Лифтовое хозяйство города: проблемы и перспективы

1 стр. из 1

О состоянии петербургских пассажирских лифтов, если они не новые или не находятся в подъездах, охраняемых консьержами, можно снимать документальный фильм ужасов. Срок работы многих из них давно перевалил за четверть века нормальной эксплуатации. Что же собой представляет современное лифтовое хозяйство Санкт-Петербурга?

Самый старый лифт

Питерский лифт считается самым старым в России. Известно, что еще в конце XIX в. российский император Александр III заказал за границей и установил в Зимнем дворце лифт фирмы «Отис». Во многих дореволюционных домах, как особняках, так и в доходных, сохранились и эксплуатируются до сих пор лифты старинной работы. И, как ни странно, особое беспокойство вызывают не они, а отечественные массового производства, изготовленные и установленные 30–40 лет назад.

Впрочем, более подробно о питерском социальном транспорте рассказал в беседе с нашим журналистом начальник отдела по надзору за лифтами и эскалаторами Управления Северо-Западного округа Гостехнадзора России Виталий Постников:

— В Санкт-Петербурге и Ленобласти насчитывается более 40 тыс. единиц оборудования (39 700 в городе и 3 429 в области). Из них 78% действуют в жилищном секторе, 17% — на промышленных предприятиях, около 3% — в медицинских учреждениях, 0,6% — в гостиницах, 0,1% — на торговых и других объектах. При этом нужно отметить, что не всё лифтовое оборудование ставится на учет, например лифты в собственных загородных домах, которые не всегда регистрируются. Профилактику и ремонт этого оборудования владелец осуществляет по собственному усмотрению, привлекая различные ремонтно-строительные управления.

— Какие документы регулируют «срок жизни», профилактический и капитальный ремонты, замену лифтов?

— До вступления в силу технических регламентов существует и действует ГОСТ 22011-95, где прописаны технические условия эксплуатации пассажирских и грузовых лифтов. Для всех типов этого оборудования (вне зависимости от назначения) гарантийный срок эксплуатации составляет 25 лет. По истечении данного срока каждый лифт должен пройти техническую экспертизу, по результатам которой принимается соответствующее решение: будет производиться модернизация или же замена новым оборудованием.

— Нормативные сроки эксплуатации нарушаются сплошь и рядом. Но кроме этого, наверно, существуют и другие причины, оказывающие негативное влияние на безопасную и бесперебойную работу лифтов?

— Конечно, кроме нарушения нормативных сроков эксплуатации существует еще несколько основных причин, назову их: непринятие достаточных мер по оборудованию лифтов устройствами безопасности, эксплуатация лифтового оборудования без наличия двухсторонней переговорной связи и диспетчерского контроля, неудовлетворительные организация и осуществление производственного контроля, отток из лифтовой отрасли высококвалифицированных специалистов-электромехаников по лифтам, недостаточное финансирование нашей отрасли.

Зачем тогда так планировали?

Да, о неудовлетворительном состоянии лифтового хозяйства в Санкт-Петербурге знают «наверху» и часто говорят об этом.

Например, в октябре прошлого года заместитель председателя Комитета по содержанию жилищного фонда (КСЖФ) Валерий Волоснов на депутатских слушаниях в Мариинском дворце сообщил, что на реконструкцию, модернизацию и текущий ремонт лифтового хозяйства города в 2004 г. требовалось 604 млн. руб. Между тем в проект бюджета на 2004 г. на эти цели было заложено всего 142 млн. руб. По его словам, если эта сумма не будет кардинально увеличена, то всё, что удастся сделать на эти средства, это отремонтировать по 2–3 лифта в каждом районе. В. Волоснов тогда же напомнил, что ЗакСом Санкт-Петербурга принята программа «Реконструкция и модернизация лифтов» до 2013 г. Согласно этой программе, должны производиться расчеты по ежегодному финансированию. Однако Управление финансирования жилищно-коммунального хозяйства ведет свои расчеты, и его цифры оказались более чем на 4 порядка ниже запланированных. (Справедливости ради надо отметить, что после депутатских слушаний управление несколько увеличило бюджетную сумму. А.К.).

В жилищном фонде Санкт-Петербурга 32% лифтов выработали свой ресурс и требуют полной замены или модернизации. За 1998–2002 гг. отремонтировано 536 лифтов, что в среднем составило 39% ежегодной потребности. По расчетам специалистов КСЖФ, на приведение в нормативное состояние лифтов требуется около 16,6 млрд. руб.

