ГМЗ «Гатчина»: реставрация затянется на века, если не будет должного финансирования

1 стр. из 1

В сорока минутах езды от Санкт-Петербурга расположился один из красивейших его пригородов — Гатчина. Романтический замок-дворец, окруженный пейзажными парками, неразрывно связан с именем российского императора Павла I. Гатчина, ставшая для него родным гнездом на целых 13 лет, получила статус города и собственный герб сразу же после восшествия Павла Петровича на престол.

Ныне Государственный музей-заповедник «Гатчина» не только пользуется мировой известностью, но и занесен в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО.
О том, как идет реставрация дворца, рассказывает директор ГМЗ «Гатчина» Никита Сергеевич БАТЕНИН.

–Нынешний год был примечателен для нас прежде всего тем, что в сентябре мы отметили 250-летие со дня рождения Павла I и провели ряд мероприятий, посвященных этой дате. По свидетельству крупнейших историков страны, впервые благодаря Гатчинскому музею-заповеднику юбилей Павла Петровича праздновался так широко.

Не секрет, что долгое время личность Павла I не пользовалась большим вниманием ни историков, ни обывателей. Сформировался некий негативный стереотип образа этого трагически погибшего императора. Однако он имел мало общего с подлинным обликом государя — высокообразованного человека и просвещенного монарха, стремившегося жизнь свою положить во благо России. Не случайно порой о нем говорили как о романтическом императоре, как о русском Гамлете, как о дальновидном реформаторе…

Продумывая мероприятия к 250-летию, мы стремились дать возможность увидеть именно такого императора, успевшего сделать лишь немногое из задуманного. В то же время для нас важно было показать Павла I как прогрессивно мыслящего реформатора, чьи идеи были реализованы его внуками и правнуками.

Совместно с ГМЗ «Павловск» мы организовали крупную межмузейную выставку в Санкт-Петербурге, в Центральном выставочном зале «Манеж». В ней участвовало более 20 учреждений культуры, было представлено более 1000 экспонатов, в том числе архивные документы. В рамках выставки прошли Вторая научно-практическая конференция «Павел I — взгляд из ХХI века», по итогам которой был выпущен сборник докладов. Прошел и «круглый стол», в котором приняли участие не только историки, но и многочисленные посетители выставки. Впервые мы увидели, насколько на самом деле велик интерес общественности к личности Павла I.

Теперь впереди у нас другая дата — 20-летие возрождения музея, которое связано с его открытием 9 мая 1985 г. В течение 40 лет после окончания Великой Отечественной войны Гатчинский дворец-музей был закрыт. А до 1941 г. он представлял собой уникальнейшее явление истории и культуры — и по своей архитектуре и убранству, и по характеру экспозиции и размерам фондов, которые насчитывали более 50 тыс. единиц хранения. Это намного превышало фонды других музеев, и не зря Гатчинский дворец-музей носил звание «пригородного Эрмитажа». Кроме роскошных парадных залов дворца, связанных с именами А. Ринальди, В. Бренна, А. Захарова, Р. Кузьмина, посетители могли  видеть помещения, хранившие отпечаток бытовой жизни царской семьи.

Но война все перевернула. Фонды музея были большей частью эвакуированы, часть коллекции была спрятана в подвалах и закопана в парке. Дворец сильно пострадал в 1944 г. И после войны речь шла о том, нужно ли его вообще восстанавливать.

За 40 послевоенных лет, пока дальнейшая судьба Гатчинского дворца оставалась неясной, вывезенные из него экспонаты разошлись по другим музеям страны. А в самом дворце разместилось сначала военное училище, а затем — оборонное предприятие.

Но с 1976 г. усилиями ленинградских реставраторов, сотрудников музея все же началось проектирование реставрации дворца. И в год 40-летия Победы были открыты для посетителей первые залы.

Однако вести планомерную реставрацию нам не удается и по сей день. Увы, для нас война не закончилась до сих пор. Главной проблемой является мизерный объем средств, выделяемых на капитальный ремонт и реставрацию. Он не соответствует не только потребностям, но даже обычным нормам поддержания такого здания. Бывали периоды, когда реставрация вообще прекращалась, и мы теряли кадры лучших мастеров. А то, что уже было отреставрировано, постепенно приходило в упадок. Так, во многих парковых павильонах пришлось выполнять работы повторно.

