Пуговица, без которой нет костюма. ООО «Ремстрой-2»

1 стр. из 1

Небольшое отступление от редакции. «Если сравнить стоимость вокзала и всей железнодорожной магистрали с пошивом костюма, то вокзал будет на этом костюме не карманом, а примерно одной пуговицей», — сказал нам однажды некий железнодорожный строитель, имеющий в активе не один вокзал и не одну сотню километров трасс. Однако, немало поездив с тех пор по стране, теперь можем возразить: при всей незаменимости путей сообщения, электрификации, мостовых переходов главное, что видит на железной дороге межобластной путешественник, — это вокзалы и купе. Поэтому, продолжая метафору о пошиве костюма, скажем так: без добротно сделанных и крепко пришитых пуговиц даже костюм от Brioni не доставит радости его конечному пользователю.

Еще раз о псковском вокзале

Мы уже неоднократно писали о реконструкции вокзалов. Герои наших публикаций — вокзалы Москвы, Петербурга, Самары и других российских городов. Внимательный читатель припомнит, что один из них, вокзал в г. Пскове, в 2003 г. попал на первую обложку «Федерального строительного рынка», № 4. Это случилось как раз накануне празднования 1100-летия Пскова. Реконструкцию осуществила псковская компания «Ремстрой-2».

Псков обильно наделен памятниками истории и культуры, в том числе одними из наиболее древних соборов, где сохранились подлинные домонгольские росписи. Однако надо заметить, что наряду со многими древними памятниками зодчества обычно незамеченный туристами Псковcкий вокзал является также одной из важнейших исторических реликвий города и страны: в железнодорожном вагоне на вокзале император Николай II в переломные для страны дни 1917 года подписал отречение от престола, положившее конец правлению семьи Романовых.

Здание вокзала возникло более чем за полвека до этого печального события. Оно строилось с 1858 по 1863 гг. по проекту французского инженера Пиреля — автора вокзалов в Вильнюсе, Владимире и Даугавпилсе. В эксплуатацию здание было принято инспектором дороги Петербург–Варшава в сентябре 1863 г. О перестройках сведений не сохранилось, но здание серьезно пострадало во время Великой Отечественной войны: в огне погибли все интерьеры, перекрытия, кровля, «столярка» оконных и дверных проемов. После войны вокзал восстанавливался в сжатые сроки, без достаточного строительного опыта и качественных материалов. В ходе послевоенной эксплуатации несущие конструкции и узлы межэтажных перекрытий, а также часть кровельной системы пришли в негодность и быстро утратили прочность. Большой урон конструкциям вокзала нанесли грунтовые воды, потому что изначально созданная дренажная система со временем перестала выполнять свои функции. Кроме того, в облик здания были внесены существенные искажения: изменена планировка, разрушены ажурные арки и некоторые лестницы, вместе с культурным слоем подняты полы. Не были восстановлены многие перекрытия.

Однако в 1990-е гг. вокзалу повезло: за разработку проекта реконструкции взялись профессиональные реставраторы из Псковского института «Спецпроектреставрация». По словам главного инженера проекта Галины Певчиной, в ходе работы над проектом были тщательно изучены не только чертежи и старинные документы о вокзале, но и многие страницы его истории. Реставраторам пришлось ездить в Санкт-Петербург, изучать архивные и музейные материалы по истории вокзала. Проект был в целом завершен в 1999 году.

В бой вступает «Ремстрой-2»

Задача возвратить вокзалу исторический облик была доверена псковскому проектно-строительному холдингу «Ремстрой-2». Право реализовать этот престижный проект было выиграно на конкурсе, в котором принимали участие многие известные строительные компании, в том числе Lemminkainen. Одержать победу помог накопленный опыт работ на объектах Октябрьской железной дороги, с которой на данный момент «Ремстрой-2» сотрудничает уже 10 лет. Кстати, самому холдингу в этом году исполнилось 10 лет, то есть компания сотрудничает с «дорогой» всю сознательную жизнь. За этот период по заданию железнодорожников «Ремстрой-2» строил жилые дома, производственные корпуса, реконструировал объекты энергетики, проводил капитальные ремонты служебных и производственных зданий. Компания принимала участие в прокладке подъездных путей и программе обеспечения безопасности движения.

