Обзор портов Петербурга и Ленобласти

1 стр. из 1

Строительство портовых терминалов в городе и области до сих пор происходило достаточно хаотично. За возведение новыхпортовых мощностей брались различные компании, часто не имеющие ни собственных возможностей инвестировать проект, ни собственной грузовой базы. Некоторые фирмы просто перепродавали свои права на прибрежную территорию, проектную и разрешительную документацию. В результате становилось совершенно не понятно, чем и в каком объеме будут загружены новые терминалы и как в действительности будет работать транспортная инфраструктура.

Если проанализировать ситуацию, сложившуюся в настоящее время в портовом комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, можно сделать вывод о том, что практически все значимые портовые мощности оказались в руках добывающих или производственных структур, заинтересованных в экспорте своей продукции. Так, в порт «Приморск» пришло ОАО «Транснефть», в Санкт-Петербург — ОАО «Уралкалий», в Высоцк — ОАО «Лукойл», в Усть-Лугу — компания «Кузбасразрез-уголь», ставшая акционером угольного терминала в порту. Такое положение имеет как плюсы, так и минусы.

По мнению начальника отдела портовых услуг ЗАО «Евросиб СПб — Транспортные системы» Александра ГАЛИНА, в случае перехода портов в руки промышленных компаний, занятых в добывающих отраслях, портовые комплексы будут переориентированы на удовлетворение потребностей своих новых владельцев. С одной стороны, это решит проблему перевалки массовых грузов, с другой стороны, возникнут сложности с обработкой генеральных и контейнерных грузов других грузовладельцев, ранее обрабатывавшихся на этих терминалах. Кроме того, не следует забывать о конкуренции между добывающими компаниями — новые собственники терминалов и портовых комплексов, скорее всего, введут запретительные тарифы для своих конкурентов, что приведет к значительным ценовым искажениям в отрасли.

По мнению другого участника транспортного процесса, существует немало проблем, связанных с тем, что новые владельцы портов являются выходцами из других сфер бизнеса и не знакомы с особенностями работы сложной портовой системы. Ситуация особенно обостряется в том случае, когда непрофессионалы занимают на терминалах ключевые исполнительные должности.

По мнению участников рынка, развитию портового комплекса недостает государственного регулирования. Алексей БАРАНОВ, генеральный директор ЗАО «Международный транспорт и логистика», считает, что государство должно регулировать базовые грузопотоки и под них планировать портовые мощности. «Для нас базовый грузопоток — это сырье: нефть, металл. Для этого у нас, по большому счету, всё работает. Но, как недавно выразились мои японские коллеги, в портовом комплексе в целом не хватает государства. Какая-то отсебятина во всем. Все как-то неорганизованно, нет единой концепции».

Привлечение частных инвестиций в развитие портового комплекса России является главной задачей вновь созданного ФГУП «Росморпорт». В качестве основного организационно-экономического рычага для привлечения частных инвестиций в строительство и эксплуатацию транспортной инфраструктуры предполагается использовать механизмы государственно-частного партнерства. Выглядеть это будет следующим образом: «Росморпорт» будет выступать гарантом для инвесторов по обеспечению выполнения обязательств государства, в том числе и по возмещению инвестиций в объекты федеральной собственности. При этом «Росморпорт» должен решать вопросы взаимодействия с органами исполнительной власти по получению разрешительной документации, осуществлять подготовку предложений по включению новых мощностей в Генеральную схему развития портов, а также оказывать техническое содействие в реализации инвестиционных проектов.

Большой порт «Санкт-Петербург»

В состав Большого порта «Санкт-Петербург» входят бывший Морской торговый порт, Лесной порт (Петролеспорт), причальные комплексы судостроительных и судоремонтных предприятий, комплексы портов «Ломоносов» и «Кронштадт». В данный момент порт насчитывает 70 причалов, способных принимать суда с осадкой до 11 м и перерабатывать все виды грузов.

