Способы возврата инвестиций в железнодорожном строительстве

1 стр. из 1

Более года железные дороги России работают в составе открытого акционерного общества «РЖД». Большинство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе магистральные и станционные железнодорожные пути, вошли в уставный капитал ОАО.

Одновременно многие предприятия увеличили объемы выпуска продукции и ее экспортную ориентацию, что повлекло рост спроса на железнодорожные перевозки. Вместе с тем его полное удовлетворение в настоящее время невозможно из-за недостаточного развития путевого хозяйства. Так, например, в 2004 г. нередкой была ситуация, когда десятки поездов на Октябрьской и Северной железных дорогах были отставлены от движения из-за ограниченной провозной и пропускной способности магистралей, их отдельных участков или станций.

Вопрос приобретает такую остроту, что правление ОАО «РЖД» посвятило ему выездное заседание, состоявшееся в Санкт-Петербурге 20 ноября 2004 г. В 2005 г.намечено развитие ряда станций, удлинение приемо-отправочных путей, строительство обходов крупных железнодорожных станций. Начальник Октябрьской железной дороги В. Степов отметил необходимость ликвидации однопутных вставок в Карелии и Мурманской области, лимитирующих пропускную способность северного хода. На этом направлении на 293 км — однопутка. Но и этого будет мало. Требуется удлинение путей 22-х станций. Только на электрификацию ОАО «РЖД» в 2004 г. направит 1,8 млрд. рублей.

Однако из-за ограниченности собственных средств ОАО «РЖД» не в состоянии в нужном темпе вести реконструктивные работы на станциях и по строительству новых путей на всех участках, где увеличился спрос на услуги железнодорожного транспорта. Выход подсказывает сама жизнь — многие предприятия готовы вложить собственные средства в необходимое им самим развитие транспортных артерий. Остается только заключить договор с железнодорожниками, в котором будет определен механизм передачи созданного таким образом имущественного комплекса на их баланс и возврата затраченных средств инвестору. И здесь клиентов ждет «маленькая» неприятность — в настоящее время ОАО «РЖД» не утвердило порядок возврата инвестиций частным инвесторам. Способы взаиморасчетов известны из Гражданского Кодекса РФ: сделки купли-продажи, аренды, лизинга, концессии, совместной деятельности. Как же реализовать эти возможности? Публикацией данной статьи предлагается обсудить возможные варианты возврата инвестиций.

В качестве вариантов возврата инвестору затраченных средств можно предложить следующее.

Самый быстрый возврат инвестиций возможен при выкупе ОАО «РЖД» (его филиалом — железной дорогой) имущественного комплекса, созданного инвестором. Расчеты по сделке могут быть произведены либо единовременным платежом, либо с рассрочкой или отсрочкой платежа. В качестве средства платежа могут использоваться либо деньги, либо ценные бумаги. С последними проблем не будет, т.к. только что, 18 ноября 2004 г., Федеральная служба по финансовым рынкам РФ зарегистрировала первый выпуск облигаций ОАО «РЖД». Будут выпущены три серии неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением общей стоимостью 12 млрд. рублей Номинал одной облигации — 1 тысяча рублей. При использовании в качестве средства платежа облигаций, с одной стороны, инвестор сможет получить свои средства с некоторой отсрочкой, равной сроку обращения ценных бумаг, с другой стороны — дополнительный доход в виде процента, указанного в облигациях.

Другим способом возврата инвестиций может стать передача инвестором имущественного комплекса в лизинг железнодорожникам. С точки зрения оценки экономической эффективности сделки, данный вариант аналогичен выкупу с рассрочкой платежей, но может обладать некоторыми особенностями.

