Главное — инициатива и умение строить отношение с партнерами

1 стр. из 1

Открытие подъездных путей к терминалу ОАО«ЛУКОЙЛ» — событие знаковое, потому что показывает: частно-государственное партнерство в области развития транспортной инфраструктуры осуществимо, если проект нужен инвестору и не противоречит интересам государства. По окончании «торжественной части» на вопросы журналистов ответил Вагит Алекперов, председатель правления компании «ЛУКОЙЛ».

–Cегодня мы присутствовали на завершении строительства инфраструктуры, связанной с терминалом «Лукойл-2» в Высоцке, совместным проектом ОАО «Российские железные дороги» и «ЛУКОЙЛА». Наша компания выступила как инвестор данного проекта, РЖД является заказчиком работ. У нас уже был накоплен опыт работы с ОАО «РЖД». Мы построили прекрасный терминал в Астрахани, где совместная работа дала возможность открыть южное направление транспорта нефти. Продолжаем строительство уникального терминала в Калининграде — сегодня там активно идет прокладка нового фарватера, который позволит в два раза увеличить объем тоннажа судов, способных подойти к терминалу. Сегодня завершилось строительство комплекса в Высоцке. Это не только подход, но и станция, а также уникальная инфраструктура для приема нефтепродуктов на новый порт. Новый фарватер позволит принимать в Высоцке «стотысячные» танкеры. Таким образом, создается российская инфраструктура для экспорта нефти и нефтепродуктов, и наша страна становится независимой от транзита через территории сопредельных государств. Проделана большая работа, и я хочу поблагодарить строителей и руководство АО «РЖД», потому что при отсутствии, как подчеркнулВ. И. Якунин, законодательной основы, мы смогли найти взаимопонимание, решить, как инвестировать деньги и как они будут возвращаться нашей компании. Накопленный опыт позволяет нам создавать инфраструктуру, а «РЖД» может не отвлекать на эти проекты свои средства. В целом, наши инвестиции по Высоцку и необходимой инфраструктуре составляют около $300 млн.

В. И. Якунин, первый вице-президент ОАО «РЖД»

Частно-государственное партнерство воплотилось в жизнь

— Главное, что продемонстрировано в ходе этой работы — слаженность и взаимопонимание между ОАО «РЖД» и компанией «Лукойл», и, безусловно, как всегда героическая работа наших строителей, генподрядчиков и субподрядчиков. Здесь представлена только часть той работы, которая должна быть завершена. Речь идет не просто о подъездном пути: невзирая на мнение о том, что пока недостаточно законодательного обеспечения, здесь воплотилось в жизнь частно-государственное партнерство. Оно строится в соответствии с соглашениями, которые были подписаны между нашими компаниями и которые имели целью наращивание перевозок через российские порты с использованием железнодорожной инфраструктуры. Мы будем последовательно продолжать эту работу. Содружество«ЛУКОЙЛА», ОАО «РЖД» и поддержка Правительства доказало, что мы способны реализовать крупные инфраструктурные объекты. Надеюсь, что в содружестве мы сможем и дальше развивать транспортную инфраструктуру, а железные дороги никогда не были тормозом в развитии экономики РФ. Они не стали тормозом и в этот раз. Мы будем, образно говоря, выполнять функцию локомотива.

Безусловно, у проекта было огромное количество противников, заинтересованных, чтобы у нас этой инфраструктуры не было. В 1997 г. контрольное управление Президента проверило выполнение Указа о развитии транспортировки грузов в прибрежной зоне ФЗ. Именно тогда получил толчок проект порта «Усть-Луга», Приморска не было даже в проекте. Однако во многих странах, в первую очередь в Балтии, зазвучали голоса, что мы, россияне, не способны создать экологически чистые порты. Приблизительно в то же время известный американский политолог г-н Бзежинский в одной из своих работ образно написал, что Россия, лишенная инфраструктуры морского транспорта (ведь лучшие и самые новые порты остались за рубежами России), не справится с этой проблемой и, как он образно говорил, замерзнет в темноте и льдах.

Сегодня мы находимся на берегу Финского залива, где видим прекрасные терминалы. Мы видим развитие инфраструктуры Высоцка, мы видим прекрасный порт для нефти в Приморске, видим корабли, которые грузятся углем в Усть-Луге. Это наш самый серьезный ответ на все сомнения и высказывания, которые раздавались в тот период времени. Реализация этого проекта — это поддержка и реализация Транспортной стратегии РФ, принятой в прошлом году Государственным советом. И неважно, что проект в Высоцке задумывался раньше, чем был принят этот документ, — это просто означает, что руководство «ЛУКОЙЛА», ориентируясь на развитие инфраструктуры в РФ, чуть раньше задумалось, как работать в будущем.