По объему переработки грузов Большой порт «Санкт-Петербург» занимает второе место в России (за 2003 г. в порту переработано 42,1 млн. т), уступая лишь Новороссийску. Ежегодный прирост грузооборота порта предусмотрен на уровне 3–4 млн. т и к 2010 г. он должен составить 63 млн. т грузов, которые будут обрабатываться уже на 99 причалах.

Развитие Большого порта осуществляется в соответствии с Генеральной схемой, разработанной в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива». Схема предусматривает завершение строительства комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений и развитие портовых терминалов — прежде всего Петербургского нефтяного, Балтийского балкерного и контейнерного на территории Петролеспорта. В связи с этим предпринимаются шаги для реконструкции главного и некоторых второстепенных фарватеров порта.

В период 2005–2006 гг. планируется выполнить дноуглубительные работы по реконструкции главного фарватера, включающего Кронштадтский корабельный фарватер и Санкт-Петербургский морской канал. По данным ФГУП «Росморпорт», по окончании работ ширина главного фарватера составит не менее 140 м, а глубина не менее 13 м. Ввод в действие нового судопропускного сооружения обеспечит непрерывное движение через него судов с осадкой до 5 м, минуя главный фарватер.

До 2007 г. планируется также осуществить проектирование и строительство морского пассажирского терминала на западном побережье Васильевского острова. Все эти меры в совокупности позволят увеличить судооборот и грузооборот порта на 20–30%.

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» при участии компаний-инвесторов — ОАО «Уралкалий» и ОАО «Петербургский нефтяной терминал» — осуществляет мероприятия по проектированию реконструкции главного фарватера и созданию ближнего отвала грунта. Но вопрос о выделении федеральных средств на эти цели пока находится на стадии рассмотрения.

Важное место порту уделено и в Концепции генерального плана развития города. В соответствии с Генпланом новые терминалы морского транспорта разместятся на Канонерском острове, в Купеческой гавани Петродворца, в Ломоносове, в районах Бронки и Горской у южной и северной оконечностей КЗС.

«Морской порт Санкт-Петербург»

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» — крупнейшая группа стивидорных компаний, созданная на базе Ленинградского морского торгового порта. В июне этого года произошла смена собственника, и количество дочерних стивидорных компаний сократилось с семи до четырех. Компании группы занимают большую часть территории и причального фронта Большого порта — 33 причала, складскую площадь более 500 тыс. кв. м. Теперь собственниками порта являются металлургическая компания Jysk Stalindustri (50,01%), действующая в интересах Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), КУГИ Санкт-Петербурга (28,79%) и Минимущества России (20%).

Основу грузооборота ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» составляют экспортные грузы: минеральные удобрения, черные и цветные металлы, контейнеры.

«Петербургский нефтяной терминал»

Нефтеналивной район Морского торгового порта «Санкт-Петербург» существует с конца XIX в. В советские времена основной задачей нефтебазы порта являлась бункеровка судов прежде всего Балтийского морского пароходства. После распада Советского Союза в Северо-Западном регионе практически не осталось нефтеперевалочных мощностей, поскольку прежде основные средства вкладывались в порты стран Балтии и в первую очередь в нефтеналивные комплексы Вентспилса, Клайпеды и Таллинна.

В 1992 г. Правительство РФ приняло предложение мэрии Петербурга о создании современного нефтеналивного терминала в порту с целью снижения стоимости транспортировки российских нефтепродуктов. С января 1996 г. оператором проекта стало образованное специально для его осуществления ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» («ПНТ»). Для его создания задействовали выработавшие свой ресурс мощности старой бункеровочной базы порта. Строительство было разбито на 5 очередей.

Перевалочный пункт расположен в юго-западной части морской гавани Петербурга на площади 33,8 га. В порту «Санкт-Петербург» терминал является основным оператором по перевалке и хранению темных и светлых нефтепродуктов, предназначенных на экспорт. Также оказываются услуги по бункеровке судов.

