Не пора ли нам учить китайский язык?

1 стр. из 1

Одна из крупнейших международных выставок строительного оборудования и технологий BAUMA+mining 2004 отметила свое 50-летие в апреле этого года. А с 16 по 19 ноября эта выставка прошла в Китае.

Международная строительная выставка BAUMA China считается самой значительной в Азии по гражданскому и промышленному строительству, строительным машинам, оборудованию и проводится  раз в 2 года.  Данная выставка проходила в Китае во второй раз.

Основной целью, которую преследовали организаторы выставки, было привлечение внимания иностранных фирм к Юго-Восточному Китаю. Итог — высочайший уровень!  За время работы число посетитлей достигло 25 тыс. человек. В Шанхайской выставке приняли участие компании ведущих стран мира — США, Японии, Германии, Франции. Они привезли в Шанхай как готовую продукцию — машины, всевозможное оборудование, так и свои передовые технологии. Очень мощно была представлена продукция предприятий самой Китайской Народной Республики. Из российских заводов, участвовавших в выставке, можно назвать ряд оборонных —Санкт-Петербургский «Арсенал», Нижнетагильский «Уралвагонзавод», Новосибирский завод оптических приборов и др. Российскую металлургию представлял Западно-Сибирский меткомбинат и Челябинский трубопрокатный завод.

В этом году выставку BAUMA China посетила делегация санкт-петербургского холдинга Группы предприятий «СОЮЗ» во главе с президентом А. И. Лихомановым. А поделиться впечатлениями о прошедшей выставке мы попросили участника делегации, генерального директора одного из предприятий Группы — ООО «Союзавто Сервисный Центр» — Юрия Васильевича Тюрина.

Равнение на Азию

Поскольку организатор у выставок BAUMA один, они схожи по дизайну и по организации пространства: есть открытые демонстрационные площадки и экспозиции в павильонах. А вот масштабы, конечно, разные. В Китае выставка была примерно раз в пять меньше, чем в Мюнхене. В Шанхае выставка проводится во второй раз, однако уже видно, что у нее большие перспективы. И если сравнить первую и вторую выставки, то последняя уже в два раза превосходит по своим масштабам предыдущую. Рынок строительной и дорожной техники развивается достаточно динамично, поэтому для нашей компании интересно все то, что на нем происходит. Тем более, что сегодня он претерпевает большие изменения и в объемах, и в технологиях, и в качестве. Я сам по образованию дорожник и могу оценить, как строили дороги двадцать лет назад и как строят сейчас. Изменились подходы, сама философия строительства. Эти перемены, а за последние годы они стали очень заметны, важны для компаний, которые собираются развиваться, в том числе и для нашей. И присутствовать на подобного рода выставках — насущная необходимость. Чем еще был вызван интерес к BAUMA China? Мы достаточно неплохо ориентируемся в европейском, североамериканском, японском рынках, а вот что происходит в Азии, пока не знаем. Однако уже заметна такая тенденция, что постепенно производители техники начинают переводить свои производства в азиатские страны, такие как Китай. Там дешевая рабочая сила, рядом необходимые сырьевые ресурсы, ведь Китай — одна из крупнейших в мире добывающих стран.  По менталитету китайцы достаточно близки к японцам — трудолюбивы и старательны, но не избалованы, как японцы, высокими заработными платами. Поэтому такой крупный производитель техники, как японская компания Komatsu уже имеет два завода в Китае. Многие производители смотрят на Китай как на возможное место размещения своих производств. Поэтому одной из наших целей было посещение подобного рода производств, возможность оценить их уровень, насколько он соотносится с европейским и японским. Так, мы, официальный дистрибьютор японского концерна Komatsu по СЗФО РФ, посетили завод Komatsu в городе Чангжоу, что в двухстах километрах от Шанхая.  Кстати интересное замечание: самый популярный сегодня автомобиль в Китае —  Volkswagen, выпускаемый также на местных заводах.

Новый игрок на рынке

Но вернемся к BAUMA China. По статистике, порядка трех четвертей экспонентов выставки — китайские производители. По ощущениям, на каждого европейского, японского или американского производителя стояли рядышком как минимум четыре китайских. И если для сравнения взять российскую дорожно-строительную индустрию, то мы на сегодняшний день не освоили в производстве ряд машин, например, таких как фрезы. В Шанхае же на равное количество немецких фрез Wirtgen стоял ряд аналогичных китайских. Поэтому крупные мировые производители решили не бороться с китайским «заимствованием», а размещать в Китае свои производства для обеспечения потребностей внутреннего рынка.

По впечатлениям — 99 % китайских производителей ориентированы на местный рынок. Поэтому зачастую на стендах не было людей, говорящих на английском языке. Но уже наметились фирмы, которые готовы торговать на экспорт, более того, некоторые из них уже совершили разовые продажи в Россию.

По моему мнению, лет через пять мы будем выбирать не только между европейской и российской техникой — на рынке появится новый игрок. Китайская техника по цене будет конкурировать с российской, а по качеству приближаться к европейской. К этому надо заранее готовиться, выбирать партнеров. Сейчас, может быть, об этом и рано говорить, но материалы для анализа уже есть.

Большая стройка

Интересен и сам Китай. Это огромная стройка. Отличные дороги: широкие, ровные. Чистые улицы, и то понятие «Шанхай», с которым у нас ассоциируется теснота и загроможденность, осталось в прошлом. Причем все эти изменения произошли за последние лет десять. Для справки: население Шанхая и его провинций составляет 16 млн. человек. Внутренний валовой продукт города увеличился в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 31,4% и составил порядка $80 млрд. Сейчас в Китай идут огромные инвестиции со всего мира. Поскольку Шанхай является свободной экономической зоной, то здесь, как и в других государствах мира, установлен льготный таможенный режим для зарубежных предпринимателей. Так, к концу 2003 г. 108 стран инвестировали свой капитал в Шанхай. Общая сумма инвестиций по контрактам составила $74,43 млрд.

Шанхай удивляет своей развитой инфраструктурой, идеальной чистотой не только центра города, но и окраин, высоким качеством дорог, продуманностью дорожных развязок. Делегация Группы «СОЮЗ» также посещала другой, средний по китайским меркам, город — Чангжоу с населением в 3 млн. человек, расположенный примерно в 200–250 км от Шанхая. На протяжении всего пути между городами — огромная стройка автобанов и целых жилых микрорайонов (возводится до 120 домов одновременно). Задействовано большое количество  строительной и дорожно-строительной техники, преимущественно европейских производителей. Чангжоу также удивляет своей чистотой. Архитектура представлена в большинстве высотными зданиями и небоскребами. Тенденции бурного экономического развития, по словам наших китайских сопровождающих, наблюдаются по всему Китаю, но особый бум — в Шанхае и прилегающих территориях.

Китай приходит и на наш рынок. Уже можно увидеть в российских городах китайские машины для коммунального хозяйства. И если не отследить движение Китая на Запад, то, может быть, скоро экскаватор тверского производства окажется никому не нужным. Будет дороже и хуже по качеству. И, по-моему, нашей промышленности осталось лет пять, чтобы пересмотреть свои позиции производства техники. В противном случае скоро все мы будем работать на китайских машинах.

Когда меня спрашивают: «Как там, в Китае?», я отвечаю: «Учите китайский».

Дата: 21.12.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (76)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!