Задача — сохранить красоту

1 стр. из 1

В конце декабря в Этнографическом музее Санкт-Петербурга состоялась выставка «История и материя». Ее организаторами стали Генеральное консульство Италии и Институт внешней торговли Италии. В рамках выставки при участии Центрального реставрационного института и Управления по охране памятников администрации области Лацио (Италия) был проведен семинар, посвященный вопросам реставрации.

Первым выступил директор Центрального реставрационного института Адриано Массоне. Он сказал, что проводимые выставка и семинар являются первыми шагами в череде инициатив в области реставрации, которые будут предприняты российскими и итальянскими специалистами. Санкт-Петербург — город уникальной судьбы и прекрасной архитектуры. Многие великие итальянские зодчие приложили свои усилия для создания шедевров Северной столицы России. Адриано Массоне выразил надежду, что предпринимаемые инициативы смогут дать толчок более активному процессу реставрации памятников Санкт-Петербурга, а также более плотному сотрудничеству итальянских и российских архитекторов, плодотворному обмену опытом и совместной работе.

В ответном приветственном слове председатель КГИОП Санкт-Петербурга Вера Дементьева выразила благодарность организаторам выставки и семинара. По ее мнению, такие мероприятия очень важны для развития сотрудничества в сфере сохранения и управления исторического наследия. Опыт итальянских мастеров представляет значительный интерес для российских и, в частности, петербургских реставраторов, которым, в свою очередь, так же есть, что продемонстрировать своим коллегам. Вера Дементьева убеждена, что проводимые мероприятия положат основу для большого сотрудничества в будущем.

Затем с рассказом об истории и деятельности Центрального реставрационного института (ЦРИ) выступила доктор Джулия Таманти. В настоящее время это учреждение является ведущим реставрационным органом Италии и проводит работы в разных частях страны, а также в других государствах.

Центральный реставрационный институт был основан в Риме в 1939 г. В это время в Италии стала ощутима необходимость объединения и научного обоснования существовавших реставрационных методик. Отличительной особенностью ЦРИ стал принципиально новый подход к проблеме. Главной задачей было объединение реставраторов, археологов, историков искусства, а также физиков и химиков как для проведения теоретических и экспериментальных исследований, так и для обучения молодых специалистов.

Институт систематизировал имеющиеся и создавал новые реставрационные технологии. Одновременно проводились теоретические изыскания, ставившие работу, выполнявшуюся прежде фактически кустарным образом, на твердую научную основу. Параллельно новые методики апробировались на практике, в ходе работ по реставрации самых разнообразных объектов и предметов искусства. Еще одним направлением деятельности стала подготовка молодых профессиональных кадров. Для этого в том же 1939 г. при институте была создана первая в мире школа реставраторов. Фактически первый директор ЦРИ Чезаре Бранди сумел поднять реставрацию с уровня одного из ремесел до новой науки. Это был настоящий прорыв в этой области.

Книга Чезаре Бранди «Теория реставрации» неоднократно переиздавалась и была переведена на множество языков мира. Она стала практически общепризнанным учебником и основой научного подхода в этой сфере. Основные идеи, изложенные в этой книге, получили развитие в Хартии реставрации 1973 г. и стали базисом для всех реставрационных работ. Главные выдвигаемые принципы состоят в необходимости двойной оценки предметов искусства: с точки зрения исторической и художественной ценности; а также как научная основа ведения всех работ, которая только и способна обеспечить получение надежного результата.

Несмотря на прошедшие годы, основные задачи института остались прежние: совершенствование методик реставрации и научные изыскания для создания новых технологий материалов. Для решения последней задачи была создана специальная химическая лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием. Затем появились физическая, биологическая, экологическая лаборатории. Это позволило исследовать все возможные влияния и воздействия на объекты и предметы искусства, могущие вызывать разрушительный эффект. С 70-х гг. особую актуальность приобрели методики консервации и хранения.

Сегодня в состав института входят четыре основных службы (археологическая, художественно-историческая, архитектурная, преподавательская), обширный архив, огромная библиотека, а также 12 реставрационных мастерских, специализирующихся на различных видах деятельности. Школа реставраторов признана высшим учебным заведением. Осуществляется обширная издательская работа. Такой охват обеспечивает комплексное и органичное сочетание всех видов деятельности. Неслучайно поэтому созданный в Ксяне (Китай) реставрационный институт полностью повторяет идею и структуру ЦРИ.

Центральный реставрационный институт осуществил реставрационные работы множества предметов и объектов. Из наиболее крупных можно выделить: этрусские фрески в Тарквинии (IV в. до н. э.), маску из слоновой кости (IV в. до н. э.), редкие фрески VIII в. нижней церкви Санта-Мария ин Виа Лата, апсидальную мозаику базилики Св. Климента в Риме (XII в.), крипту в Ананьи (XIII в.), фрески монастыря Св. Схоластики (XIII в.), фрески Рафаэля (XVI в.)и многое другое. Специалисты института отреставрировали также произведения Караваджо, Джотто, Монтани, других великих художников.

Из самых масштабных проектов ЦРИ последнего времени можно выделить два: осуществлено комплексное планирование реставрации и консервации культурного наследия в Умбрии — это первый такой проект, охватывающий целую область; также создана «карта рисков культурного наследия», представляющая собой современный продукт синтеза самых различных данных о влиянии разнообразных факторов на исторические памятники.

После этого работники Центрального реставрационного института подробно рассказали петербургским коллегам о некоторых своих работах (цикл фресок в Сан-Пьетро ин Валле в Ферентилло, фасад замка семьи Каэтани(XIII в.), храм Мадонны ди Чибона в Аллумьере и др.).

Дата: 25.02.2005
Андрей Зюзин
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (77)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!