На сегодняшний день «ПНТ» располагает современным резервуарным парком емкостью 214 тыс. куб. м, предназначенным для хранения широкого ассортимента нефтепродуктов. У предприятия есть пять железнодорожных эстакад для слива нефтепродуктов, два причала для приема морских танкеров, бункеровочный и два речных причала. В этом году на терминале построены еще два причала для обработки морских и речных танкеров.

Летом 2002 г. была завершена третья из пяти очередей строительства, предусмотренных программой «Расширения ПНТ 1996–2005 гг.», в настоящее время близится к завершению четвертая очередь. В результате реализации данной программы пропускная способность терминала должна увеличиться до 15 млн. т в год. Кроме того, в перспективе предполагается увеличение резервуарного парка до 350 тыс. куб. м, расширение номенклатуры перерабатываемых грузов и строительство дополнительной железнодорожной эстакады.

Порт «Ломоносов»

Согласно программе развития Большого порта «Санкт-Петербург», в Ломоносове предусмотрено строительство морского торгового порта для перевалки генеральных грузов. Проект предусматривает строительство контейнерного и рефрижераторного терминалов, а также терминала по перегрузке металлов. Новые портовые мощности должны разместиться восточнее уже существующего военного порта «Ломоносов» рядом с морским каналом шириной 80 м и глубиной 7 м.

Реализацией проекта занимается ЗАО «Янтарь», которому в 2003 г. было передано право на проектирование и строительство морского торгового порта в городе Ломоносов. ЗАО «Янтарь» получило в аренду на 49 лет земельный участок под строительство на инвестиционных условиях. На сегодняшний день подготовлено и согласовано ТЭО строительства нового порта.

Стоимость проекта оценивается в $210 млн. При этом часть построенных объектов порта будет передано в федеральную собственность, а затраты на их строительство компенсированы. Планируется, что объем перерабатываемых грузов 1 очереди порта составит 2,08 млн. т в год, в перспективе он должен подняться до 6 млн. т.

В настоящий момент такие планы кажутся не слишком обоснованными, поскольку так и не решен вопрос использования портовых комплексов, находящихся в ведении Ленинградской морской военной базы, в гражданских целях. Существующий сегодня в Ломоносове порт по-прежнему принадлежит МВФ России, и для его дальнейшего развития необходимо предоставление порту статуса двойного назначения.

Cанкт-петербургский речной порт

Санкт-Петербургский речной порт (СПбРП) был создан в 1923 г. и входил в состав Северо-западного речного пароходства. Основным направлением деятельности была поставка в город минерально-строительных материалов.
В 1998 г. порт разделили на два предприятия: Ленинградский речной порт, которому отошло производство песка и все добывающие мощности, и Санкт-Петербургский речной порт, в ведении которого остались причалы, обеспечивающие хранение и перевалку строительных материалов, что позволило в полном объеме развивать стивидорное направление деятельности. В апреле 2003 г. оба порта вошли в состав Группы ЛСР — крупнейшего строительного холдинга Северо-Западного региона России, специализирующегося на строительстве и производстве строительных материалов.

Однако, помимо перевалки грузов, непосредственно связанной с основной деятельностью группы, новое руководство СПбРП планирует развивать и новые, транспортные направления бизнеса. По данным компании, совместно с Северо-Западным регионом пароходство СПбРП планирует открыть контейнерную линию «Роттердам — Санкт-Петербург». Для открытия линии порт провел модернизацию парка автопогрузчиков и кранового оборудования, существенно расширил клиентскую базу.

Порты Ленинградской области

До начала 1990-х гг. на территории Ленинградской области существовал всего один порт — «Выборг», — являющийся, скорее, вспомогательным, поскольку его грузооборот едва превышал 1 млн. т в год. Позднее из состава порта был выделен грузовой район, расположенный на острове Высоцкий, ставший портом «Высоцк», специализирующимся на экспорте угля и железорудных окатышей.

Поворотным моментом в истории портовой деятельности на территории Ленинградской области стал 2001 г., когда состоялся пуск первой очереди нефтяного терминала в порту «Приморск» и запуск угольного терминала в порту «Усть-Луга».