— Завершенный сегодня объект позволяет нам реализовать первый этап нашего проекта, то есть мощность терминала доведена этими инвестициями более чем до 5 млн. т.На следующий год, в первом квартале, будет введена вторая эстакада, уже проектируется и на следующий год будет начато строительство третьей эстакады. Мы надеемся, что совместно с ОАО «РЖД» к концу следующего года завершим полностью проект «РПК Высоцк», и его мощность достигнет 12,5 млн. т. Уверен, что создаваемая здесь инфраструктура позволит работникам не только в Ленинградской области, но и Западной Сибири и Урала более стабильно выполнять свои функции и быть независимыми от инфраструктуры, которая сдерживает объемы добычи нефти как в Западной Сибири, так и в целом в стране. Создание данной инфраструктуры, как и мощностей в Астрахани и Калининграде — воплощение планов по формированию компаний, которые будут способны реализовать цели, поставленные Президентом нашей страны В. В. Путиным, о создании связанной с экспортом нефти и нефтепродуктов через территорию РФ инфраструктуры.

Я хочу сказать слова благодарности руководству ОАО «РЖД» за участие в формировании данного терминала с первых дней. Мы лично вместе с В. И. Якуниным подписывали первый протокол, который и дал возможность реализовать данный проект здесь, в Ленинградской области. Также я благодарен руководству Ленинградской области и Санкт-Петербурга за условия, созданные нам при строительстве этого сложного проекта, в том числе связанного с отводными делами, прохождением госкомиссии, экспертиз, общественных слушаний. Все было сделано оперативно, и мы считаем, что предоставленные нашими партнерами льготы позволили нам в кратчайшие сроки выполнить и свои обязательства по отношению к Ленинградской области. В частности, финансирование социальных проектов.

Е. В. Басин, генеральный директор ЗАО «Трансстрой-Инжиниринг»:

Стройка не заканчивается с этим объектом

— Поздравляю строителей и проектировщиков с очередной победой, которая позволила в кратчайший срок и коротким путем обеспечить доступ нефти, добываемой «Лукойлом», к недавно построенному терминалу. Победа досталась непросто — действительно, здесь мы встретили весьма сложные технические условия. Впервые в России путь уложен практически по сваям, которые в числе нескольких тысяч забиты под земляное полотно пути. Достигнута эта победа благодаря слаженной работе инвестора — «ЛУКОЙЛА», заказчика в лице Октябрьской железной дороги и генеральных проектировщиков. Только такая работа, при которой одновременно ведутся проектирование, строительство и эксплуатация действующих путей, позволила задачу решить в короткие сроки. Мы надеемся, что это лишь первый этап, впереди еще один — обеспечить более мощный объем перевозок на 12 млн. т нефтепродуктов. Поэтому мы рассчитываем, что стройка не заканчивается с этим объектом, и строители не должны расслабляться. Будем в новом году готовиться к новым объектам. Я еще раз поздравляю вас с этой победой, хочу поблагодарить инвесторов и заказчиков за отважную работу и помощь, которую здесь нам оказывали в условиях действующего пути, пожелать новых успехов и новых объектов.

— Вагит Юсуфович, каковы основные «лакуны» нашего законодательства в регулировании частно-государственного партнерства, или при создании данного объекта в правовом поле «ЛУКОЙЛ» чувствовал себя вполне уютно?

— На сегодняшний день в стране создан весь необходимый набор законодательных актов, который позволяет активно вести хозяйственную деятельность на территории РФ, — речь идет практически обо всех отраслях. Могу об этом судить, потому что компания «ЛУКОЙЛ» работает во многих из них — в разработке углеводородов, транспортировке; у нас есть крупнейшие строительные подразделения и прочее, и прочее, и в законодательной базе мы не чувствуем недостатков. Сегодня главное — инициатива и умение строить отношения со своими партнерами, подрядчиками и субподрядчиками. Мы считаем, что приоритеты, которые отдаются созданию инфраструктуры на территории РФ, в том числе тарифная политика, дают возможность инвестору вкладывать деньги в создание таких уникальных комплексов, как «Лукойл-2» здесь, или наш терминал в Калининграде, которые отвечают всем современным требованиям как экологическим, так и технологическим.

