Крупнейший РПК в Европе

1 стр. из 1

Идея Петра I о строительстве новой столицы на берегу Балтийского моря преследовала среди прочих такую глобальную цель, как усиление торгового присутствия в стратегически важном регионе Европы. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта цель была достигнута, и Россия получила мощный толчок к развитию своей экономики, торговли и промышленности, однако, ход времени требует новых шагов. Необходимость подъема национального производства, интеграции и занятия ведущих позиций в мировой экономике требует новых мероприятий для усиления торговых связей. В первую очередь это касается нефтегазовой отрасли. И нельзя не отметить, что работа в этом направлении проводится в последние годы весьма активно. Новые «Окна в Европу» появляются на берегах Финского залива.

Развитие новых экспортных направлений нефти — тема, привлекающая пристальное внимание общественности и специалистов, потому что каждое мероприятие в этом направлении — шаг в подъеме российской экономики. В последнее время в транспортировке углеводородов все большее значение приобретает северное экспортное направление. Строительство нового распределительно-перевалочного комплекса в Высоцке Ленинградской области — яркий пример стремительного развития этого направления. Вполне закономерно, что один из лидеров не только отечественной нефтегазовой отрасли, но и мировой — компания «Лукойл» стремится расширить свои экспортные возможности. Ведь на долю «Лукойла» приходится 19% общероссийской добычи нефти и 2% общемировой.

История развития и технические характеристики

Строительство РПК на о. Высоцком в Ленинградской области было начато в 2002г., и первоначально здесь намеревались возвести терминал по отгрузке за рубеж жидкого аммиака и метанола, однако, впоследствии проект был скорректирован и ориентирован на нефть и нефтепродукты. В 2003г. продолжалось строительство береговых сооружений, а также морской части комплекса. Для обеспечения захода танкеров на начальной стадии работ был создан судоходный путь длиной 40 миль, благодаря углублению дна акватории и фарватера, кроме этого были построены три причала и дамба длиной более ста метров, которая соединила остров Детинец с основным островом Высоцким. Было произведено укрепление береговой линии. После выхода комплекса на полную мощность глубина акватории позволит подходить к берегу судам грузоподъемностью до 80 тыс. т. Дноуглубление идет в сложных условиях — всего необходимо поднять со дна залива почти 1,5 млн. м3 грунта, причем почти каждый третий кубометр — скальный грунт. Принимая во внимание то, что Финский залив отличается своей мелководностью, масштаб проведенной работы позволяет говорить о создании искусственной акватории. По мнению специалистов, по своему техническому оснащению, которое обеспечивает безопасное судоходство, РПК «Лукойл-II» входит в число самых современных портов мира.

Распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов «Лукойл-II», предназначенный для перевалки нефти и нефтепродуктов на экспорт — в Европу и США, введен в строй 16 июня 2004г. Проектная мощность терминала составила 10,7 млн. т нефти и нефтепродуктов в год.

Запуск нового терминала в эксплуатацию состоялся в рамках VIII Петербургского международного экономического форума. В торжественной церемонии открытия приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, Полномочный представитель президента в Северо-Западном Федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, а также почетные гости.

В перспективе проектную мощность терминала можно увеличить до 15–17 млн. т, и это является не просто теоретической возможностью, а реально рассматриваемым проектом. Но необходимо отметить, что уже сегодня по своим параметрам высоцкий РПК является крупнейшим объектом подобного рода в Европе.

Следует отметить, что создание любого нового объекта нефтегазовой промышленности всегда сопровождается пристальным вниманием и проверками экологов. В данном случае объект, отличающийся своими масштабами и близостью к европейским государствам, придающим охране природы особое значение, посещали авторитетные делегации из-за рубежа. По результатам этих визитов были сделаны выводы об экологической безопасности РПК. В частности, посещавшие его министр экологии Финляндии и председатель комиссии по окружающей среде финского парламента были единодушны в том, что терминал является эталоном в плане безопасности для окружающей среды.

Новый объект является также примером диверсификации способов транспортировки нефти и нефтепродуктов — для их доставки в Высоцк используется железная дорога. К комплексу была построена отдельная путевая ветка. 23 декабря 2004г. прошло открытие железнодорожных подходов к терминалу, а 29 декабря президенты компаний Геннадий Фадеев и Вагит Алекперов подписали соглашение между ОАО «РЖД» и ОАО «РПК-Высоцк «Лукойл-II». В соответствии с соглашением уже с начала этого года железнодорожники готовы обеспечить перевозку нефти и нефтепродуктов в направлении РПК в объеме 7 млн. т в год.

Для того, чтобы увеличить перевозки до 12 млн. т в год, была достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы для подготовки решений по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и других объектов в направлении РПК. Первый железнодорожный состав с нефтью подошел на вторую сливную эстакаду 12 февраля 2005г. С этого момента вторая очередь РПК «ЛУКОЙЛ-II» в Высоцке начала работать в пуско-наладочном режиме.

Перегрузка нефтепродуктов через Высоцк позволит снизить себестоимость экспорта на $57за тонну по сравнению с перевалкой топлива в терминалах Литвы и Эстонии. Вместе с динамичной работой действующих портов это позволит сохранять в России значительные денежные ресурсы. К тому же открытие терминала по перекачке светлых нефтепродуктов — это дополнительные рабочие места и пополнение бюджета значительными финансовыми средствами.

В 2004г. через терминал было перевалено свыше 1,5 млн.т нефтепродуктов, а в январе и феврале 2005г. — около 600000т нефтепродуктов.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть значение развития нефтегазовых проектов, как государственных, так и частных компаний для российской экономики.

По результатам встречи с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым, состоявшейся 2 марта 2005г., президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов объявил, что с запуском второй очереди РПК в Высоцке на полную мощность отчисления компании в областной бюджет увеличатся в 60 раз, составив порядка 0,5 млрд. руб., и эта сумма в 2006г. увеличится еще на 30%.

Дата: 31.03.2005
Вадим Касьяненко
"НефтьГазПромышленность" 2 (14)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!