|
|||||
1 стр. из 1 —Мы вошли в пятый год третьего тысячелетия. Закончился 2004-й год, омраченный многими печальными событиями. Валерий Афонасьевич, многие политики и футурологи предупреждают о том, что этот год может стать годом катастроф в первую очередь техногенного характера. И если это так, то деятельность именно возглавляемого Вами Комитета имеет уже без преувеличения не только национальное, но, пожалуй, и планетарное значение. Как Вы оцениваете результаты работы Комитета по энергетике, транспорту и связи, и какие основные моменты года уходящего запомнились? —Прошедший год, как год после принятия нашим Комитетом фундаментальных законов по реформе естественных монополий, таких как РАО «ЕЭС», железнодорожный транспорт, связь, в первую очередь был посвящен анализу первых результатов хода реформ. Дважды — в мае и декабре мы обсуждали ход реформ в электроэнергетике. Мы несколько раз проводили совещания, посвященные доработке законодательства по железнодорожному транспорту, анализу первых итогов работы ОАО «Российские железные дороги». Вы знаете, что был принят новый закон о связи. Мы стали инициаторами очень многих совещаний, выездов, «круглых столов», и в результате был внесен ряд важных поправок и дополнений к этому закону. Мы занимались вплотную проблемами почты, российской телетрансляционной и радиосети, где сегодня очень много все еще нерешенных проблем и болевых точек. Кроме этого, год 2004 был отмечен значительным ростом цен на внутреннем нефтяном рынке. Мы создали рабочую группу, подготовили большой развернутый доклад с анализом ценообразования на нефтепродукты и с нашими предложениями по совершенствованию законодательства в этой чувствительной сфере. На осенней сессии Госдумы началась работа по совершенствованию законодательства по безопасности транспорта. Предложены существенные изменения в Воздушный кодекс, Закон о милиции, Закон о лицензировании… Эта работа стала прямым следствием терактов с двумя взорванными почти одновременно пассажирскими самолетами. Комитет провел целую серию «круглых столов» парламентских слушаний, посвященные самой актуальной тематике: энергетика и энергосбережение, трубопроводный транспорт, проблемы развития воздушного, морского транспорта. В экспертном совете Комитета работали в 2004 году в различных секциях около 150 человек. В Комитете идет работа по подготовке очень значимого для отечественного топливно-энергетического комплекса закона о магистральном трубопроводном транспорте. —В конце декабря парламентские слушания были посвящены именно теме законодательного обеспечения деятельности магистрального трубопроводного транспорта. Если не ошибаюсь, этот Законопроект готовится уже не первый год… Изначально нормы в отношении магистрального трубопроводного транспорта были включены в виде специального раздела в проект федерального закона «О нефти и газе» 1995 года. Вторая волна пришлась на 1997 год и была связана с усилиями отдельных «реформаторов» по ускоренной приватизации инфраструктурных отраслей… —Эта программа не была реализована в предложенном тогда виде. К середине 1999 года был подготовлен новый вариант законопроекта. Он и был принят в первом чтении в сентябре 1999 года. В Государственной Думе 3го созыва законопроект был отнесен к предмету ведения Комитета по энергетике, транспорту и связи. —О каком уровне готовности законопроекта можно говорить сегодня? —Законопроект находится на этапе подготовки ко второму чтению. Рабочей группой Комитета было отмечено, что доработка законопроекта ко второму чтению требует внесения существенных изменений и дополнений в части правовых норм, необходимых для регулирования отношений при создании, функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта. В том числе, с учетом современной эволюции правовой системы. —Если не возражаете, давайте остановимся не некоторых ключевых моментах, поговорим о предмете закона… —Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» разработан в целях обеспечения правового регулирования отношений между организациями, эксплуатирующими системы МТТ, и субъектами предпринимательской деятельности, пользующимися услугами МТТ. Законопроект регулирует вопросы создания, функционирования магистральных трубопроводов, используемых для транспортировки нефти, природного газа, газового конденсата, нефтепродуктов, и направлен на обеспечение эффективного и безопасного их использования. Закон не распространяется на отношения, возникающие при создании и функционировании промысловых и распределительных трубопроводов. —Каковы основные принципы государственной политики в этой сфере? —Основные принципы государственной политики в отношении магистрального трубопроводного транспорта включают: регулирование вопросов создания и развития инфраструктуры, приоритет вопросов безопасности, регулирование тарифов и обеспечение недискриминационного доступа. В законопроекте также определены полномочия Российской Федерации и регионов в сфере трубопроводного транспорта. —Строительство новых и реконструкция действующих участков трубопроводов требует мобилизации значительных средств. —Мы предлагаем установить, что развитие магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться за счет государственных и частных капитальных вложений. Осуществление инвестиционной политики государства в сфере трубопроводного транспорта предусматривает широкий набор вариантов: Следует исходить из того, что инвестиции — это одновременно и контроль. Это влечет за собой вопросы о собственности на новые трубопроводные объекты, порядке их эксплуатации и взаимодействия с другими системами МТТ. Рабочей группой предложено закрепить положение, что магистральные трубопроводы могут находиться в государственной, частной и иных формах собственности. Стоит уточнить, что к настоящему времени рабочей группой подготовлен не окончательный текст, а вариант, который является основой для дальнейшего обсуждения и доработки… —Нашу цивилизацию не без оснований называют нефтяной. Но в прессе именно