|
|||||
1 стр. из 1 Комплексное развитие территорий — подход для Санкт-Петербурга сравнительно новый. Это и не удивительно, ведь для его реализации требуются весьма значительные инвестиционные возможности, которых определенный период времени просто не было. Но деньги — это далеко не всё, что необходимо. Что же еще требуется, чтобы комплексное развитие территорий вошло в повседневную практику петербургской строительной отрасли? На этот вопрос и решили ответить организаторы «круглого стола», прошедшего в информационном агентстве «Росбалт» 4 ноября 2004 г. Участие в нем приняли представители различных властных структур, а также компаний, реализующих масштабные проекты на территории города. В числе приглашенных были: начальник Управления стратегического планирования Комитета экономического развития администрации Санкт-Петербурга А. Сидоров, начальник Управления экономической и инвестиционной политики Комитета управления государственным имуществом А. Луняк, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Ленинградской области В. Ким, первый заместитель генерального директора ЗАО «Петербургское агентство недвижимости» А. Петров, председатель совета управляющих УК «БестЪ» А. Лушников, член совета директоров УК «Музей» Н. Воронов и многие другие. Исходная постановка вопроса ведущей «круглого стола», главного редактора ИА «Росбалт» Т. Чесноковой, была сформулирована так: «В Санкт-Петербурге (в том числе и в центральной части) существует немало депрессивных территорий. Между тем, большая часть строительных процессов сконцентрирована в районах престижных и элитных. Что же может сделать город, различные правительственные структуры, чтобы повысить заинтересованность инвесторов к нерационально используемым землям Санкт-Петербурга? И насколько концепция комплексного развития территорий может помочь в решении этой задачи?». Первым выступил председатель Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Ленинградской области В. Ким. Он рассказал о реализации проекта, который предполагает строительство на пустующем участке земли фактически нового населенного пункта. Речь идет о создании нового портового комплекса в районе Лужской губы. Являясь частью международных транспортных артерий, он станет важным центром перевалки грузов. Сегодня на земельном участке, где расположено несколько маленьких населенных пунктов, формируется достаточно крупный портовый район. Он будет включать в себя всю необходимую транспортную, погрузочно-разгрузочную и вспомогательную инфраструктуру. Проект предусматривает создание здесь свыше 7 тысяч новых рабочих мест. Этот фактор предопределяет необходимость строительства по сути нового населенного пункта со статусом города, в котором могли бы проживать около 25 тыс.человек. Безусловно, помимо жилого фонда, обязательно формирование всей социальной инфраструктуры — поликлиники, школы, детского сада, торгово-досуговых заведений и пр. Необходимо также создание современной транспортной системы, соединяющей этот город как с новыми портовыми терминалами, так и с другими городами Ленинградской области, а также с Санкт-Петербургом. Проект предполагает также строительство на этой территории нескольких промышленных и коммунально-логистических объектов. По совокупности эти планы приводят к созданию нового автономного производственно-селительного комплекса, для чего наиболее целесообразно использовать концепцию комплексного развития. Именно этот принцип и лег в основу разработки генерального плана, который на сегодняшний день уже утвержден соответствующими инстанциями. Пока более 90% капиталовложений поступает на развитие именно портовых сооружений, а также инженерной и транспортной инфраструктуры. Но уже сейчас инвесторы просчитывают, с какого моменты необходимо начинать строительство жилого фонда и социальных объектов для будущих постоянных жителей нового города. О подходах городской администрации к вопросам комплексного развития территорий рассказал начальник Управления стратегического планирования Комитета экономического развития администрации Санкт-Петербурга А. Сидоров. С марта этого года правительство приняло решение о введении плановой системы развития городского хозяйства и организации государственного планирования в части расходования бюджетных средств на среднесрочный и долгосрочный периоды. Стратегическое планирование касается прежде всего распределения четырех основных ресурсов, одним из которых является территориальный. Этот процесс осуществляется главным образом через новый городской