Новое слово в гидроизоляции

1 стр. из 1

В середине 80-х годов доктор технических наук Александр Владимирович Русинов в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта разработал принципиально новую систему защиты бетона, железобетона и других капиллярно-пористых строительных материалов и соответствующий защитный состав «КАЛЬМАТРОН» (KALMATRON). В первую очередь состав стали использовать при строительстве и реконструкции искусственных сооружений на железнодорожном, автодорожном и водном транспорте, где как нельзя более распространено применение бетона и железобетона, которые в процессе эксплуатации испытывают неблагоприятные воздействия природно-климатических и техногенных факторов.

Бетонные и железобетонные конструкции, подвергающиеся многолетним воздействиям атмосферных и подземных вод с циклическим замораживанием и оттаиванием, существенно снижают свои технические характеристики в большинстве случаев уже через 5–10 лет. В дальнейшем, если не предпринимаются ремонтно-оздоровительные мероприятия, в поверхностном слое бетона конструкций развиваются необратимые деструктивные процессы, выраженные интенсивным образованием микротрещин, простирающихся до арматуры, снижением прочности цементного камня, повышением водопроницаемости конструкции и нарастанием коррозионных процессов.

В результате этого на начальных стадиях нарушается исправность конструкции. При существенных отступлениях технических характеристик от нормативных значений происходит нарушение работоспособности, а в исключительных случаях возможна авария. В целом неуправляемая деградация конструкций, подверженных неблагоприятным воздействиям, приводит к снижению долговечности сооружения и преждевременному старению.

Практически все искусственные сооружения на железных, автомобильных дорогах и водном транспорте подвержены указанным воздействиям и до настоящего времени эффективно не защищены от них. Более чем десятилетний опыт применения при строительстве и ремонте объектов коммунального хозяйства в городах: Хабаровске, Комсомольск-на-Амуре, Владивостоке, Уссурийске, Новосибирске, Омске, Москве, Санкт-Петербурге и др., а также при осушении тоннелей на Восточно-Сибирской, Дальневосточной и Западно-Сибирской железных дорогах, ремонте гидроизоляции и восстановлении конструкций автодорожных мостов подтверждает положительный эффект и исключительные возможности состава «КАЛЬМАТРОН».

Состав «КАЛЬМАТРОН» представляет собой цементирующий материал капиллярного действия, обеспечивающий водонепроницаемость бетона, цементно-песчаного раствора, кирпича и других капиллярно-пористых материалов. Эффект водонепроницаемости обеспечивается рядом строго последовательных химических реакций, продолжающихся во времени, проходящих внутри структуры защищаемого материала, между его составляющими и компонентами, содержащимися в растворе состава «КАЛЬМАТРОН», при наличии воды. В результате образуются трудно- и слаборастворимые новообразования, которые заполняют капилляры, поры и микротрещины, вытесняя при этом воду. Химический состав новообразований обусловливает высокие гидроизоляционные свойства состава «КАЛЬМАТРОН», а также обеспечивает эффект «самозалечивания» путем блокирования пор и трещин кристаллогидратами в слое конструкции, прилегающем к изолирующему покрытию составом.

В результате применения указанных составов водонепроницаемость бетонных или железобетонных конструкций повышается на 2–3 ступени, морозостойкость увеличивается не менее чем в 1,5 раза, повышается поверхностная плотность бетона конструкций и прочность не менее чем на 20%, приобретаются защитные свойства к агрессивному воздействию паров кислот, растворов солей и нефтепродуктов, а также средние биоцидные свойства.

В подземном транспортном строительстве актуальное значение имеет осушение тоннельной обделки, особенно вблизи токоведущих конструкций контактной сети. Нанесение на поверхность бетонной обделки состава «КАЛЬМАТРОН» слоем в 2–3 ммпозволяет исключить поступление подземных вод внутрь сооружения. Этим способом осуществлено осушение обделки на отдельных участках (общей длиной около 5 км) Северо-Муйского железнодорожного тоннеля, самого протяженного в России.

Обследование, проведенное через четыре месяца после нанесения на обделку состава «КАЛЬМАТРОН», показало, что площадь обводнения участка составляет не более 1–2%. Сосредоточенные струйные выходы воды через обделку отсутствуют, общее увлажнение не наблюдается, отдельные влажные пятна обнаружены на некоторых деформационных и холодных швах, тогда как раньше на участке наблюдались активные пленочные течи, капежи в своде тоннеля и общее увлажнение обделки.

В целях качественной оценки влияния состава «КАЛЬМАТРОН» на физико-механические свойства бетона произведены выборочные испытания прочности и водонепроницаемости покрытия бетона обделки.

Особо следует отметить результаты замеров водонепроницаемости бетона после снятия состава «КАЛЬМАТРОН». Во всех случаях, где наносился состав, водонепроницаемость бетона существенно выросла — минимум на две ступени без существенного нарастания прочности. Вскрытие поверхностного слоя бетона на этих участках подтвердило наличие в теле обделки кристаллов солей состава «КАЛЬМАТРОН», проросших в поры и микротрещины. Можно заключить, что это и обусловливает повышение воздухо- и водонепроницаемости бетона.

Эффективность применения составов «КАЛЬМАТРОН» и «КАЛЬМАТРОН-ЭКОНОМ» при осушении и восстановлении целостности обделок строящихся и эксплуатируемых транспортных тоннелей высоко оценивается специалистами. На железных дорогах России эксплуатируется много тоннелей с возрастом от 50 до 100 лет и более, но не все они могут быть реконструированы в ближайшие годы. Улучшение их технического состояния, повышение водонепроницаемости и морозостойкости бетона обделки позволит существенно продлить срок службы ответственных сооружений и обеспечить безопасный пропуск поездов по ним с установленными скоростями.

Дата: 04.04.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (78)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!