|
|||||
1 стр. из 1 Страхование грузов получило в мировой практике широкое развитие. При заключении международных контрактов страхование груза — обычай делового оборота. Правда, в России страхуется пока лишь десятая часть перевозимых грузов, но ситуация быстро меняется. «Грузоперевозка — краткосрочный процесс. Стоимость страхования (тариф) хоть и находится в пределах 0,12–0,8% от стоимости перевозимого груза, для многих является дополнительной статьей расходов. Поэтому отказ от страхования грузоперевозки связан как правило с нежеланием нести такие расходы и надеждой на пресловутое «авось», — пояснил заместитель директора по страхованию филиала ЗАО СК «Мегарусс-Д» — «Мегарусс С-З» Валерий Васильев. Сегодня заключение договора страхования груза в России — показатель понимания и следования общепринятым мировым стандартам. Что, от чего и как страхуется В процессе перемещения груза возможны любые происшествия, способные повлечь за собой немалый ущерб: это и воровство, и техногенные катастрофы (крушения поездов, падения самолетов, взрывы, банальные ДТП на автодорогах), и стихийные бедствия (бури, грозы, штормы и пожары). Единственный выход компенсировать возможные убытки при транспортировке груза — застраховать его. В настоящее время трудно отыскать вид груза, который российские страховщики отказались бы принять под свою защиту. Они готовы страховать строительные материалы, продукты питания, урожай, продукцию и отходы машиностроительных и химических предприятий вплоть до ядерного топлива, а также сверхдорогостоящие предметы искусства, музейные экспозиции, ювелирные украшения, деньги и ценные бумаги. И не важно, едет этот груз, летит или плывет по территории России, стран дальнего или ближнего зарубежья. Перевозка грузов нередко осуществляется между континентами различными видами транспорта с привлечением нескольких транспортных компаний. При таких условиях значительно возрастает количество рисков, которым может подвергаться груз. В этом случае к страхованию добавляются риски перевалки груза и его хранения на промежуточных складах. При международных перевозках распределение рисков, а после и переход права собственности происходят в соответствии с базисными условиями поставок, определенными в сборнике торговых терминов INCOTERMS, где для грузовладельцев существуют две позиции, которые обусловливают наличие страхового полиса в контракте в обязательном порядке (условия по отправке CIF и CIP). Во всех остальных случаях страховой полис не обязателен для контракта, но желателен, чтобы не возлагать убытки на свои плечи. Легче подстраховаться В роли страхователя не всегда выступает владелец груза. Все зависит от конкретных условий поставки того или иного товара и заключенного договора. Есть даже такой термин у страховщиков — «выгодоприобретатель». Им может быть кто угодно в цепочке «от владельца груза — до его получателя». Многие российские грузовладельцы, в отличие от западных, не считают необходимым страховать свои грузы, объясняя это экономией средств, несмотря на то что потери могут быть в сотни раз больше стоимости страховки. При этом грузовладельцу, пользующемуся услугами перевозчика или экспедитора, необходимо учитывать, что наличие у перевозчика полиса страхования ответственности не защищает в полной мере его имущественные интересы. Ответственность перевозчика регламентируется законодательными актами, в соответствии с которыми он не отвечает за утрату и порчу груза, если сможет доказать свою непричастность или невозможность предотвращения повреждения груза. Кроме того, ответственность перевозчика как правило лимитирована определенными суммами, а стоимость груза часто превышает данную сумму в несколько раз. Перевозчик же полагает: если груз застрахован, то он защищен грузовой страховкой, — но это не так. «Даже если груз застрахован, перевозчик обязан позаботиться о страховании собственной ответственности. Виновником страхового случая может быть представитель перевозчика, а это значит, что страховая компания после произведенной выплаты обратит суброгационное требование на виновное лицо, то есть предъявит регресс перевозчику», — проинформировал Валерий Васильев. Зачастую машины находятся у компании-перевозчика в аренде, помещение также арендуется, и рассчитаться с возможными убытками руководителям бывает просто нечем. Убыток же может достигать десятки тысяч долларов. У большинства экспедиторских компаний финансовых возможностей покрытия убытков еще меньше, чем у перевозчиков, поэтому им приходится покупать полис страхования своей ответственности. Нередко экспедиторские компании несут солидарную с перевозчиками ответственность за сохранность доставки груза. Как выбрать страховую компанию Риски при перевозке грузов необходимо переложить на плечи надежных страховых компаний, а не нести самостоятельно, рискуя подвергнуть свою компанию банкротству и возможному закрытию бизнеса при убытке. Определяющим фактором при выборе страховой компании являются финансовые затраты. Расчет стоимости страхования зависит от многого: от выбранных рисков, номенклатуры груза и вероятной степени