в прошлом году начали регулярно появляться материалы с предупреждением о том, что запасы нефти на Земле исчерпаемы. А это значит, что все более актуальной становится тема поиска альтернативных источников энергии. В последнем в прошедшем году номере нашего журнала губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков рассказал о предстоящем строительстве первой в России промышленной ветро-электрической станции… —Сегодня, по-моему, для государства самое важное — альтернативные виды топлива, моторного топлива и, в первую очередь, это использование сжатого газа, сжиженного газа… Наш Комитет внес в Госдуму законопроект об альтернативном топливе. Кстати, в России этой задачей занимается только и исключительно наш Комитет… —Валерий Афонасьевич, позвольте задать Вам вопрос генерального директора НПО «Экип-газ» Анатолия Савицкого: «Президент Владимир Путин по итогам заседания Госсовета от 30 сентября 2004 года дал поручение премьерминистру Фрадкову о переводе сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо. Знаете ли вы об этом поручении и если да — каким видите участие Госдумы и вашего комитета в этом процессе?» —Я привлекался Министерством сельского хозяйства к разработке национальной программы по переводу автотранспорта и сельхозтехники на газ. И подготовленный при нашем участии закон об альтернативном топливе как раз предусматривает создание механизмов дополнительных преференций и мотиваций для перевода автотранспорта на газ. В настоящий момент мы завершаем разработку национальной программы по переводу машин сельского хозяйства на природный газ. —В прошлом году Россия подписала соглашение по Киотскому протоколу. В этом соглашении при перечислении парниковых газов диоксид углерода — СО2 поставлен на первое место. Как в России на практике будет осуществляться процесс уменьшения выбросов в атмосферу СО2 и роль Вашего Комитета в этом? —Киотский потокол не только подписан, но и ратифицирован. Правительство Российской Федерации в этом году должно разработать комплексный план выполнения этого протокола. И внести в Госдуму пакет постановлений и законопроектов, направленных на уменьшение выбросов в атмосферу парниковых газов. А закон об альтернативном топливе, который во многом решает эту задачу, я предлагал на рассмотрение в Госдуму, правда, в несколько ином варианте еще в 1999 году. Сейчас мы предлагаем его на рассмотрение в доработанном виде. Так что мы во многом опередили развитие событий. —Вы заговорили об опережении. Кто в нашей стране работает по водородной программе? Американцы выделяют из бюджета уже много лет миллиарды долларов на эту программу. А как у нас? —У нас есть национальная программа, которая называется «Водородная экономика». Координатором ее является Федеральное агентство по атомной энергетике. Есть у нас уже разработанные топливные элементы высокой мощности, которые работают на водороде. Проблема вся в чем? Деньги нужны на фундаментальную науку, на исследования. Допустим, Концерн Даймлер Крайслер выделил германскому концерну RWE EUR1,2 млрд. на разработку высокоэффективных двигателей для Мерседеса. А у нас таких конкретных программ нет. Хотя работа идет, в том же Сарове… Но идет она безобразно медленными темпами и без прямого участия правительства эту проблему не решить… —Существует расхожее мнение о том, что каждая вторая лампочка в России сегодня работает на газе? Это так? —Намного больше. Если говорить об электроэнергетике — это 62%, а по факту, по данным РАО «ЕЭС» — еще больше. —Валерий Афонасьевич, генеральный директор ОАО «Промтрактор» Семен Млодик узнав о том, что я встречаюсь с Вами, прислал несколько вопросов. Вопрос первый: «Вы посетили не так давно Чувашию и побывали на «Промтракторе». Ваши впечатления?» —Очень приятные впечатления. Я с 1983 по 1992 год работал на Крайнем Севере в «Газпроме» и принимал у строителей тысячи километров магистральных газопроводов, эксплуатировал их. Техника использовалась только импортная — KOMATSU, CATERPILLAR, HITACHI, KATO… И символом плохой техники тогда был «Чувашпиллер» — трубоукладчики и бульдозеры Чебоксарского тракторного завода. Сегодня это совершенно другое предприятие и другая техника, которая конкурирует с лучшими мировыми образцами. Я этому очень рад и считаю, что пришло время ввести некоторые экспортные ограничения по ввозу в Россию тяжелой тракторной и дорожно-строительной техники для того, чтобы дать возможность нашей машиностроительной индустрии развиваться. —Следующий вопрос: «Должно ли государство поддерживать отечественных производителей и если да, то каким образом?» —Должно, и именно государство. —В чем проблема? —Для этого вида, для этой отрасли? Это очень дорогая техника и транспортная составляющая очень высокая. Поэтому нам надо создать условия, для развития у нас японских, американских производств, чтобы им было не выгодно ввозить, а собирать здесь, создавая рабочие места. Или же ввести, и весь мир так и делает, на подобную технику ввозные пошлины. То есть или повышать ввозные пошлины на готовую продукцию, или создавать мотивации, чтобы передовым мировым концернам было интересно у нас строить свои заводы. А сегодня им это не выгодно… —Ваши новогодние пожелания читателям журнала? —Я хочу пожелать, чтобы в 2005 году нефтегазовый комплекс страны получил закон о магистральном трубопроводном транспорте, закон об альтернативных видах топлива, чтобы был разработан механизм снижения налоговой нагрузки. Я желаю нефтегазовому комплексу подъема и процветания, потому что он — локомотив российской экономики, двигатель прогресса и процветания нашего Отечества. • • • • • А нам со своей стороны очень хочется, чтобы пожелания В.А.Язева сбылись, потому что сегодня и завтра нашего государства, и будущее планеты зависит, как никогда ранее, не столько от подвигов героев и полководцев, сколько от мудрого долготерпения добрых и рачительных хозяев. Дата: 31.01.2005 Валерий Язев "НефтьГазПромышленность" 1 (13)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||