В генеральную схему развития портового комплекса Ленинградской области вошли два уже давно существующих порта («Выборг» и «Высоцк») и два новых («Приморск» и «Усть-Луга»). К 2007 г. их общий грузо-оборот по сравнению с 2001 г. должен увеличиться с 4,3 млн. т до 92,7 млн. т в год. К 2010 г. ежегодный грузооборот областных портов предполагается довести до 134,6 млн. т. Наибольший прирост, в 86 млн. т,должна обеспечить перевалка нефти и нефтепродуктов в порту «Приморск», а также грузооборот в 35 млн. т в многофункциональном порту «Усть-Луга».

Ожидаемый объем грузооборота портов Ленобласти по итогам 2004 г. должен превысить 50 млн. т, что больше, чем у санкт-петербургского порта. При этом доля областных грузов в портах не превышает 10%, основной груз является транзитным.

Порт «Приморск»

В период существования СССР порт «Приморск» являлся военно-морской базой Ленинградского военного округа. Строительство порта по решению Правительства РФ было начато в апреле 2000 г.,а открытие состоялось в конце декабря следующего года.

В настоящее время порт находится в собственности ОАО «АК «ТРАНСНЕФТЬ» и специализируется на импорте сырой нефти в страны Западной Европы, Африки и США. Грузооборот порта вырос с 12,3 млн. тв 2002 г. до почти 45 млн. т в нынешнем году. После завершения строительства двух причалов по отгрузке сырой нефти и темных нефтепродуктов, начатого в 2004 г., ежегодный грузооборот порта сможет увеличиться до 90 млн. т.
В данный момент компанией ОАО «АК Транснефтепродукт» ведется проектирование терминала по отгрузке светлых нефтепродуктов и подготовка к строительству четырех причалов для обработки светлых нефтепродуктов. Планируемый грузооборот 1-й очереди должен составить 7,6 млн. т,2-й и 3-й очереди — 16,4 и 24,6 млн. т соответственно.

До 2010 г. запланировано строительство транспортной развязки с нефтеперегрузочными железнодорожными комплексами по светлым и темным нефтепродуктам мощностью до 25 млн. т в год и строительство нефтеперегонного завода до 10 млн. т. Кроме этого, компанией ОАО «НК Роснефть» предусмотрено развитие на территории порта дополнительных терминалов по отгрузке темных и светлых нефтепродуктов мощностью до 30 млн. т в год.

Порт «Выборг»

Развитие выборгского порта не предполагает наращивания грузооборота, он останется на уровне 1 млн. т в год. Помимо перевалки ограниченного объема насыпных, навалочных и генеральных грузов, порт в перспективе увеличит прием пассажирских судов и будет переориентирован на экологически чистые грузопотоки. Для этого в настоящее время в порту ведутся работы по дноуглублению и ремонту двух причалов.

Порт «Высоцк»

Порт «Высоцк» состоит в настоящее время из двух портовых комплексов: многофункционального ЗАО «Морской торговый порт «Высоцк», использующийся в основном для перевалки угля, и построенного в июне 2004 г. специализированного нефтепродуктового терминала ОАО «РПК-Высоцк-Лукойл-II». Оба комплекса работают в рамках единого порта, но с собственной портовой структурой.

Строительство нефтепродуктового терминала в «Высоцке», который завершила НК «Лукойл», в корне изменило специализацию порта, ранее ориентированного на обработку сухих грузов. В перспективе планируется развитие распределительно-перевалочного комплекса по перекачке нефтепродуктов до 12 млн. т в год.
Угольный терминал в ЗАО «Высоцкий морской торговый порт» будет модернизирован, что позволит увеличить перевалку навалочных грузов к 2007 г. до 7 млн. т, тогда как по предварительной оценке в прошлом году порт обработал около 3,6 млн. т.

