«Экорейтинг» — европейский опыт

1 стр. из 1

Год назад в журнале «Эксперт» был опубликован первый в России «Экорейтинг компаний лесопромышленного комплекса» — совместный плод деятельности Всемирного фонда дикой природы (WWF), который выступил с такой инициативой, и рейтингового агентства «Эксперт РА», занимавшегося разработкой методики рейтинга и его проведением. В конце 2004 года авторы исследования, представители лесопромышленных компаний, правительственных органов и природоохранных организаций собрались за «круглым столом» для обсуждения итогов проекта и его перспектив.

Традиционный для европейского рынка продукт — экорейтинг — в России стал абсолютной новинкой. Поэтому специалистам «Эксперт РА» потребовалось пять месяцев на разработку и одобрение методики его проведения. Слепо копировать зарубежные образцы в этой ситуации было невозможно.В итоге в основу национальной рейтинговой шкалы легли такие критерии, как экологичность сырья и производства, экологический менеджмент, прозрачность деятельности компании в сфере охраны окружающей среды. Причем важными являются не только данные о том, что делает компания по этим направлениям в настоящий момент, но и планы дальнейшей работы, наличие необходимых ресурсов, широта экологических перспектив.

В зависимости от итоговой оценки проведенной экспертизы компанию могут отнести к одному из трех классов: «eco A» — высокий уровень ответственности, «eco B» — средний уровень ответственности, «eco C» — низкий уровень ответственности. Оценка не остается неизменной. Предприятие всегда может как подтвердить свой уровень, так и повысить, или наоборот, опуститься по шкале.

Подробнее с методикой составления рейтинга мы рекомендуем познакомиться на сайте агентства «Эскперт РА».

Попасть в рейтинговый список может любая компания, занятая в лесопромышленном комплексе РФ: в лесозаготовке, деревопереработке, целлюлозно-бумажной промышленности. Однако добровольными участниками первого экорейтинга стали лишь 26 представителей ЛПК. Трем холдингам присвоен класс рейтинга на основе публично доступной информации. Таким образом, процедуру получения рейтинговой оценки прошли крупнейшие компании российского ЛПК, в сумме обеспечивающие более 21% общего объема производства в отрасли. Причем лишь семь из них попали в класс «eco C». А это говорит о том, что многие российские компании только начинают всерьез заниматься вопросами экологии.

Авторы проекта уверены, что ряды его участников будут неуклонно расти, по мере того, как начнет увеличиваться официальное признание результатов рейтинга. Европейский опыт — прямое тому подтверждение.

Правда, пока представители российского ЛПК в очередь за получением оценки своей экологической деятельности не торопятся. За минувший год, помимо 29-ти компаний, прошедших рейтингование, только одна — «Усть-Илимский ЛПК» — изъявила желание присоединиться к коллегам. В декабре ей присвоили рейтинг «eco B++».

Зато на результаты, опубликованные в «Эксперте», очень живо откликнулась пресса. Вопрос об участии в экорейтинге и его итогах стал одним из обязательных при общении журналистов с топ-менеджерами получивших ту или иную оценку предприятий.

По признанию участников экорейтинга, некоторый интерес к его результатам начали выказывать и иностранные партнеры.

Директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов «Илим Палп» Дмитрий Чуйко, выступая на «круглом столе», отметил, что интерес к российскому экорейтингу проявляют в Германии, Великобритании, Нидерландах. Но не это главное. Принимая участие в проекте, компания «Илим Палп», по словам Дмитрия Дмитриевича, выделила следующие пять целей: определение ориентиров деятельности; формирование отношения общества к деятельности компании; обеспечение стабильности на рынке; инвестиционная привлекательность; привлечение в состав топ-менеджмента наиболее подготовленных специалистов.

Со своей стороны инициаторы разработки рейтинга (WWF) видят его главную цель в том, чтобы отечественные предприятия постепенно повышали экологическую сознательность. «Для нас крайне важно, чтобы постепенно вопросы экологии переходили из сферы PR к внутренней деятельности предприятий», — подчеркнул во время выступления директор по охране природы WWF Евгений Шварц.

Экорейтинг имеет все шансы стать одним из реальных рычагов влияния на отечественный ЛПК. Правда, для этого ему предстоит еще долгий путь становления, упрочения позиций, получения признания, в том числе и в других странах. Кстати, международное принятие проекта скорее всего дело ближайшего будущего. Уже сейчас «Эксперт РА» проводит соответствующую работу.
И надеемся, что не за горами время, когда всерьез задуматься над перспективой участия в экорейтинге придется тем лесопромышленным предприятиям, которые пока хранят молчание.

Дата: 17.03.2005
Анастасия Дьяковская
"ЛесПромИнновации" 1-2 (4)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!