|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Германия — пятая крупнейшая экономическая держава в мире, одна из ведущих стран Евроcоюза. Ее потребности в сырой нефти и природном газе огромны. Удовлетворяются эти потребности, в основном, за счет импорта. Россия и Норвегия, в свою очередь, являются одними из ведущих экспортеров нефти и газа в мире. Экономики этих трех стран зависят друг от друга, и в связи с этим интересен анализ энергетического рынка Германии. Современная ситуация на энергетическом рынке Германии По показателю потребления первичной энергии Германия занимает пятое место в мире после США, Китая, России и Японии. Многие факторы влияют на потребление энергии в Германии. Среди наиболее значимых — сезонные и климатические факторы, численность населения, количество и размеры домовладений, количество автотранспортных средств, степень загрузки производственных мощностей. Хотя численность населения страны снижается, остальные основные факторы имеют постоянную тенденцию медленного роста. Несмотря на это, потребление энергии в Германии немного сократилось в 90-х гг. прошлого века. Причина этого снижения заключается в высокой эффективности использования, малых потерях энергии. Коэффициент энергетической интенсивности (отношение потребления первичной энергии к валовому национальному продукту) из года в год постоянно снижается. Однако в Германии в ближайшей и дальней перспективе всегда будет стабильный спрос на энергию. Табл. 1 показывает потребление энергии в различных секторах экономики Германии.
Потребление различных видов энергетических ресурсов в Германии неодинаково и постоянно меняется в течение последних десятилетий. В последние десятилетия нефть прочно стала основным энергетическим источником. Она сохранит свои доминирующие позиции в среднесрочной перспективе. Доля нефти в потреблении первичной энергии в 2020 г. составит 41% по сравнению с 38,5 % в 2001 г. Второе место на энергетическом рынке Германии занимает природный газ, его доля составляет 21,5%. Планируется также постоянное увеличение его доли до 28% в 2020 г. Потребление каменного и бурого угля из года в год существенно сокращается, их доля в потреблении в 2020 г. планируется на уровне 10–15%. Еще более значительное сокращение будет в использовании ядерной энергии. Благодаря принятию ряда политических решений ее доля должна снизиться до 4% в 2020 г. Доля ветровой, солнечной и гидроэнергетики будет возрастать. Однако их позиции в абсолютных цифрах очень незначительны, поэтому их рост к 2020 г. планируется на уровне 2–3 % от всего рынка энергии Германии. Табл. 2. Доля импорта энергоносителей в Германию в 2001 г.
Отличительной особенностью энергетического рынка Германии является крайне высокая степень зависимости от импорта (табл. 2). Германия небогата природными ресурсами. В стране имеются только достаточно значимые месторождения каменного и бурого угля. Доля запасов по каменному углю составляет 5% от мировых, а по бурому углю даже 18%. Поэтому только бурый уголь имеется в достаточном количестве из собственных источников сырья. Россия является самым важным поставщиком энергетического сырья для Германии. Российские нефть, газ и каменный уголь составляют 18% ежегодного потребления энергии в стране. На втором месте находится Норвегия, чьи поставки нефти и газа составляют 11%. Далее следуют Великобритания с поставками нефти и газа – 7% и Нидерланды с поставками газа — 5%. На оплату импорта энергетического сырья в 2001 г. было потрачено 48 млрд. евро, что составило 9% от общей стоимости ввезенных товаров. По потреблению сырой нефти ситуация приведена в табл. 3.
Рынок природного газа Германии состоит на 78% из импорта и 22% собственной добычи, составляет ежегодно 84 млрд. м3. По добыче газа Германия занимает 4-е место в Западной Европе. Большинство месторождений находятся на северо-западе страны, в земле Нижняя Саксония. Импорт осуществляется из 6 стран: России, Норвегии, Нидерландов, Дании, Великобритании и Польши (табл. 4). Россия является самым большим поставщиком газа, она значительно доминирует в Германии. Три основных поставщика дают 95% всего импорта газа. Все поставки газа осуществляются на основе долгосрочных соглашений. Табл. 4. Импорт природного газа в Германию из других стран в 2000 г. (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 97)
Контракты заключаются обычно на двадцать и более лет, а иногда рассчитаны до 2030 г. Основными секторами потребления природного газа в Германии являются жилищное и коммунальное хозяйство – 49%, промышленность – 25%, производство электроэнергии на тепловых станциях – 12% (Ruhrgas 2002, 5).