— Какой объем предполагается отгрузить в 2005 году?

— Мы планируем отгрузить порядка 5 млн. т, может быть, чуть больше. Здесь же мы уже сегодня могли бы обеспечить грузопоток в 12,5 млн. т, но пока об этом сложно говорить. Нефтяная станция «Пихтовая» и путевое хозяйство по мощности позволяют принять этот объем. Но судить о возможностях магистралей в целом я не могу — это за пределами нашей компетенции. Надеюсь, что дополнительные условия, которые выдвинет РЖД, не будут связаны с большими финансовыми обременениями.Во всяком случае, работа, которую мы проделали сейчас вместе с РЖД, должна существенно сократить время на проход железнодорожных составов.

Начальник Октябрьской железной дороги В. В. Степов:

— Обсуждая развитие комплекса «ЛУКОЙЛ-2», мы проговаривали не только 12,5 млн. т, но и перспективную загрузку до 17 млн. т. Существует проблема подхода грузов к Петербургу — это проблема не только «ЛУКОЙЛА», но и в целом портов на берегу залива. Проблема будет решаться в зависимости от того, когда будет принято решение по устройству скоростного обхода Петербурга грузами, а этот проект зависит от многих факторов, и сегодня пока нет смысла оперировать цифрами. Мы планируем подписать с «ЛУКОЙЛОМ» общее соглашение, а затраты на усиление пропускной способности магистралей будут обговариваться этапными промежутками на основании дополнительных соглашений. Таким образом, мы не ставим палки в колеса, и сегодняшний объект — первый пример доброго сотрудничества. И мы, и «ЛУКОЙЛ» — компании социально ориентированные.

— Каким образом будет осуществляться поставка продукции в Китай?

— Пока на первый квартал предварительно согласована поставка порядка 400 тыс. т. Подготовлены соглашения с РЖД, и я надеюсь, что сразу после 15 января будет подписано соглашение как о развитии до 12,5 млн. т в Высоцке, так и по Китаю. Мы понимаем, что 400 тыс. т — объем для Китая минимальный, но его дальнейшее наращивание будет зависеть от экономики: той формулы цены, которая будет согласована с китайской стороной.

— Как будет осуществляться возвращение средств, инвестированных в инфраструктуру РЖД? И когда примерно окупятся вложения в пути?

— Есть несколько возможных вариантов компенсации: в частности, зачет платы за подключение к железнодорожной инфраструктуре. Думаю, что вскоре мы окончательно согласуем с Октябрьской железной дорогой форму, в которой это будет сделано. Никаких льготных тарифов на перевозку железная дорога нам не предоставляет, мы работаем по общероссийскому тарифу. Поэтому и основная выгода, которую получает компания — более удобные по стоимости условия перевалки через комплекс в целом. Если Петербургский нефтяной терминал оказывает нам услуги по перевалке исходя из тарифа 20 долларов за тонну, то здесь мы получаем порядка 6,5 долларов, в этом смысл. Поэтому в целом сроки окупаемости проекта «Лукойл-2» определить трудно: он не разбивается нами на отдельные части «порт» и «инфраструктура». Сроки окупаемости зависят от объемов перевалки, поэтому мы максимально приближаем время, когда сможем выйти на млн. т в месяц. При подсчете экономики объекта закладывалось три этапа — 3,5; 5 и 12 млн. т. При объеме 5 млн. т в год окупаемость проекта составит около 7,5–8 лет.

— Планируется ли перевалка «коммерческих» продуктов, то есть продукции других нефтяных компаний?

— Пока мы не рассматриваем этой возможности, потому что терминал построен под номенклатуру химической продукции нашей компании, то есть нефтепродуктов, а сырая нефть транспортируется по минимуму. В основном сегодня отсюда экспортируется вакуумный газойль и мазут. Всего компания экспортирует в месяц порядка одного млн. т нефтепродуктов, из них через Высоцк — порядка 350 тыс. т, и этот объем мы наращиваем постоянно.

— На днях «ЛУКОЙЛ» вышел на бензиновый рынок Санкт-Петербурга. Пожалуйста, прокомментируйте действия компании.