Сейчас полностью восстановлен Березовый домик, но в руинированном состоянии пребывают Птичник, Адмиралтейство, Амфитеатр. Нуждаются в срочной помощи Павильон Венеры, парковые мосты.

Недавно мы составили комплексный план реставрации Гатчинского музея-заповедника, включающий в себя как восстановление помещений дворца, так и реконструкцию парка. На это требуется около 4 млрд. руб. Но даже если бы мы получали в год хотя бы по 150 млн. руб., то через десять лет могли бы представить посетителям дворец в том виде, в каком он был до войны. Если же финансирование будет идти такими темпами, как сейчас, то дворец будет отреставрирован лет через 100–120. Судите сами: в 2002 г. мы получили2 млн. руб., в прошлом году — 18 млн., в нынешнем —14 млн. На будущий год нам обещают выделить 13 млн. руб. Эти суммы отпускаются не только на реставрацию, но и на все прочие нужды, включая капитальный ремонт зданий и инженерных сетей. Часть средств уходит на проектные работы и надзор, так что собственно на реставрацию остается совсем немного.

Именно из-за нехватки денег мы до сих пор не можем справиться с одной из первостепенных задач — восстановлением малой анфилады комнат императрицы Марии Федоровны, жены Павла I. Между тем, ввести эти комнаты в музейный оборот нужно как можно быстрее. Это означает для нас не только увеличение числа музейных помещений — появится возможность организовать круговое движение туристов через все открытые для посещения залы. Для нас это жизненно важно, так как сейчас экскурсионные потоки движутся навстречу друг другу, что снижает пропускную способность дворца.

Недостаточность финансирования не позволяет нам осуществить и другие, не менее важные планы. Так, мы не можем ввести в обзор уникальный объект дворца — Сигнальную башню. Не можем приступить и к реставрации церкви. Нет возможности восстановить уникальные галереи, в свое время составлявшие гордость дворца, — Чесменскую, Арсенальную, Греческую, Китайскую.

Из-за скудного финансирования мы не можем открыть экскурсионный маршрут, о котором мечтаем уже много лет,  — на Часовую башню, где могли бы продемонстрировать уникальный механизм часов, который был восстановлен десять лет назад.

В планах остаются и мечты о музеефикации Арсенального каре, где находились личные покои семей трех императоров. Правда, благодаря финансовой поддержке Министерства культуры мы наконец приступили к реставрации комнат семьи Александра III. Надеемся в 2006 г. их открыть. Это будет своего рода музей бытовой жизни императора. Ведь Александр III провел в стенах Гатчинского дворца почти 13 лет, для него дворец был родным домом.

Но дело не только в малых объемах финансирования. К сожалению, даже те деньги, которые нам выделяют, освоить бывает крайне трудно из-за сложившейся системы административной иерархии, постоянно меняющихся условий конкурсов, тендеров и т. д. Я понимаю, что расходование бюджетных средств надо контролировать, но складывается впечатление, что директорам музеев, так же как и других бюджетных учреждений, просто отказано в доверии. Между тем тендеры не решают проблем, а только создают препоны для разумного расходования средств. Из-за существующей методики проведения тендеров мы вынуждены отдавать предпочтение не тем фирмам, которые способны выполнить реставрацию на высоком профессиональном уровне, а тем, которые обещают сделать это по минимальным расценкам. А в итоге одни и те же работы приходится переделывать по несколько раз.

Сегодня ситуация складывается так, что мы не можем пустить на реставрацию даже те средства, которые зарабатываем сами от продажи билетов и сопутствующей продукции, проведения концертов, массовых мероприятий и т. д. На все мы должны получать разрешение. И при том, что мы связаны по рукам и ногам, мы обязаны выполнять разнообразные распоряжения, поступающие сверху. Нет прав, ограничены возможности, но остается лишь  одно  — ответственность директора за всё.

И всё-таки мы стараемся делать всё возможное. Проектируем будущие работы, открываем новые объекты, ищем и нередко находим спонсорскую помощь. Правда, пока она невелика. Судьба ГМЗ «Гатчина» — памятника федерального значения, островка Санкт-Петербурга на территории Ленинградской области, мало волнует крупных меценатов. Одна надежда — на государство. Возможно, что ГМЗ «Гатчина», как было обещано еще в прошлом году, наконец-то перейдет в федеральное подчинение, и тогда наступит подлинное возрождение уникального музея-заповедника.

Дата: 30.12.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (35)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!