Первый вариант договора лизинга предполагает, что вся стоимость имущества будет выплачена равными долями в течение предусмотренного договором срока. В отличие от выкупных платежей выплата сумм по лизингу может быть предусмотрена ежеквартально, что определяется конкретными условиями договора с лизинговой компанией. Однако в настоящее время более распространенными являются ежемесячные платежи, что более выгодно для инвестора, а не для железных дорог. Можно предположить, что типичный срок договора лизинга, по мнению лизинговых компаний, вероятнее всего будет превышать продолжительность периода, предусмотренного для варианта рассрочки платежей при выкупе имущества. Стандартные сроки лизинга для данного типа имущества могут быть определены при консультациях с лизинговыми компаниями. Кроме того, поскольку имущество должно в конечном итоге перейти на баланс «железной дороги», можно предусмотреть использование варианта с завершающим (т. н. «шаровым») платежом, означающим выкуп имущества по остаточной (после погашения части цены серией лизинговых платежей) стоимости в конце договорного периода. Кроме того, в договоре лизинга оговаривается величина процента, под который инвестор обязуется предоставить средства для строительства имущественного комплекса, передаваемого затем в пользование железной дороге. Сумма процентов будет величиной, на которую данный вариант будет дороже для «железной дороги». Одновременно «железная дорога» получает эффект в виде экономии налога на имущество.

Третьим способом возврата инвестиций является передача инвестором имущественного комплекса в аренду «железной дороге». При этом, как вариант, может быть предложена аренда с выкупом.

В случае традиционной аренды денежные потоки по сделке будут аналогичны выкупу с рассрочкой платежей и лизингу, но, вероятнее всего, каждый платеж будет осуществляться в меньшем размере. Во втором случае, очевидно, появится единовременный («шаровой») платеж в конце срока аренды, связанный с выкупом неамортизированной в течение арендного периода части имущества. Срок договора аренды, вероятнее всего, будет еще большим по сравнению с договором лизинга.

Срок договора аренды, который позволит инвестору полностью обеспечить возврат инвестиций, станет одним из вопросов, который будут обсуждать стороны предстоящей сделки. Длительная иммобилизация средств, с одной стороны, не позволяет их использовать в других сферах деятельности, в т. ч. в собственном бизнесе, что означает для инвестора потерю части прибыли, с другой стороны — обесценивание средств из-за инфляции.

Одним из вариантов возврата инвестиций может стать совместная деятельность в течение оговоренного сторонами периода времени. При организации совместной деятельности одним из возможных вариантов распределения полномочий является выполнение проектных и строительных работ за счет средств инвестора и осуществление всех или какой-либо части эксплуатационных расходов за счет средств железной дороги.

Наиболее неизведанным способом возврата инвестиций, из-за его новизны, может стать договор концессии.

Суть данного способа передачи объекта на баланс «железной дороги» заключается в следующем. Инвестор обеспечивает финансирование проектирования и строительства объекта. По окончании строительства инвестор принимает на себя управление (эксплуатацию) построенного объекта в течение оговоренного в договоре концессии срока. Средства, вложенные в строительство объекта, инвестор возвращает из дохода от его эксплуатации. При этом в договоре концессии оговаривается ряд условий, на которых выручка от эксплуатации объекта остается за инвестором: продолжительность данного периода, объем средств (перечень работ), которые инвестор должен ежегодно направлять на поддержание объекта в исправном техническом состоянии и (или) на обеспечение безопасности движения, максимальный размер (норму) прибыли, которую он может использовать самостоятельно, ряд требований мобилизационного и иного характера, некоторые гарантии (страховки) инвестору на случай наступления каких-либо обстоятельств чрезвычайного характера и т. д.

После завершения договора концессии объект переходит в ведение «железной дороги». Однако данный способ возврата инвестиций может заинтересовать инвестора только в случае строительства т. н. «доходного объекта» и не может быть применен на малодеятельных линиях и при развитии других аналогичных объектов.

Дата: 21.12.2004
Е. С. Свинцов, С. В. Коланьков, В. А. Сегида, Е. С. Свинцов
"Петербургский строительный рынок" 12 (76)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!