Задачи стройкомплекса до 2010 года

1 стр. из 1

Журнал «Петербургский строительный рынок» аккредитован при Российском Союзе строителей — крупнейшей профессиональной общественной организации отрасли. В этом году исполняется 15 лет активной деятельности РСС. В преддверии этой даты наш журнал открывает специальную рубрику, в которой будет более подробно освещать работу Союза. Сегодня мы публикуем (с незначительными сокращениями) концептуальный документ, отражающий позицию РСС по наиболее актуальным задачам, стоящим перед строительной отраслью.

Поставленную Президентом России В. В. Путиным задачу удвоения ВВП к 2010 г. нельзя решить без резкого наращивания объемов как в промышленном, так и (особенно) в жилищном строительстве. Ставится задача достигнуть к 2010 г. ввода жилья — 80,0 млн. кв. м. Проблема не только социально-экономическая, но и политическая.

Поэтому мы считаем, что программа строительства жилья должна стать общенациональной задачей. Помимо обеспечения населения жильем, жилищное строительство является мощным локомотивом развития экономики в целом. Для того чтобы справиться с поставленной задачей, строительный комплекс должен быть серьезно реформирован и усилен.

Госстрой РФ в настоящее время разработал концепцию стратегии развития строительного комплекса России. Российский Союз строителей (РСС) считает ее своевременной и в основном правильной. Вместе с тем Союз считает необходимым представить ряд замечаний и предложений к этой концепции.

I. В связи с расширением роли и значимости строительства в решении задачи удвоения ВВП к 2010 г., подготовкой и в дальнейшем реализацией стратегии развития строительного комплекса и жилищной программы есть необходимость обратиться к Президенту В. В. Путину с предложением сделать эту программу президентской, общенациональной.

Следует добиться вынесения этого вопроса на рассмотрение Государственного Совета.

II. Развитие и модернизация промышленности стройматериалов.

Под стратегию развития строительной отрасли и Жилищную программу необходимо разработать основные направления развития промышленности строительных материалов и конструкций.

Госстрой РФ завершает разработку комплекса таких мер, но главное в этом деле — изыскать финансовые ресурсы. Следует проработать все возможные способы финансирования — собственные финансовые ресурсы, кредиты банков, средства инвесторов и т. д. Особо хотелось бы подчеркнуть, что собственных финансовых средств у наших предприятий совершенно не достаточно и при нынешней налоговой нагрузке перспектив на заметное улучшение финансового состояния не предвидится. Необходимо законодательно вернуть налоговую льготу и не облагать налогом ту часть прибыли, которая направляется на развитие производства.

Для оздоровления финансового состояния промышленных предприятий и увеличения их капитализации важнейшим вопросом является земельный участок, на котором стоит предприятие. Сегодня у многих предприятий просто нет средств для выкупа земельного участка, тем более, что цены на выкуп или аренду устанавливаются произвольно, без всяких обоснований, и непрестанно растут. РСС предлагает оставлять земельные участки в собственности приватизированных предприятий без выкупа и принять соответствующий закон Госдумой РФ. До принятия такого закона платежи за выкуп земли и аренду не взимать.

В вопросе технического перевооружения необходимо также остановиться на лизинге, который стал сегодня важным механизмом для оснащения строительных организаций, наращивания их мощностей. Однако в лизинговой деятельности в стране имеется существенная проблема. Конъюнктура финансовых рынков такова, что намного выгоднее использовать деньги зарубежных банков, чем российских: у зарубежных банков ниже кредитные ставки и длительные сроки кредитов. А кредитовать они соглашаются закупки как правило только у своих фирм. Таким образом, мы иногда закупаем импортную технику даже в тех случаях, когда вполне могли бы обойтись отечественной.

Очевидно, что это проблема государственного уровня. Исправить положение, не дожидаясь выравнивания процентных ставок, можно только специальными протекционистскими мерами. Одно из предложений: создать банк с государственным или акционерным капиталом для финансирования лизинговых сделок с отечественными производителями строительной техники на специальных условиях, конкурентных с условиями иностранных банков.