генеральный план, принятый в настоящее время на уровне концепции. Он базируется на основе долгосрочного прогноза (до 2025 г.) развития Санкт-Петербурга. Регулирование работы по комплексному развитию территорий осуществляется в тесном взаимодействии с Комитетом по строительству городской администрации. Им была подготовлена и в мае 2004 г. одобрена на заседании правительства Программа среднесрочного периода развития, которая на данный момент достаточно успешно реализуется. Совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре составлен план комплексного развития территорий. В связи с недостатком в Санкт-Петербурге земельных участков, располагающих инженерной инфраструктурой, принято решение, что в 2005 г. до трети средств бюджета будет выделено на ее развитие и модернизацию. Это должно обеспечить возможность для дальнейшего развития города. Сегодня также идет работа по созданию новых промышленных зон для размещения различных производственных, транспортных и иных предприятий. До последнего времени вся работа шла «от инвестора». Он фактически самостоятельно подыскивал для себя участок территории, просчитывал перспективность вложения средств, а затем доказывал городским структурам целесообразность своего проекта. Такое положение приводило к тому, что многие инвесторы уходили в Ленинградскую область, предлагавшую значительные льготы, и в другие регионы. В настоящее время ситуация коренным образом меняется. Правительство Санкт-Петербурга теперь в полной мере осознает необходимость привлечения инвесторов и готова оказывать им максимальную поддержку. Теперь город стремится самостоятельно обеспечивать инженерную, транспортную и другую инфраструктуру тех или иных земельных участков и уже в подготовленном виде предлагать их потенциальным инвесторам. Это касается как значительных территорий, предназначающихся под комплексное развитие, так и сравнительно небольших «пятен» под конкретные объекты. Для выполнения этой работы было создано Городское агентство промышленных инвестиций, в полномочия которого входит подготовка создания и развитие промзон, а также сопровождение и помощь инвесторам в получении разрешительной документации для реализации конкретных проектов. Существуют два основных направления стратегии привлечения промышленных капиталовложений в Санкт-Петербург. Первое из них ориентировано на малый и средний бизнес и базируется на концепции создания коллективных комплексных зон развития. В качестве пилотного проекта этого направления рассматривается поселок Нойдорф. Это крупный комплексный проект единой жилищной и промышленной застройки. Город пошел на увеличение земельного участка, отводимого под реализацию этого проекта, с 12 до 42 га. Выделены финансовые средства для подвода инженерной инфраструктуры — водоотвода, канализования, электроснабжения, газообеспечения, — что создаст базу для дальнейшего развития этой зоны. Одновременно, совместно с Домом немецкой экономики в Санкт-Петербурге, идет работа по привлечению средних инвесторов для создания индустриальной зоны. Сегодня идет процесс формирования группы структур, выразивших желание участвовать в реализации этого проекта. Прорабатывается также вопрос о создании единой управляющей компании, которая от имени всех собственников и пользователей этой территории решала бы все главные проблемы развития промышленной зоны Нойдорф. Совместно с рядом итальянских компаний формируется концепция создания аналогичной промзоны для малого бизнеса. В данном случае рассматривается идея создания городом благоприятных условий для размещения мелкосерийных производств (мебель, обувь и др.). Итальянская сторона готова поставить сюда современное оборудование и передать технологии. Главное условие — выделение единой территории для комплексного развития малого бизнеса. Один из возможных вариантов размещения этой промышленной зоны — Парнас. Второе важнейшее направление — поиск крупных инвесторов. Оно связано с прямыми переговорами с руководством ряда крупнейших международных компаний. Одним из результатов этой работы стало размещение уже в этом году на территории Санкт-Петербурга предприятия «Элкотек» (это один из мировых монополистов производства высокотехнологичной электроники и приборов). Сюда же можно отнести создание производственных баз таких компаний, как «Пепсико», «Жиллет» и др.