений с монополистами, а также увеличение объемов нового строительства и упорядочение контроля за ходом строительства, реконструкция исторического центра города. Большое внимание губернатор уделила крупным федеральным стройкам — Кольцевой автомобильной дороге, Комплексу защитных сооружений от наводнений.

В. И. Матвиенко высоко оценила деятельность Союза строительных объединений, отметив, что «именно Союз способен после принятия закона об отмене лицензирования стать тем органом, который и будет рассматривать вопросы о квалификации, стать саморегулирующим органом, гарантом качества возводимого в нашем городе жилья». Завершила свое выступление В.И. Матвиенко обращением к строителям города: «Убеждена, что совместно с вами мы продолжим процесс развития Санкт-Петербурга».

На съезде также были подведены итоги работы Союза строительных объединений и организаций за прошедший год и поставлены задачи на 2005 г., обсуждались направления развития инвестиционно-строительного комплекса города.

Из выступления губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко*

Я убеждена, что залог нашего с вами успеха — использование преимуществ конкурентной среды. Есть единственно верный и возможный путь достижения поставленных целей — это соревнование, конкуренция. И поэтому одним из первых важнейших шагов, предпринятых нами, стало изменение процедуры городского заказа, что уже сегодня привело к снижению затрат. Экономия за 9 месяцев составила более 1 млрд. 637 млн. В структуре размещения государственного заказа за 2004 г. почти 25% пришлось на конкурсные процедуры. Всего за 9 месяцев 2004 г. было заключено 50 тыс. 893 государственных контракта на общую сумму почти 44,5 млрд. руб. Среди них 9 тыс. контрактов — через открытые конкурсные процедуры, почти 27 тыс. — через запросы котировок. Эту процедуру мы будем обязательно продолжать и совершенствовать, потому что она — важнейший элемент использования конкурентной среды на строительном рынке.

Вторым нашим важнейшим шагом стала политика по вопросу распределения земельных участков под строительство. В ее основе тоже лежит конкуренция. Основным способом распределения участков стали торги. И уже сегодня можно говорить о хороших результатах: по итогам 10 месяцев 2004 г. отчисления в городской бюджет на инфраструктуру составили 4 млрд. 48 млн. руб.

Правительством принята Концепция Генерального плана, которая призвана стать основой четкого планирования градостроительного развития. 17 ноября она была одобрена Законодательным собранием. Концепция разработана исходя из принципов достижения нашей основной цели — среднеевропейских показателей уровня жизни города. В частности, мы подняли планку обеспечения жильем до 30 кв. м на человека. Также существует целый ряд других показателей, которые приближают нас к европейским стандартам. Это и норма обеспеченности школами, поликлиниками, больницами, уровень автомобилизации, количества торговых площадей на тысячу жителей и другие показатели.

Одобренная правительством Концепция Генерального плана дает толчок к разработке четких правил функционального и правового регулирования, а в последствии — правил застройки города. Все эти документы в дополнение к Концепции Генплана должны быть разработаны до 1 июня 2005 г...

Основными территориями под жилищную застройку станут:
 -  Красногвардейский район, квартал 50, Ржевка-Пороховые,  общая площадь перспективной жилой застройки составляет 150 тыс. кв. м;
 -  В Невском районе кварталы 9, 9А, 19А и 23, севернее ул. Новоселов, — здесь будет застроено 1 млн. 200 тыс. кв. м;
 -  Выборгский район, кварталы 9 и 25А, в Шувалово-Озерках — 500 тыс. кв. м жилья;
 -  В северо-приморской части города, на территориях кварталов 55, 56А,Б, 58, 59А,Б, можно построить 2 млн. 500 тыс. кв. м;
 -  В Красносельском районе, а так же в Сосновой Поляне, где общая площадь перспективной жилой застройки составляет 2 млн. 300 тыс. кв. м,я имею в виду кварталы 15–39 в Красносельском районе, а так же квартал 3-Б в Сосновой Поляне.
 
Благодаря развитию этих территорий мы сможем к 2008 г. достичь показателя ввода жилья — 3 млн. кв. м в год.
Нами приняты также программы дорожного строительства, развития промышленности и ряд других.

Но наряду с этим существует самая главная, болезненная проблема — отсутствие инженерно подготовленных территорий. Все инженерные мощности, сети и головные источники исчерпаны.