— Мы вчера окончательно подписали документы и произвели расчеты по приобретению 37 АЗС сети «БалтТрейд». В среднем, цена одной АЗС для нас составила около $600 тыс. Сделка была закрыта вчера, и мы считаем, что в кратчайшие сроки АЗС перейдут к нам в собственность — это зависит от оперативности местного руководства.

— Планируется ли «целевое» получение пятен для новых АЗС?

— Компания работает сегодня в конкурентной среде. Мы способны в конкурентных условиях добиться реализации проектов, которые компания считает для себя целесообразными и экономически эффективными. Если будет проводиться конкурс по распределению пятен на строительство АЗС в СПб, то мы будем в нем участвовать. Что касается нашего соглашения с правительством Петербурга, то мы выполняем взятые на себя обязательства, хотя из-за позиции антимонопольного комитета Санкт-Петербурга получить пятна целевым способом не смогли. К сожалению.

В. И. Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:

Большое событие для всей России

— Открытые сегодня подъездные пути, безусловно, делают комплекс терминала «Высоцк» более экономически выгодным, эффективным с точки зрения менеджмента, экологически выдержанным. Именно сегодня в соседнем для Петербурга регионе, Ленинградской области, появился законченный транспортный комплекс. Это большое событие не только для Ленобласти, но и для всего нашего региона, и, я бы сказала без преувеличения, для России. Приятно, что наши российские компании «Лукойл» и ОАО «Российские железные дороги» поддерживают друг друга, выстраивают финансовые и экономические взаимоотношения так, что это помогает развитию экономики и вселяет оптимизм в хорошее будущее России.

Хочется пожелать, чтобы все наши ведущие компании так же активно инвестировали в инфраструктуру и экономику: мы все еще оглядываемся на западных инвесторов и ждем, когда они придут к нам. Конечно же, хорошо, когда западные инвестиции приходят к нам, но главное важнее добиться того, чтобы в собственную страну инвестировали компании российские. Хочу лично поблагодарить за этот мощный проект и президента НК «Лукойл» В. Ю. Алекперова, и присутствующего сегодня здесь первого вице-президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина. АО «РЖД» является стратегическим партнером Санкт-Петербурга, у нас много крупных проектов, и мы будем развивать наше сотрудничество и дальше. Также хочу поблагодарить строителей, проектировщиков, рабочих, инженеров — всех, кто вложил свой труд в этот замечательный проект. Спасибо всем за сегодняшний замечательный праздник.

— В. И. Якунин отметил, что у проекта было немало противников… Кто они?

— Мы никогда не ищем врагов. Противодействие было, конечно. Сам проект сложен, и имелись немалые пререкания по вопросам экологии, пока все требования не были учтены в проекте. Вы знаете, что строительство «РПК Высоцк» финансируется за счет займа ОПИК. Департамент финансов правительства США провел дополнительную экологическую экспертизу проекта, которая подтвердила его безопасность — к нашей радости… Сегодня здесь внедрены многие уникальные технологии. В частности, строительство резервуарного парка ведется одной из крупнейших инжиниринговых компаний «Флер Даниэль». Все резервуары, которые вы видите, выполнены по технологии «стакан в стакане». Считаю, что эти затраты оправданы — Балтийское море ранимое, и для его безопасности мы применим все технические решения, наработанные в мире.

В. А. Грачев, глава Комитета по экологии Государственной Думы РФ

Увеличить ВВП не в два, а в двадцать раз

— Не секрет, что многие иностранные государства пытаются представить Балтийское море как внутреннее море Евросоюза. Этого нет и не будет: это всегда будет море, в котором Россия будет присутствовать, и я как член межпарламентской ассамблеи Совета Европы заявлял и буду заявлять: мы не позволим, чтобы России указывали: «здесь плыви, а здесь не ходы». Не будет этого!

Сегодня мы стали свидетелями еще одного важнейшего дела компании «Лукойл». Известно, насколько важно обеспечение экологической безопасности при транспортировке нефти, и я должен сказать, что «Лукойл» является образцом во всех отношениях с точки зрения экологии. Я сам лично был на платформе Д-6, на которую много общественных нападок, в том числе со стороны журналистов, явно подкармливаемых с запада. Был я и в Коми,в Нарьян-Маре, и на Каспии, где впервые в России применено бессбросовое бурение. «Лукойл» — компания которая действенно продолжает дело, начатое Петром Великим. Думаю, что если все российские производственные компании будут работать так же, мы сможем увеличить наш ВВП не только в два, а в двадцать раз.

Дата: 14.03.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 1 (36)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!