III. Ипотека.

Вопрос ипотечного жилищного кредитования обсуждается сейчас очень активно. РСС вносит на рассмотрение Госстроя РФ: законодательно установить, что предметом залога при приобретении жилья с использованием ипотечного кредитования может быть приобретаемое жилье и что при досрочном прекращении ипотечного договора по инициативе гражданина за ним должны сохраняться права на уже оплаченную часть жилья, которые он может материализовать, получив из специального фонда администрации субъекта жилую площадь, соответствующую внесенным им платежам.

IV. Кадры.

В ближайшие годы в строительстве не будет хватать квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих. Поэтому необходимо срочно принять меры по улучшению подготовки кадров и увеличению их выпуска.

По линии высшего образования: ни в коем случае нельзя допускать закрытия действующих в настоящее время университетов, институтов, факультетов, готовящих специалистов для строительства. С учетом постоянно внедряемых новых материалов и технологий обязать вузы постоянно вносить коррективы в учебные программы.

Ввести в правило, начиная после 2-го курса обучения, производственную практику не менее 1–2 месяцев за год обучения в строительных организациях. Это позволит выпускнику быстрее адаптироваться в коллективе строителей и найти свое призвание среди различных сфер деятельности в строительстве.

Строительные организации и промышленные предприятия должны помогать вузам в подготовке специалистов, отслеживать процесс их формирования. Нужно, чтобы строители еще на стадии учебы помогали студентам, намеченным к использованию в своих организациях, платили бы стипендии, приглашали бы на свои стройки, а по приему их на работу платили бы достойную зарплату и предоставляли бы жилье в рассрочку за счет фирмы.

По линии среднего специального образования: строители испытывают уже сейчас определенный дефицит в специалистах этого уровня, в то время как на местах всё чаще и чаще строительные направления вытесняются непрофильными.

Со стороны местных органов делаются попытки отобрать здания техникумов или отдельные здания и сооружения и передать другим собственникам. В этой связи необходимо все строительные техникумы строго закрепить за Госстроем РФ и поручить ему готовить выпускников только строительного профиля, существенно улучшив программу их обучения.

Высвободившиеся площади использовать не только для подготовки специалистов со средним специальным образованием, но и квалифицированных рабочих по заявкам местных строительных организаций и с их активным участием, в том числе и материальным. При подготовке рабочих кадров нужно «реанимировать» полностью разрушенную сеть профтехучилищ и учебно-курсовых комбинатов.

Учитывая крайне недостаточное финансирование этих организаций, разрешить строительным организациям и промышленным предприятиям заключать прямые договоры с профтехучилищами и учебно-курсовыми комбинатами, в которых на платной основе будет определено, сколько и каких специалистов будет в них подготовлено для этих организаций.

При этом очень желательно, чтобы та часть прибыли строительных организаций и промышленных предприятий, которая направляется на обучение кадров, не облагалась налогом.

V. Система предоставления исходных данных на строительство и согласование их.

Сегодня сильно сдерживается инвестиционно-строительный процесс и происходит удорожание строительной продукции по причине сложившейся за последние годы системы предоставления исходных данных на проектирование и утверждение проектной документации по широкому кругу организаций, представляющих исходные данные, разрешительную документацию, согласования и другие платные услуги эксплуатирующих и коммунальных организаций. Например, на строительство 100-квартирного жилого дома необходимо получить 170–180 согласований.

При этом принятый порядок предварительной оплаты услуг по тем или иным причинам задерживает согласование на месяцы. Только на оформление постановления на проектирование застройки требуется пять согласований со службами администрации города, три — с городским управлением архитектуры, горкомземом, налоговой инспекцией, получить заключение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, комитета по охране окружающей среды, получить 11 согласований организаций по инженерным сетям.

Госстрою необходимо упорядочить систему предоставления исходных данных для проектирования и передачи разрешительной и распорядительной документации, начиная от выделения площадки под строительство и заканчивая утверждением акта Госкомиссии. А также порядок предоставления площадок под застройку с полной городской инфрастуктурой, не допуская фактов выдачи строительных паспортов с кабальными техническими условиями на подключение к сетям монополистов.

VI. Приведение конкурсных процедур в соответствие с международными нормами.

Конкурсное размещение заказов на строительство стало привычной нормой, а применительно к размещению заказов на выполнение работ для государственных нужд это уже установлено законодательно. Однако практика размещения заказов сегодня далека от задуманной.