Правительством Санкт-Петербурга разработаны и уже внедряются долгосрочные программы их развития на 2004–2010 гг. Среди них:
 -  реконструкция и развитие головных сооружений и магистральных сетей ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга»;
 -  реконструкция и развитие головных сооружений и магистральных сетей, предназначенных для газоснабжения Санкт-Петербурга;
 -  реконструкция головных сооружений и магистральных сетей, предназначенных для водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга;
 -  реконструкция и развитие источников инженерного обеспечения и магистральных сетей в зоне энергоснабжения ОАО «Ленэнерго»;
 -  газификация объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга на 2004–2010 гг.
 
В 2005–2007 гг. намечено увеличить в среднем в 3 раза капитальные вложения в модернизацию и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, в строительство новых головных источников. Это будет нашим важнейшим приоритетом на ближайшие годы. Что касается участия города в решении этого вопроса, то правительство четко выполняет свои обещания: на нашей с вами встрече год назад мною было дано обещание направлять 70% средств, собранных с застройщиков, на инженерную подготовку. Такая схема работает весь этот год, и, надо сказать, это значительные средства. На примере бюджета 2005 г. — общий планируемый сбор средств с застройщиков составит 6,6 млрд. руб.

Правительство приняло курс на привлечение частного капитала в инженерную подготовку городских территорий в частности и в жилищно-коммунальное хозяйство в целом. Есть пример сооружения теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ за счет частных инвесторов, в том числе за счет банковских кредитов. Есть пример строительства Юго-Западных очистных сооружений так же за счет кредитов и грантов. В 2004 г. началась реализация крупных инвестиционных проектов по газификации Курортного района Санкт-Петербурга, модернизации и реконструкции системы теплоснабжения Петроградского административного района. К 2006 г. планируется завершить инвестиционный проект по обеспечению теплоснабжения северо-западной части города. Ведутся работы и в рамках соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, «РАО ЕЭС» и ОАО «Внешторгбанк» по реализации проекта теплоснабжения северо-западной части Санкт-Петербурга. По соглашению с «Российскими коммунальными системами» будет построена котельная в микрорайоне Ржевка-Пороховые.

Приоритетной задачей мы считаем модернизацию и развитие инженерных сетей и головных источников, внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, обеспечение учета потребления. И я призываю строительные компании города принять участие в строительстве головных сооружений с последующей эксплуатацией.

Одна из ошибок, совершенных в прошлые годы, — снижение  бюджетного жилищного строительства. Наряду с тем, что в Петербурге удалось решить проблему дотационных ЖСК, договорников Главленинградстроя, молодежных жилых кооперативов и целый ряд других, в последние годы бюджетное строительство проходило на уровне 50–60 тыс. кв. м в год. А начиная с 2005 г. мы поднимем эту планку до 100 тыс. кв. м. В 2006 г. планируем построить за счет городского бюджета 150 тыс. кв. м.

По всем прогнозам бюджетное строительство должно устойчиво занимать нишу на рынке  в пределах 10%. Это позволит не только расселять ветхий и аварийный фонд, но и обеспечивать жильем граждан, забота о которых лежит на государстве. Наряду с бюджетным строительством и выделением жилья для расселения граждан приоритетной задачей является развитие ипотечного кредитования. Мы подписали соглашение с 32 банками, и несмотря на сложную ситуацию на рынке жилья в этом году, уже выдано более 600 ипотечных кредитов. Создано Санкт-Петербургское ипотечное агентство, которое призвано реализовывать политику по развитию ипотечного жилищного кредитования.

Я знаю, что у вас есть много нареканий в связи с проведением торгов — и по «короткому» и по «полному» пакетам. Многие из вас обес-покоены приходом в наш город инвесторов из других регионов, в частности, московских.

Я еще раз повторю: торги не только обеспечивают равную доступность для всех желающих работать на строительном рынке, но и устраняют административные барьеры. Полностью — в случае продажи по «полному пакету», и в значительной мере — при продаже по «короткому» пакету. Поэтому мы будем продолжать работу именно по этой схеме.

