|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В начале февраля в Мариинском дворце прошла научно-практическая конференция Terra Maritima «Береговые зоны: проблемы законодательства». Конференция была организована санкт-петербургской общественной организацией содействия сохранению окружающей природной среды и устойчивому развитию «КЕ Ассоциация» и выставочным объединением «РЕСТЕК». Она состоялась при поддержке правительства Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Морского Совета при правительстве Санкт-Петербурга. Россия — единственная из европейских стран, не имеющая отчетливо сформулированной политики в сфере охраны и управления ресурсами прибрежной зоны. Большинство проблем и конфликтов, возникающих при их использовании, связаны именно с тем, что прибрежная зона не рассматривается как самостоятельный и целостный объект управления. Целью состоявшейся конференции было обсуждение спектра проблем правового регулирования природопользования, охраны и защиты морских побережий и Концепции законодательства Российской Федерации в области охраны, защиты и использования береговых зон. «Береговое законодательство, каким ему быть?» Так назывался доклад А. К. Щукина, председателя правления санкт-петербургской общественной организации содействия сохранению окружающей природной среды и устойчивому развитию «КЕ Ассоциация». Приводим некоторые выдержки из этого доклада. «В мире найдется немного стран, способных соперничать с Россией не только по абсолютной длине береговой линии морских побережий (более 60 тыс. км), но и по разнообразию типов экосистем прибрежной зоны. Более 10% населения Российской Федерации проживает на побережье морей и океанов. Большая часть этих людей — жители крупных городов, таких как Мурманск, Владивосток, Новороссийск, Калининград и Санкт-Петербург. Побережья морей и океанов России привлекательны, однако не только с точки зрения их дальнейшего освоения человеком, но и как территории исключительного природного богатства и разнообразия. Сотни и тысячи километров российского побережья оказались не затронутыми активной хозяйственной деятельностью в годы советской власти. В результате сохранились ценнейшие природные комплексы, многие из которых были заповедованы. Следует отметить, что хорошая сохранность береговых экосистем характерна не только для арктического побережья, но и для отдельных участков таких освоенных регионов, как Калининградская и Ленинградская области, Краснодарский край. В настоящее время побережье России — это: - 15 существующих государственных природных заповедников и 2 национальных парка общей площадью более 12 млн. гектаров; В последние десятилетия значительно возросла антропогенная нагрузка на морские берега: увеличился сброс загрязняющих веществ в море через реки, сокращается численность многих береговых видов из-за хозяйственного освоения территории. Происходящая переориентация транспортных потоков вызывает новое освоение берегов ряда морей, увеличивается добыча углеводородного сырья на континентальном шельфе. Одновременно с этим морские побережья остаются источником развития опасных природных явлений, что вынуждает предпринимать на государственном уровне меры по их защите, устанавливать специальные требования к природопользованию и строительству на них. В значительном числе стран мира с начала двадцатого столетия выделяется самостоятельная, береговая зона, действует специальное Береговое законодательство, которое регулирует вопросы природопользования, охраны и защиты береговых ресурсов. В течение минувшего десятилетия Советом Европы приняты модельный Береговой закон и Кодекс хорошей практики в области берегового управления, зафиксировавшие современный уровень правового регулирования в сфере использования, охраны и защиты морских берегов. В действующем законодательстве Российской Федерации понятие «береговая зона» отсутствует. Однако правовые нормы включают определение понятия «прибрежной полосы» как территории, прилегающей к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации. Правовой режим прибрежной полосы — комплексное правовое образование, которое формируется земельным, водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации. Недостатком действующего федерального законодательства в России является раздельное рассмотрение вопросов правового регулирования для различных видов природных ресурсов в соответствующем специализированном законодательстве. В результате, государственный контроль, учет, охрана, защита и использование отдельных видов береговых ресурсов находятся в компетенции различных государственных органов. В действующем законодательстве не определены с достаточной полнотой полномочия и компетенция органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в связи с управлением береговой зоной и береговыми ресурсами. Как следствие, использование различных видов природных ресурсов в пределах одного участка береговой зоны может входить в компетенцию органов государственного и муниципального управления различного уровня, что затрудняет планирование мероприятий по использованию и охране берегов. Несмотря на проходящий процесс приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с конституционными нормами, во многих случаях региональные правовые акты, затрагивающие вопросы использования, охраны и защиты прибрежной полосы морей, продолжают противоречить федеральному законодательству. Не решен в полной мере вопрос о разграничении полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней в указанной сфере. При разработке Берегового законодательства Российской Федерации была поставлена единственная цель — экологически, социально и экономически устойчивое развитие прибрежных территорий страны. Были сформулированы задачи береговой политики Российской Федерации: В силу специфики морского берега, включающего водный объект, его дно, прилежащий земельный участок и недра, представляется рациональной организация управления природопользованием в пределах береговой зоны на комплексной основе. В связи с этим целесообразно рассматривать береговые отношения, то есть отношения по поводу охраны, защиты и использования морских берегов, в рамках отдельной отрасли природно-ресурсного блока берегового права. Береговое законодательство России должно создать правовые основы для существования целого ряда специфических институтов: Правительством РФ должны быть определены структура и задачи федерального органа государственного управления в области охраны, защиты и использования береговой зоны и береговых ресурсов. Некоторые другие вопросы будут тоже регулироваться нормативно-правовыми актами указанного федерального органа. После принятия Берегового кодекса Российской Федерации в установленном порядке и с вступлением его в законную силу субъектам Российской Федерации целесообразно включить соответствующие положения в договор о разграничении предметов ведения с Федерацией. Актуальной является также разработка законодательных актов субъектов Российской Федерации в данной сфере. Даже сейчас, при всем несовершенстве действующего федерального законодательства, имеют место попытки разработки подобных региональных актов, например в Краснодарском крае и Калининградской области. В заключение доклада хотелось перечислить некоторые основополагающие направления развития береговой политики Российской Федерации на ближайшие годы. 1. Морские берега должны использоваться и охраняться в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивая экономическое, социальное и экологическое благополучие населения. «Развитие прибрежных территорий города» С таким сообщением выступил заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга В. Н. Зенцов. «Для нашего города тема развития прибрежных территорий очень актуальна, поскольку Петербург, в отличие от других городов, возник в силу волевого решения. И 300 лет развития города — это история борьбы с природой. За это время намыто порядка 3,5 тыс. га территорий, на которых и сегодня ведется строительство, а береговая линия Петербурга простирается на 245 км. В период с 1995 по 1996 гг. была разработана углубленная схема зонирования побережий Санкт-Петербурга, утвержденная правительством города. Это первая попытка определить функциональное назначение прибрежных территорий». Далее докладчик привел некоторые цифры по использованию территорий Петербурга сегодня и их изменение с введением нового Генерального плана города (табл.).
В планах Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга — проведение инженерной подготовки и формирование морской панорамы города (для этого привлекаются силы ведущих архитекторов). «Сегодня, — отмечает В. Н. Зенцов, — важно решить две задачи: во-первых, обеспечить максимальную защиту прибрежных территорий, во-вторых, разработать программу эффективного развития этих территорий, а это в свою очередь должно быть обязательно отражено в градостроительных документах по застройке города. Ведь нарушить хрупкое экологическое равновесие очень легко, тем более, что прибрежные территории для многих являются лакомым кусочком». Дата: 25.02.2005 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 1-2 (77)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||