Порока два: во-первых, не все государственные органы соблюдают закон о конкурсном размещении заказов (МПС подрядных торгов не проводит, отдавая все заказы без конкурса либо собственным организациям, либо Балтийской строительной компании), а во-вторых, при проведении торгов далеко не всегда победитель определяется по объективным показателям —идет «продавливание» заранее намеченных организаций.

В государственных интересах сделать торги инструментом для повышения эффективности и снижения затрат на строительство. А это возможно только в случае честной конкуренции. Поэтому при проведении торгов должны действовать процедуры контроля, сужающие возможности принятия решений заинтересованными лицами.

VII. Строительство транспортных комплексов и отдельных объектов на принципах концессии.

Создание транспортной инфраструктуры является сферой (за редким исключением), не интересующей частный капитал, во всяком случае сегодня. В нашей практике за 10 последних лет случилось лишь два транспортных объекта, построенных за счет коммерческих компаний: подъездной путь к Тиманскому месторождению бокситов для СУАЛ и морской терминал в Приморске для Транснефти. Остальные объекты финансируют бюджеты: федеральный и субъектов федерации. А возможности бюджетов существенно отстают от потребностей. Поэтому, по нашему мнению, единственный выход из инвестиционного кризиса в этой области строительства — строительство транспортных объектов на принципах концессии.

Концессия эффективна для государства во всех отношениях. Экономических мотивов отказа от нее вообще не существует. Строительство и реконструкция участков железных дорог, аэропортов и морских портов, строительство паркингов, терминалов и т. п. — всё это самые привлекательные объекты для концессии, т. к. они достаточно быстро окупаются. Можно строить на этой основе также автодороги, мосты, тоннели с организацией платного проезда по ним.

Помимо возможности умножения инвестиций, концессия несет с собой много других плюсов. Главный из них: если концессионер реализует проект «под ключ», можно не сомневаться, что объект будет запроектирован и реализован оптимально, так как в противном случае все ошибки и просчеты тяжким бременем лягут на него же на стадии эксплуатации.
Существует мнение, что в отсутствие закона о концессиях для ее применения отсутствует правовая база. Это совершенно не верно. Ни одна норма законодательства не запрещает государству отдавать свое имущество в коммерческое использование какому-то лицу. Поэтому концессионные проекты нужно начинать без промедления. При необходимости следует подготовить нормативные акты.

VIII. Структура управления строительным комплексом.

Сейчас ведется подготовка административной реформы. Работает специальная комиссия, изыскиваются излишние и дублирующие функции у органов государственного управления. В СМИ идет обсуждение сокращения количества министерств и ведомств, передачи отдельных функций государственных органов самоуправляемым общественным организациям.

В процессе обсуждения высказываются различные мнения, вплоть до такого, как ликвидация всех отраслевых министерств и комитетов, в том числе и Госстроя РФ, дескать, рынок сам всё поставит на место. Мы с такой точкой зрения категорически не согласны. Сегодня в передовых странах с развитой рыночной экономикой, таких как США, Япония, Германия и многих других, имеются министерства строительства, которые проводят большую и успешную работу на благо общества.

Мы глубоко убеждены в том, что в России должен быть на федеральном уровне орган по управлению капитальным строительством. Поэтому мы предлагаем преобразовать Госстрой РФ в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики РФ (без увеличения численности аппарата). Минстрой РФ должен заниматься вопросами градостроительной и жилищной политики, архитектурой, размещением городов и безопасностью их от стихийных бедствий. Минстрой РФ должен вести техническую политику развития отрасли и своими действиями способствовать успешному развитию строительного комплекса России.

Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то Госстрой РФ (или Минстрой РФ) не должен этим заниматься, поскольку он не владеет имуществом ЖКХ, не финансирует их, а значит не может и не должен им управлять и отвечать за его деятельность. Это должно быть передано полностью региональным руководителям.

В то же время можно было бы ряд функций Госстроя РФ, не имеющих принципиального характера, передать самоуправляемым общественным организациям. В частности, следовало бы четко опреде-лить, какие научные и проектные организации оставить Госстрою РФ, а какие передать Академии архитектуры и строительных наук России.

Дата: 04.04.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (78)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!