Порт «Усть-Луга»

В Лужской губе (Юго-Западная часть Финского залива) строится порт «Усть-Луга», который будет специализироваться на хранении и перегрузке угля, генеральных, навалочных, лесных грузов и контейнеров. Строительные работы порта «Усть-Луга» начались в 1997 г. Заказчиком-застройщиком порта является ОАО «Компания «Усть-Луга», выступающее, скорее, координатором по привлечению инвестиций в строительство порта.
Принципиальным отличием этого портового комплекса от других является наличие бюджетного финансирования не только акватории, но и гидротехнических сооружений.

Приток значительных частных инвестиций начался в 2003 г., тогда в строительство порта было вложено около 1 млрд. руб. В 2004 г. объем частных инвестиций возрос почти в три раза.
Изначально грузооборот порта планировался на уровне 35 млн. т в год, достичь которого предполагалось к 2010–2012 гг. Общий объем инвестиций в проект оценивался примерно в $1 млрд., в том числе частных инвестиций — $600 млн.

В процессе строительства терминалов и появления инвестиций в развитие железнодорожных подходов к порту проектная мощность портового комплекса была пересмотрена. К 2007 г. в порту «Усть-Луга» теперь планируется переваливать до 50 млн. тразличных грузов ежегодно.

Согласно Генеральной схеме развития порта, на площади более 800 га предполагается создать 11 перегрузочных комплексов, среди которых контейнерный с грузооборотом 1 млн. TEU, лесной — 1,1 млн. т, зерновой — 2,2 млн. т, комплексы наливных — 5,5 млн. т, генеральных — 4,5 млн. т и скоропортящихся — 0,6 млн. т грузов, а также буркеровочный комплекс грузооборотом 2 млн. т. В данный момент каждый из специализированных перегрузочных комплексов порта находится на стадии либо разработки, либо строительства.

К настоящему времени сдан в эксплуатацию пусковой комплекс угольного терминала с месячной отгрузкой 30–50 тыс. т.Введение в эксплуатацию первой очереди комплекса ежегодным грузооборотом 4 млн. т намечено на сентябрь 2005 г. На это же время запланировано завершение универсального перегрузочного комплекса мощностью 1,8 млн. т в год, предназначенного для обработки генеральных грузов. В 3 квартале 2006 г. в порту «Усть-Луга» планируется запустить терминал по перегрузке минеральных удобрений с ежегодным грузооборотом 2 млн. т.

Кроме того, «Компания «Усть-Луга» начала строительство в одноименном порту 1-й очереди нефтяного терминала мощностью 2 млн. т, стоимость строительства которой составляет $30–35 млн. «Строительство ведется за счет собственных средств «Компании «Усть-Луга», а в дальнейшем мы будем ориентироваться на финансового партнера, имеющего опыт по перегрузке нефтепродуктов», — сказал генеральный директор ОАО «Компания «Усть-Луга» Валерий ИЗРАЙЛИТ.

В перспективе мощность терминала может быть увеличена по различной номенклатуре нефтепродуктов (включая нефтехимию) до 10 млн. т. Стоимость второй очереди оценивается в $110–120 млн.

В 2006 г. начнет работать автомобильно-железнодорожная морская переправа «Усть-Луга — Балтийск — порты Германии».

«Моби Дик»

Морской торговый комплекс в Кронштадте расположен в западной части острова Котлин в гавани Литке. В настоящее время на территории кронштадтского порта, являющегося частью Большого морского порта «Санкт-Петербург», возведен и работает контейнерный терминал «Моби Дик» мощностью 75 тыс. TEU. Это первая очередь комплекса, в строительство которой инвесторы вложили $10 млн. Она была завершена в 2002 г. В результате — построен 150-метровый причал, подходной канал, позволяющий принимать суда с осадкой в 7 м, склад для хранения контейнеров, пункт пропуска для работы таможенных, пограничных и прочих контрольных служб. Загрузка мощностей на сегодняшний день достигает 90%.

