Комплекс защитных сооружений

1 стр. из 1

Наводнения занимают первое место среди стихийных бедствий по числу жертв и причиняемому ущербу. Самое разру-шительное нагонное наводнение XX в. произошло в дельте Ганга в 1970 г.: 10-метровая морская волна, гонимая штормовым ветром, повернула священную реку вспять. Было затоплено около 20 тыс. кв. км территории. С лица земли были снесены десятки городов и сотни деревень. Погибло 1,5 млн. человек. Сотни тысяч людей умерли от голода и вспыхнувших эпидемий холеры и тифа.

В Европе самое катастрофическое наводнение за последнее столетие произошло в 1953 г. От него пострадали территории Нидерландов, Великобритании и Германии. Штормовой ветер вызвал резкий подъем воды на 3–4 м в эстуариях Рейна, Мааса, Шельды и других рек. Более всего пострадали Нидерланды. Вода проникла вглубь страны более чем на 100 км, затопив 8% территории страны. Погибло 2 тыс. человек.

Прогнозируемое потепление климата на планете и ряд «антропогенных» факторов, по прогнозам специалистов, приведут к увеличению повторяемости и росту разрушительной силы наводнений. Статистика это подтверждает. Если за весь XVIII век январских наводнений в Санкт-Петербурге отмечено всего 2, то в последнюю четверть ХХ века — 14!

Последнее январское наводнение в Санкт-Петербурге, когда уровень воды поднялся на 2,4 м, воспринимался жителями скорее как развлечение — подзатоп-ленные «знаковые» места в центре города да временные транспортные неудобства. А между тем на рис. 1 видно, как бы город выглядел, поднимись вода до 3 м над уровнем моря. Синим цветом обозначены затопленные районы.

В разных странах разрабатываются меры по предотвращению наводнений и защиты от них. Подсчитано, что затраты на реализацию этих мер в 50–70 раз меньше затрат, которые требуются на ликвидацию последствий от стихийного бедствия.

Наш город не стал исключением. При Петре I для защиты города от наводнений поднимали основания сооружений. В дело шел грунт, извлекаемый при рытье каналов. Каждый корабль, каждая телега, приходившие в город, обязаны были везти камень. В старых районах города насыпной грунт составляет 3–4 метра, а кое-где — до 12 метров! Был специально прорыт Обводный канал, который, как считалось, должен был защитить город от стихии. Увы, расчет не оправдался. В 1824 г., когда уровень воды поднялся до 410 см выше ординара, затопленной оказалась большая часть города. Трудно представить ущерб и возможные жертвы, случись такой подъем воды в наши дни.

После наводнения 1824 г. инженер П. П. Базен предложил построить каменную дамбу поперек Финского залива, от Лисьего носа через остров Котлин до Ораниенбаума. Проект по тем временам считался фантастическим. В XIX в., при тогдашнем уровне техники и ограниченности ресурсов, создать такой барьер было практически невозможно. Прошло полтора столетия, и идея Базена легла в основу проекта комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнения (дамбы).

КЗС изначально рассчитывался с большим запасом — на 5-метровое наводнение в сочетании с 3-метровой ветровой волной. Катастрофа такого масштаба маловероятна.

Строительство комплекса было начато в 1979 г. после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.08.1979 № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений».

Для развертывания строительства и размещения производственных баз предприятий были организованы строительные площадки «Горская», «Котлин» и «Бронка».

В 1981 г. начались работы по возведению основных объектов КЗС.

В декабре 1984 г. остров Котлин соединился с материком.

В 1987 г. строительство было прервано, так как появились опасения по поводу негативного экологического воздействия КЗС. Однако в 1990 г. независимая международная комиссия пришла к выводу о том, что сооружения комплекса ничего плохого для экологии не несут, и рекомендовала закончить строительство.

Ухудшение качества воды в невской губе и восточной части Финского залива, как выяснилось, было связано с большой концентрацией сброса сточных и недоочищенных вод с существующих очистных сооружений. Но тем не менее стройка не возобновилась. Весьма скудные финансовые ресурсы, отпускаемые в те годы на строительство КЗС, свели работы на дамбе к минимуму.

Новый этап строительства комплекса защитных сооружений начался в 2001 г., с момента передачи функций государственного заказчика по строительству КЗС Государственному комитету по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ (Госстрой России).

На КЗС к тому моменту было уже построено более 60% сооружений, однако для завершения строительства КЗС требовались значительные финансовые ресурсы.

Госстроем России (теперь — Росстрой), был разработан план действий по завершению строительства КЗС в 2008 г., предусматривающий финансирование в размере 18 млрд. руб. Эта сумма состоит из средств федеральной адресной инвестиционной программы и средств займов международных финансовых организаций.

С целью привлечения международных средств 22 декабря 2002 г. было подписано и вступило в силу «Соглашение о займе» между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития на сумму $245 млн. Кроме того, Северный инвестиционный банк выделил на строительство $40 млн. и Европейский инвестиционный банк — 40 млн. евро. Выполнение функций заказчика-застройщика по строительству КЗС и эксплуатации комплекса поручено Северо-Западной дирекции Госстроя России — дирекции комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Для обеспечения комплексного подхода в вопросах проектирования, строительства и координации действий всех участников реализации проекта Росстроем на конкурсной основе были отобраны:
 -  группа реализации проекта — Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга;
 -  консультант-проектировщик — английская компания Halcrow Groop Ltd. (Великобритания);
 -  консультант-инженер — консорциум ЗАО «Институт «Стройпроект» — Royal Haskoning (Нидерланды) — ЗАО «Ген-инжконсалт».
 
В перспективе комплекс защитных сооружений станет частью предлагаемой системы интегрированного управления водными ресурсами (СИУВР), а также сформирует участок кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга для вывода транзитного автотранспорта в обход города.

Но все же основная задача КЗС — защита Санкт-Петербурга от нагонных наводнений, и, возможно, через несколько лет только памятные доски по всему городу, на которых отмечен уровень подъема воды во время катастрофических наводнений, будут напоминать о том, что было, но уже никогда не случится вновь.

196158 Россия, а/я 224,
Санкт-Петербург, Дунайский пр., 13
Тел. (812) 327-0055 (многоканальный)
Факс (812) 331-0505
E-mail: most@stpr.ru,  
www.stpr.ru

Дата: 25.02.2005
Сергей Ветров
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!