Торги будут проходить в четырех формах:
1. Торги по расселенным зданиям. Они уже идут, продано несколько объектов. Всего предполагается выставить 44 объекта. КУГИ готовит документацию к торгам, организовывает и проводит торги ГУ «Фонд имущества Санкт-Петербурга».
2. Торги по «полному» пакету. Документацию к торгам будет готовить Комитет по строительству. Организовывать и проводить их будет «Фонд имущества Санкт-Петербурга». Минимальное количество торгов, которые должны пройти в 2005 г. — 100 объектов.
3. Торги по «короткому» пакету. Первый аукцион земельных участков состоялся 9 июня, и с этого момента всего на торгах было продано 20 участков. Из них на 17-ти можно построить свыше 452 тыс. кв. м жилья, на остальных — два объекта торгового назначения и один — административного. До конца года для проведения торгов планируется подготовить 47 земельных участков, из которых на 28-ми можно построить жилье площадью 1 млн. 253 тыс. кв. м. Прошедшие аукционы показали, что торги под жилищное строительство состоялись с первого раза с увеличением цены продажи 1 кв. м возводимых улучшений по отношению к начальной в среднем на 21%. Документацию к торгам готовит Комитет по строительству. Фонд имущества будет проводить торги на право аренды на 6 лет с возможным проектированием и строительством.
4. Торги в собственность. Мы предполагаем подготовить и продать в собственность около 10 земельных участков различного назначения.

Конечно, основным видом торгов являются торги по «полному» пакету. Я думаю, что уже в 2005 г. торги по «короткому» пакету будут прекращены. Все они будут проводиться по «полному» пакету. Кроме этого, мы внедрим процедуру торгов на право приобретения земельных участков в собственность, а также будем проводить конкурсы с фиксированной ценой, где победителем будет являться та компания, которая предложит лучшую концепцию развития территории.

Процесс подготовки «полного» пакета длителен. Поэтому при привлечении бизнеса к подготовке документации необходимо проводить конкурс не только по цене, но и по срокам разработки документации. Привлечение бизнес-структур к подготовке документации за вознаграждение, размер которого может составлять до 5% от продажной цены объекта, по моему мнению, может стать основным инструментом активизации торгов.

Курс на торги повлечет за собой следующие последствия:
 -  фирмы-однодневки не смогут участвовать в торгах с большим задатком; при этом не будут ограничены возможности малого бизнеса по получению небольших земельных участков под объекты автосервиса, торговые павильоны, в том числе находящиеся в краткосрочной аренде;
 -  крупному инвестору будет обеспечен легкий доступ на рынок;
 -  торги будут способствовать вовлечению промышленных предприятий в центральных частях города, а также земель сельскохозяйственного назначения.
 
В этом году будут проводиться торги только в форме аукциона. Вместе с тем сохранится и процедура целевого предоставления. В законе четко прописаны случаи, когда правительство города может принять решение о целевом выделении объектов недвижимости. Для земельных участков это три случая:
 -  при прокладке инженерных коммуникаций,
 -  на праве бессрочного пользования в соответствии с уставными целями (относится в первую очередь к государственным учреждениям и предприятиям),
 -  с предварительным согласованием места размещения объекта (т. е. по результатам проведения изыскательских работ).
 
Снижение барьеров, привлечение инвестиций наряду с привлечением стратегических инвесторов невозможно без конкретной работы по развитию территорий. Эту работу призваны осуществлять агентства по развитию территорий. Однако, к сожалению, по прошествии этого года мы не увидели в полной мере реальных успехов, реальных достижений в этом направлении.

Тем не менее мы будем продолжать комплексное развитие территорий Митрофаньевского шоссе, продолжится работа по комплексному преобразованию территории «Московская-Товарная» под общественно-деловую и жилищную застройку.

Городом разработан и осуществляется проект строительства Восточного полукольца. Оно будет завершено в 2005 г. Но уже сегодня можно проехать от станции «Горская» до пр. Просвещения. В ближайшее время будет открыт новый вантовый мост через Неву. Неотъемлемой частью КАД является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, строительство которого должно быть завершено в намеченные сроки — к 2008 г. Реализация этого проекта в свою очередь даст возможность активизировать процессы развития в городе Ломоносове и других ближайших пригородах Санкт-Петербурга.

Обозначенные мною пути решения важнейших проблем, несомненно, являются залогом успешного развития инвестиционно-строительного комплекса и города в целом.

 

* Текст приводится в сокращении

Дата: 21.12.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (76)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!