Казанское метро: вовремя и качественно

1 стр. из 1

Столица Татарстана Казань — динамично развивающийся миллионный город с колоссальным объемом ежедневных пассажирских перевозок, поэтому представить себе его существование без метрополитена в самом ближайшем будущем будет невозможно.

В 1986 году было разработано технико-экономическое обоснование со схемой из трех линий общей протяженностью 46 км.
Решение же о строительстве метро было принято Президентом России в   1996 году. Финансирование началось через год. В день начала строительства метрополитена 27 августа 1997 года на пл. Тукая была установлена памятная ротонда.

Строительство метрополитена является одним из значимых объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию к празднованию тысячелетия г. Казани. В январе 2000 года была создана государственная комиссия по празднованию тысячелетия г. Казани, которую возглавил президент России В. В. Путин. В ноябре 2002 года Президент подписал поручение №2028 Правительству Российской Федерации и Кабинету министров Республики Татарстан принять решения, обеспечивающие строительство и пуск первого участка первой линии метрополитена в г. Казани в 2005 г., и выделение средств на основе технологически обоснованной потребности на 2003–2005 годы в сумме 12,53 млрд. рублей, в том числе в 2003 году — 3,5 млрд. рублей, в 2004 году — 4,67 млрд. рублей, в первом полугодии 2005 г. — 4,36 млрд. рублей.

Проходка тоннелей — это самый трудоемкий и продолжительный вид работ. Всего по проекту необходимо построить около 12 км тоннелей закрытым способом и около 5 км — открытым. Проходка первого тоннеля на перегоне от станции «Суконная слобода» до станции «Пл.Тукая» была начата 22 мая 2000 года тоннелепроходческим комплексом фирмы «Ловат». В настоящее время построено более 9 км закрытым способом и более4 км  — открытым. 

Продолжается строительство притоннельных сооружений: вентиляционных узлов и водоотливных установок, производится устройство верхнего строения пути и монтаж тоннельных конструкций кабельных линий электромеханических устройств и т. д.

В настоящее время полностью основаны все базовые строительные площадки в плане инженерного обеспечения станций. Для строительства тоннелей задействованы три современных комплекса канадской фирмы «Ловат» «Сююмбике», «Ольга и «Полина» со скоростью проходки до 300 метров в месяц, один комплекс немецкой фирмы «Вирт Алтынчеч» и один комплекс отечественного производства из г. Алматы.
В состав пускового комплекса входят 5 станций, в том числе 4 станции мелкого заложения и одна надземная расположена на метромосту.

Станция «Горки» расположена в Приволжском районе по ул. Р. Зорге напротив торгового комплекса, что на ул. Родина.Это позволит организовать доставку пассажиров из жилого микрорайона Азино и микрорайона Горки. Сегодня здесь завершены 55% всех работ. По плану в декабре будут завершены строительно-монтажные работы на станции, продолжатся отделочные работы и монтаж оборудования.

Станция «Аметьево» наземного исполнения расположена на метромосту над оврагом, с одной стороны которого находится железнодорожная насыпь высотой до 12 метров, а с другой стороны — жилой массив Танкодром. Такое расположение станции позволяет организовать доставку пассажиров к пригородным поездам восточного и западного направлений, тем самым разгрузить ж/д вокзал, а по оврагу будет проложена современная автотрасса соединяющая Оренбургский тракт и ул. Гвардейскую. Сегодня здесь выполнено более 80% основных строительных работ. Завершен монтаж металлоконструкций метромоста станций. Ведется бетонирование основных конструкций вестибюлей. Срок завершения строительно-монтажных работ — декабрь этого года.

 Станция «Суконная слобода» расположена на пересечении крупных транспортных магистралей — ул. Петербургской (бывшей ул. Свердлова) и Эсперанто. Это позволит осуществить доставку пассажиров из жилых массивов южной части города. В непосредственной близости от станции находится спортивное сооружение баскет-холл и зона отдыха на озере Кабан. Общестроительные работы практически завершены, начинается обратная засыпка, монтаж оборудования и благоустройство территории.
 
Примерно на той же стадии строительство станции «Площадь Тукая». Она расположена в Вахитовском районе г. Казани вблизи от одноименной площади. Северный вестибюль примыкает к существующему городскому подземному переходу с выходом на ул. Пушкина. Сегодня здесь завершаются общестроительные работы и начинается монтаж оборудования.

Станция «Кремлевская» расположена на освобожденном от застроек участке под ул. Профсоюзной в районе Казанского кремля и представляет собой крупный транспортный узел, так как у Кремля находится мостовой переход через реку Казанку, связывающий северную промышленную зону города и крупные жилые районы заречья с центром и юго-восточной частью города. Общестроительные работы выполнены на 65%. Срок сдачи строительно-монтажных работ — январь 2005 года.

Сдача «под ключ» всех станций намечена на июнь 2005 года!

На строительстве электродепо метрополитена выполнен монтаж металлоконструкций отстойно-ремонтного корпуса и начато строительство административного корпуса, по мере готовности сооружений они будут сдаваться под монтаж оборудования. Объем выполненных работ превышает 60%. Срок окончания строительства, монтажа оборудования и пусконаладочных работ — июнь 2005 года.
Для инженерного комплекса приобретено существующее 8-этажное здание по ул. Эсперанто в непосредственной близости от ст. «Суконная слобода».

Создано эксплуатационное управление — Казанский метрополитен.

Коренным переломным моментом в ходе строительства пускового комплекса стал 2003 год. Если по состоянию на 1 января 2003 года с начала строительства при сметной стоимости 14,3 млрд. рублей были выполнены объемы работ на 1,3 млрд. рублей, только за один 2003 год выполнение составило 2,3 млрд. рублей, которое было обеспечено финансированием. А за 10 месяцев 2004 года выполнение составило 3,8 млрд. рублей.

Общестроительные работы выполнены более чем на 65%, оставшиеся 35% приходятся в основном на устройство верхнего строения пути, отделочные работы на станциях и благоустройство территории. При этом на первый план выходит обеспечение финансирования на закупку оборудования.

В настоящее время на основе открытых конкурсов заключены договоры на поставку оборудования для метрополитена. Основные поставщики — предприятия и заводы Санкт-Петербурга и Москвы. Это устройства автоматики, сигнализации и связи, силовое электро-оборудование и устройства пассажирской авто-матики, вентиляции, водоснабжения, теплоснабжения и др. Общая сумма заключенных контрактов составляет 2,1 млрд. рублей, при этом оплачено на 1 декабря 2004 года 0,3 млрд. рублей.

Кроме того, заключен контракт на поставку подвижного состава с ООО «Группа Дедал» (г. Москва) на сумму 0,8 млрд. рублей, проплачено только 0,2 млрд. рублей.

Для завершения строительства пускового комплекса и безусловного ввода в эксплуатацию Казанского метрополитена в августе 2005 года к тысячелетию г. Казани,необходимо обеспечить финансирование строительства в объеме 6,9 млрд. рублей, в том числе 3,1 млрд. рублей — в декабре 2004 года и 3,8 млрд. рублей — в первом квартале 2005 года.

Дата: 14.03.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 1 (36)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!