По словам генерального директора компании Н. Н. Андреева, при реконструкции вокзала упор был сделан на применение высококачественных, современных строительных материалов, которые способны обеспечить долговечность и подчеркнуть архитектурную красоту здания. Однако важно подчеркнуть, что вокзал не напоминает выставку модных стройматериалов: именной специалисты «Спецпроектреставрации» выражали благодарность строителям за точную реализацию разработанного проекта, и отмечали высокий уровень слаженности усилий.

В ходе работ в здании вокзала были заменены полы, потолки, межэтажные перекрытия, стропильная система левого трехэтажного ризалита вокзала. Стены, которые имели трещины, были усилены и укреплены. Учитывая значительную пассажирскую нагрузку, на первом этаже вокзала были сделаны гранитные полы, а стены в кассовом зале и ожидания отделаны мрамором. Также усилия были сосредоточены на благоустройстве территории вокзала. Цоколя здания облицован гранитом, воссоздан исторический облик крыльца. На перронной и лицевой части площади была уложена брусчатка. Также важно добавить, что все эти работы были проделаны, как говорят железнодорожники, «под колесами», то есть без остановки объекта. Строители уложились в жесткие сроки — на объект вошли в 2000 г, а завершили работы к августу 2003 г., успев сдать объект к празднованию юбилея Пскова. Работа была высоко оценена и псковичами, и заказчиками.

В 2004 г. компания «Ремстрой-2» получила возможность направить силы в жилищное строительство.В настоящее время холдинг ведет работы по возведению зданий общежития и спортивного зала для Псковского юридического института, строительству10-этажного монолитно-кирпичного жилого дома индивидуального проекта и собственного 9-этажного жилого дома улучшенной планировки. Продолжается восстановление исторического Пскова — усилиями компании проводится реконструкция с частичной реставрацией памятника истории и архитектуры — дома № 44 по улице Некрасова; заключен договор и идет плановая работа по реконструкции кварталов в историческом центре г. Пскова и строительству комплекса жилых домов и зданий общественного обслуживания на участке «Ольгинский берег».

Также компания ведет плановыйкапитальный ремонт железнодорожного вокзала в городе Дно.  В нас-тоящее время в ОАО «РЖД» рассматривается вопрос о полной реставрации вокзалов станций «Дно» и «Старая Русса», предоставлении холдингу права не только реконструировать вокзал, но и выполнить проектные работы планируемой полной реставрации.

Желанные перспективы

Однако ожидают ли «Ремстрой-2» задачи, аналогичные по сложности реконструкции Псковского вокзала? Будем надеяться, что да: как минимум по одному вокзальному зданию найдется в любом российском областном центре. В ближайшее же время силы и средства ОАО «РЖД» и его филиала — Октябрьской железной дороги — будут сосредоточены на усилении магистрали «мурманского хода», грузовое и транзитное значение которого возрастает с активизацией грузопотока через северные порты нашей страны. Конечная точка «мурманского хода» — город Мурманск, который приобретает значение интермодального транспортного узла.

А пассажирский железнодорожный вокзал Мурманска, находящийся в стороне от порта, продолжит выполнять свою главную роль — встречать и провожать пассажиров, являясь естественной визитной карточкой северного «окна в Европу». Отметим, что вокзал также является памятником истории, но уже истории СССР: именно в Мурманск морские конвои Англии и США доставляли продовольственную и военную помощь союзников, которая отправлялась по железной дороге на фронты. Не случайно для авиации группы армий «Север» станция Мурманск представляла одну из наиболее значимых целей. И сегодня железнодорожный узел Мурманска является важнейшим звеном в хозяйстве региона. Будем надеяться, что объект будет доверен грамотной, имеющей опыт компании, чтобы по окончании работ мурманчане гордились обновленным вокзалом, а средства были израсходованы профессионально — не на косметическое прихорашивание фасадов, но на комплексную реконструкцию уставшего здания.

ООО «РЕМСТРОЙ-2»
г. Псков, Крестовское шоссе, 2 А
Тел./факс (8112) 23-5676
Тел.: (8112) 12-1479,
(8112) 12-1478, 16-9937
E-mail: remst2@ellink.ru

Дата: 30.12.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (35)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!