его повреждения, а также способа перевозки, качества упаковки, количества перегрузок и даже маршрута следования. Но эти данные не всегда дают возможность определить окончательный расчет тарифной ставки. Заметно снизить стоимость полиса позволяет франшиза (сумма, в пределах которой клиент возмещает убытки за причиненный ущерб сам, не обращаясь в страховую компанию) и наличие охранного сопровождения. По мнению Валерия Васильева, страховую компанию лучше всего выбирать из крупных, сильных российских страховых организаций. «Хорошо, если по маршруту следования у страховой компании имеются филиалы или представительства. Осуществляя зарубежные перевозки нелишне поинтересоваться о перестраховании риска в зарубежных страховых компаниях. При заключении договора страхования необходимо получить четкую информацию о действиях при наступлении страхового случая. И не всегда низкий тариф имеет решающее значение. Важнее быть уверенным, что страховая выплата покроет ущерб от страхового случая». Необходимость третьейстороны Сущность страхового случая может быть различна с точки зрения вовлеченных участников транспортного процесса (грузовладельца, получателя, экспедитора, страховой компании). Оплата ущерба всегда зависит от подхода страховщика к определению и возмещению нанесенного вреда. Выплата же ущерба ухудшает финансовое состояние непосредственно страховой компании. Интересы страхователя и страховщика в данном случае не совпадают, поэтому для определения истинного размера ущерба привлекается третья сторона — сюрвейер. Сюрвейерская деятельность является неотъемлемой частью транспортного бизнеса и востребована там, где нужна независимая экспертиза. Такая экспертиза выполняется специалистами высочайшего уровня, которым безоговорочно доверяют все участники транспортного процесса и чье мнение в отношении предмета сюрвейя является решающим и окончательным. Сюрвейерское обслуживание подразумевает комплекс услуг по экспертизе количества, качества, состояния груза, тары, транспортных средств и всего остального, что может относиться к процессу перевозки. Основным моментом проведения экспертизы является определение причины и обстоятельства повреждения груза, а также выявление виновной стороны. При этом важно, чтобы сюрвей был проведен свое-временно, а значит сюрвейер должен присутствовать постоянно — в момент доставки груза, при его погрузке и выгрузке (хотя грузовладельцы на этом часто стараются экономить). Обычно стоимость сюрвейерских услуг не превышает 10% от стоимости груза, а при заявлении претензии на возмещение ущерба в нее включаются и затраты на сюрвей. Можно, конечно, обходиться и без сюрвейя, но практически всегда это несет потенциальный риск, ведь в случае возникновения конфликта «на арену выходят документы». Вовремя проведенный сюрвейерский осмотр дает полную и исчерпывающую информацию о предмете экспертизы, обстоятельствах и причинах произошедшего события. Оформленный результат осмотра — сюрвейерский акт — документально фиксирует на бумаге детали осмотра, подкрепленные фото- или видеодокументами, что позволяет по прошествии времени восстановить все обстоятельства дела. Сюрвейер производит экспертизу визуально, и когда требуется техническая экспертиза груза, то обращается к специалистам в Торгово-промышленную палату, Центр контроля качества или судебную экспертизу и дополняет свои отчеты полученными от них сертификатами. Независимый сюрвейер инспектирует объекты, руководствуясь заказом своего клиента, и использует только те факты, которые видит. Он обязан воздерживаться от каких-либо домыслов и выводов. Акт независимого сюрвейера является основанием для расчета и выплаты суммы страховки, а также документом в суде при разборе спорных случаев. Некоторые страховые компании имеют собственных сюрвейеров, но в этом случае они уже не являются независимыми. Зачастую именно сюрвейер страховщика оказывается в роли единственного эксперта, расследующего страховой случай. Сюрвейер, направленный страховщиком, как правило, отстаивает интересы страховой компании и старается в акте приуменьшить повреждения, при этом основополагающий принцип сюрвейя «объективность и непредвзятость» явно нарушается. Если пострадавшая сторона сомневается в достоверности работы такого специалиста, она может заказать независимого сюрвейера, который по своему статусу не будет подыг-рывать какой-либо стороне, и составит встречный сюрвейерский акт. Выбирая независимого сюрвейера, важно руководствоваться не только расценками, но и его опытом и репутацией. Ведь нередки случаи работы так называемых «pocket-сюрвейеров» — организаций, созданных транспортными или страховыми компаниями, — такие фирмы как правило делают отчет, выгодный исключительно их владельцам. Качественный сюрвей оправдывает затраченные деньги и всегда выгоден для заказчика. Сюрвейерский отчет, основанный на фактах и подтвержденный доказательствами, помогает каждой из вовлеченных сторон определить степень их ответственности. Дата: 21.12.2004 Ольга Кондырева "Петербургский строительный рынок" 12 (76)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||