С 1997 г. по инвестиционному договору с правительством Петербурга работу по реализации проекта за счет собственных и привлеченных средств ведет компания «Моби Дик» — дочерняя структура европейской компании-судовладельца Containerships, действующей на рынке морских контейнерных перевозок. Инвестиционная программа компании «Моби Дик» по освоению территории порта «Кронштадт» рассчитана до 2010 г. и предполагает вложение в общей сложности $100 млн. Площадь перегрузочного комплекса составит более 15 гектаров. В перспективе предусматривается расширение причального фронта до 450 м, чтобы была возможность принять 4 судна одновременно, дноуглубление подходных каналов и строительство складских площадок.

Containerships планирует к 2008 г. значительно увеличить мощности терминала «Моби Дик» до 500 тыс. TEU в год. В планы компании входит поэтапное увеличение объемов перевалки контейнерных грузов. К концу 2007 г. намечено увеличить мощность терминала до 200 тыс. единиц или 350 TEU. Таким образом, в течение ближайших четырех лет предполагается десятикратное увеличение объемов перевалки контейнеров. В настоящее время на терминале обрабатываются суда только Containerships, однако в дальнейшем, возможно, будут рассмотрены предложения и других компаний.

Генеральный директор Containerships Ltd и председатель совета директоров компании «Моби Дик» Киммо НОРДСТРЕМ настроен крайне оптимистично: «Объем петербургского рынка и темпы его роста позволяют реализовывать эти планы. Мы рассчитываем, что в течение 10 лет петербургский контейнерный рынок вырастет до 2,5 млн. TEU. К 2008 г. мы планируем занять 30% петербургского рынка. В своих расчетах мы исходим из того, что ПКТ способен переваливать 800 тыс. TEU, «Петролеспорт» к этому времени предполагает увеличить мощности до 300 тыс. TEU».

Порт в бухте Батарейная

Проект строительства терминала нефтепродуктов мощностью до 8 млн. т в год в бухте Батарейная был разработан еще в 1996 г. На реализацию этого проекта «Сургутнефтегаз» получил освобождение от таможенных платежей импорта нефти на общую сумму до $200 млн. В 1997 г. прошла официальная церемония закладки порта и проведен подготовительный этап, который, по разным заявлениям, оценивался в $35 млн.

В октябре этого года ОАО «Сургутнефтегаз» вновь заявило о своих намерениях в 2008 г. приступить к строительству нефтеналивного порта в бухте Батарейная. По словам Владимира БОГДАНОВА, генерального директора нефтяной компании, строительство начнется после завершения проекта строительства комплекса гидрокрекинга на площадке Киришского НПЗ. Новый терминал будет ориентирован не на мазут, как предполагалось ранее, а на светлые нефтепродукты.

При этом глава менеджмента ОАО «Сургутнефтегаз» подтвердил, что компания сохраняет интерес к проекту строительства терминала в «Приморске» и в данный момент подсчитывает затраты на его реализацию.

По мнению специалистов «Ленмор-НИИпроекта», порт в бухте Батарейная начнут строить только после того, как будут исчерпаны потенциальные возможности «Приморска».

Начальник отдела портовых услуг ЗАО «Евросиб СПб — Транспортные системы» Александр ГАЛИН считает, что в российской части Балтийского моря в настоящее время все же остро ощущается нехватка специализированных портовых комплексов. «В частности, есть острый дефицит мощностей для обработки навалочных грузов (крытого и открытого хранения), нефтеналивных, отсутствуют специализированные терминалы для перевалки лесных грузов, контейнерные терминалы. Необходим незамедлительный запуск проектов по строительству новых комплексов и модернизации существующих, что потребует значительных инвестиций. Поэтому темпы модернизации во многом зависят от создания властями благоприятного инвестиционного климата в регионе».

С точки зрения Александра Галина, российским портам на Балтике необходима техническая и технологическая модернизация, что подразумевает развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ в порт и из порта импортно-экспортной продукции.

Дата: 25.02.2005
Ольга Кондырева, Ольга Зиемеле
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!