Продолжаются переговоры по ряду других, не менее масштабных проектов. К этому же направлению деятельности относятся развитие субконтрактинговых отношений. Сюда можно отнести переговоры с ОАО «Российские железные дороги», РАО «Газпром», с крупными пищевыми компаниями. Отдельно стоит стратегический вопрос о рекультивации территорий, расположенных в старых районах Санкт-Петербурга и занятых различными промышленными объектами, то есть о выводе заводов из центра. Эта проблема сильно осложняется тем, что на данный момент город фактически не может предложить земель на окраинах для размещения производств. Сейчас в стадии согласования находится документ, оговаривающий создание зон первоочередного промышленного развития под перевод предприятий из центра. Всего их четыре: уже упоминавшийся Нойдорф, Металлострой, Лахта и юго-западная. В частности, в Лахте в 2005 г. будет произведена полная инвентаризация земель и подготовлен проект для создания в кратчайшие сроки всей необходимой инженерной инфраструктуры. Еще один проект, которым город сегодня активно занимается — это развитие прибрежной территории города Ломоносова с целью создания портового комплекса. Здесь также предусматривается создание инженерной инфраструктуры как на период строительства, так и для дальнейшей эксплуатации. Идут работы по созданию дополнительного комплекса очистных сооружений и модернизации автотрассы А123.Прорабатывается также развитие железнодорожных коммуникаций для обеспечения траспортного развития этой территории. В заключение своего выступления А. Сидоров подчеркнул, что город заинтересован как в приходе крупных инвесторов, так и в развитии малого и среднего бизнеса. Разница здесь лишь в подходах и технологии реализации тех или иных проектов. После этого участникам «круглого стола» были представлены примеры проектов комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге, находящихся в разных стадиях реализации. Первый заместитель генерального директора ЗАО «Петербургское агентство недвижимости» А. Петров рассказал об объектах своей компании, большая часть которых находится в исторических районах города: бизнес-центр «Северная столица» (наб. р. Мойка, 36), гостиница «Кемпински» (наб. р. Мойка, 22), «Дом Зингера» (Невский пр., 28). Все они на момент начала реконструкции находились в предаварийном и аварийном состоянии. Особенно большие проблемы связаны с обеспечением объектов инженерной инфраструктурой, которую компании, реализующие тот или иной проект, вынуждены строить самостоятельно. Он также подчеркнул, что очень большую роль в реализации серьезных проектов играет политическая воля властей. Как только город обеспечивает необходимые инвесторам условия (это в значительной степени касается именно инженерной подготовке территорий и в выдаче согласительной документации), бизнес тотчас откликается выработкой интересных конкретных предложений. О реализации проекта по комплексному развитию территории бывшего завода «Красный треугольник» рассказал член совета директоров Управляющей компании «Музей» Н. Воронов. Земельный участок общей площадью 29 га ограничен наб. Обводного канала, ул. Шкапина и ул. Розенштейна. Большая часть проблем была связана с обилием мелких собственников на этой территории (причем многие объекты были разделены между ними «по вертикали»), и у каждого из них было свое видение перспектив развития. В итоге реализации проекта на этом участке будет создан индустриальный парк (открытие — I квартал 2005 г.), располагающий 7 тыс. кв. м офисных площадей, 2 тыс. кв. мпод магазины (в основном, фасадом на наб. Обводного канала) и почти 30 тыс. кв. м складских помещений различного размера. Председатель совета УК «БестЪ» А. Лушников рассказал собравшимся о проекте, реализуемом его компанией, — жилом комплексе, расположенном на пересечении Песочной наб. и наб. р. Карповки. На этом участке площадью 9,6 тыс. кв. м будет возведено как жилье, так и коммерческие, офисные и досугово-развлекательные объекты, которые будут объединены общими инженерными коммуникациями. После этого состоялся активный и продолжительный обмен мнениями между участниками «круглого стола». Общий взгляд на вопрос выражался в том, что комплексное развитие территорий — один из наиболее эффективных путей для возрождения и развития депрессивных зон в черте города, и городские власти должны уделять более пристальное внимание потенциальным инвесторам, особенно в урегулировании взаимоотношений с естественными монополистами и в выдаче разрешительной и согласующей документации для реализации тех или иных проектов. Дата: 21.12.2004 Андрей Зюзин "Петербургский строительный рынок" 12 (76)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||