Энергетическая политика Германии формулируется в специальных программах с 1973 г., которая корректировалась в 1974, 1977 и 1981 гг. Следующими документами являются энергетический отчет от 1986 г., а также директивы по энергетической политике в объединенной Германии от 1991 г. Самым последним правительственным документом является отчет по устойчивой энергетической политике для нужд будущего от 2001 г. (Schiffer 2002, 387). Эту политику в федеральном правительстве Германии определяло Министерство экономики и технологии. После последней реорганизации оно стало называться Министерством экономики и труда, став укрупненным министерством с расширенными полномочиями. Политика в области энергетики получила название «устойчивой энергетической политики». Министерство определило три основные ее цели: экология, безопасность поставок и экономическая жизнеспособность. Естественно, министерство стремится соединить и оптимизировать реализацию этих трех целей (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 4). Для выполнения целей энергетической политики правительство Германии определило стратегию, состоящую из различных направлений деятельности. Базовым, основным в энергетической стратегии является снижение потребления различных видов энергии. Это является общим для всех трех целей. Вместе с тем, в некоторых случаях имеются свои нюансы и детали. Согласно федеральной энергетической политике основными направлениями деятельности являются следующие мероприятия: в области безопасности поставок: в области экономической жизнеспособности: в области экологии: Современная правительственная программа энергетической политики базируется на обозначенных выше целях и направлениях деятельности. Коалиция социал-демократической партии и партии зеленых обращала особое внимание на энергетическую политику в период их первого правления 1998–2002 гг., она внедряла новые подходы и принципы формирования энергетики. Эти две партии заключили специальное соглашение и на новый избирательный срок для продолжения свой предыдущей работы (SPD 2003). Одним из наиболее важных изменений в энергетической политике Германии было принятие соглашения о прекращении использования ядерной энергии. Правительство и руководители АЭС подписали 11 июня 2001 г. договор, который является базой для постепенного закрытия этого сектора энергетики. Согласно этому договору все атомные станции в Германии будут закрыты в течение 25 лет (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 17). В центре энергетической политики коалиции социал-демократов и зеленых находится также вопрос развития возобновляемых источников энергии. К производству такой энергии привлечено внимания общественности и рядовых жителей Германии. В марте 2001 г. эти инициативы были поддержаны Европейским судом. А федеральное правительство страны увеличило программу государственной финансовой помощи в постройке альтернативных источников возобновляемой энергии. Например, частью этой программы является кампания по установке малых солнечных батарей на крышах 100 тысяч домов Германии. Дополнительными мероприятиями энергетической политики Германии являются предотвращение прямых и косвенных потерь энергии, регулирование рынка потребления электроэнергии, нефти и газа, интеграция Восточной Германии в рыночный энергетический сектор, предотвращение ненужных перекосов в энергетической конкуренции со странами-членами Европейского Союза, всемерная помощь в добыче угля в стране, поддержка научных исследований. Необходимо подчеркнуть, что рамочные направления энергетической политики Германии значительно изменились именно в последние годы. Эти изменения характеризуются четырьмя ключевыми понятиями: интернационализация, устойчивость, либерализация, контроль климатических изменений. Интернационализация энергетического рынка страны базируется, в основном, на влиянии Европейского Союза на энергетическую политику. Несмотря на то, что ЕС не имеет права на определение общей энергетической политики, принят ряд мер, влияющих на внутренние рынки стран и на свободное движение через границы товаров, особенно природного газа и электроэнергии. Открытие и либерализация рынков газа и электроэнергии, исходя из общего курса ЕС, привели к реструктуризации энергетического рынка в Германии, к повышению уровня международной конкуренции. Международные соглашения по контролю климата также существенно влияют на обеспечение устойчивости развития страны. Особое внимание правительство Германии уделяет необходимости поддержания дружественных отношений со странами-поставщиками энергоресурсов. Германия, Норвегия и Россия: сходства и различия Германия является одной из ведущих экономических держав мира. Как Россия, так и Норвегия заинтересована в сохранении развитых торговых отношений с ней. Но действуют они по-разному. С другой стороны, энергетическая зависимость Германии от обеих стран в настоящее время оценивается приблизительно одинаковой. Норвегия — это западная страна. Она имеет обширные культурные связи с Германией, у них относительно схожие языки. Сегодня Норвегия интегрирована в Европейское экономическое сообщество, хотя она не является членом Европейского Союза. Отказ Норвегии войти в ЕС, подтвержденный на двух референдумах 1972 г. и 1994 г., может быть объяснен среди прочего высокими государственными доходами от нефтегазового сектора. Большинство норвежцев не хотят траты их денег на общеевропейские нужды, они предпочитают, чтобы деньги были потрачены на рост их благосостояния. Процесс гармонизации отношений России со многими западными странами начался только недавно. Энергетическое партнерство между Европейским Союзом и Россией является наглядным примером такого экономического и политического сближения. В свою очередь, для России характерна постоянная нехватка инвестиций, стареющая инфраструктура, недостаток новых технологий. Заключение В заключение нам хотелось ответить на вопрос, который вынесен в название этой статьи. В какую же сторону ориентирована экономика Германии в импорте энергоресурсов: на Север или же на Восток? Анализ текущего положения дел показывает сильную взаимную зависимость всех трех стран в торговых отношениях и необходимость хороших отношений Германии с Норвегией и Россией в обеспечении энергетической безопасности. Более того, нам очевидно, что в среднесрочной перспективе не предвидится смена приоритетов ни у какой из этих двух стран. Другой альтернативы, кроме как развивать и укреплять сотрудничество в области энергетики не существует, и все последние дипломатические переговоры подтверждают это. Поэтому у этого вопроса есть только один ответ: и Север, и Восток. Дата: 31.03.2005 Спиес Маттиас, О.А. Андреев "НефтьГазПромышленность" 2 (14)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||