Спрашивается: если депутаты знали, что их программа «Реконструкция и модернизация лифтов» не будет обеспечена финансами, зачем было планировать. Отчитаться и красиво помечтать — дело одно, а обнадеживать и потом обманывать — совсем другое.

Начальник отдела по надзору за лифтами и эскалаторами Управления Северо-Западного округа Гостехнадзора России В. И. Постников справедливо сетует на то, что с 1985 г. численность механиков, обслуживающих лифты, сократилась примерно в 8 раз. И тем не менее после того как его спросили: «Хватит ли у отрасли сил, чтобы выполнить объемы работ согласно программным планам?», ответил:

— На сегодняшний день предприятий, которые способны качественно выполнять эти работы, прямо скажем, не очень много. В то же время, зная все монтажные организации, зная их возможности и их мощности, я думаю, что задачи, поставленные программой, вполне могут быть решены имеющимися средствами.

Ответ этот понимать надо так: люди сделают все, было бы финансирование.

Лифт — транспорт. Социальный…

Лифт часто называют подъемником, вертикальным транспортом. Но реже говорят о том, что лифт — еще и вид социального транспорта. Петербургские лифты ежедневно совершают свыше 50 млн. перевозок. И если мы все, попадая на городских улицах в пробку, говорим о транспортной проблеме, то проблема петербургских лифтов на первый взгляд не так заметна (работает, ну и хорошо), но от этого не менее значима.

Еще в начале прошлого года губернатор Валентина Матвиенко, озаботившись модернизацией петербургских лифтов, отметила, что проблему надо решать с помощью инвестора. Как известно, обслуживание лифтов приносит доход, соизмеримый с продажей лифтов.

Но такие материи мало заботят простого человека. Инвалиды и старики, мамы с маленькими детьми, больные и здоровые люди — практически все пользуются лифтами. Прибавим сюда медработников, представителей социальных служб и правоохранительных органов, вынужденных терять время, считая лестничные марши, — мы получим социальный аспект, который органически вписывается в перечень проблем, не решаемых государством.

И если лифты где-то днями по чьей-то вине не работают, то впору говорить о нарушении Конституции РФ, которая гарантирует нам свободу передвижения, а «лифты ее ограничивают»!..

Информация к размышлению

В середине лета 2004 г. на территории ЗАО «Предприятие ПАРНАС» прошло совещание НП Ассоциации «Петролифт». Были рассмотрены важнейшие вопросы, касающиеся дальнейшего развития лифтовой отрасли города. Результаты опубликованы в СМИ.

Выступавшие тогда обратили внимание, что в бюджетном проекте города на 2005 г. на модернизацию (реконструкцию) лифтов планируется сумма в 153 млн. руб. (в параметрах, указанных Комитетом финансов). До утверждения бюджета участники собрания направили в Комитет ЗакСа разработанную ими Программу модернизации лифтов на 2005 г.

На совещании было отмечено, что в городе работают по крайней мере три значительных специализированных завода: «Предприятие ПАРНАС», «ОТИС-лифт», «Стилкон» — вполне способные оперативно и в достаточном количестве производить и поставлять необходимые лифтовые узлы и запасные части для модернизации лифтового оборудования.

Однако петербургские лифтовики пришли к выводу, что кому-то выгодно покупать лифты у одного из подмосковных производителей. РСУ, обслуживающие лифтовое хозяйство города, отмечают, что испытывают давление при покупке запчастей для ремонта лифтов, — практически их заставляют обращаться к этому производителю, месяцами ждать заказанных деталей, а потом испытывать трудности с монтажом и эксплуатацией.

Позже состоялась встреча руководства Жилищного комитета и специалистов Управления Северо-Западного округа по технологическому и экологическому надзору (бывший Госгортехнадзор). Было отмечено, что каждый четвертый лифт, работающий в жилищном фонде, может остановиться, если проблема финансирования лифтового хозяйства Петербурга не будет решена в самое ближайшее время.

Также в целях встречи было решение вопроса об обеспечении безопасности функционирования лифтов Петербурга и модернизация городского лифтового парка. Главным вопросом, разумеется, являлось финансирование. Речь, в частности, шла о формировании в бюджете 2005 г. специальной строки, предусматривающей направление средств на реконструкцию лифтового хозяйства в необходимом объеме.

Затем состоялось утверждение бюджета на 2005 г. Дискуссию среди депутатов почему-то вызвала поправка… «о дополнительном финансирование городского лифтового хозяйства за счет средств Комитета по благоустройству», ряд других поправок…

Думаю, что проблема добротного и безопасного лифта, этого действительно социально необходимого для населения вида транспорта, в Санкт-Петербурге еще далека от своего разрешения…

Дата: 25.02.2005
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!