Бережно сохраняем традиции

1 стр. из 1

Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры РФ в настоящее время являются самой крупной проектной реставрационной организацией России.

В штате ЦНРПМ насчитывается свыше 170 архитекторов-реставраторов, инженеров, технологов, искусствоведов. Структура организации включает семь архитектурно-планировочных мастерских, группу по реставрации памятников деревянного зодчества, отделы конструкторских, технологических и специнженерных разработок, смет и норм. Архитекторы и инженеры ЦНРПМ владеют современными методами компьютерного проектирования. Освоить их пришлось уже в 1995 г., когда начались работы по воссозданию тронного Андреевского зала Большого Кремлевского дворца. Творческому коллективу (руководитель Т. Е. Каменева) удалось выявить исчерпывающие исторические документальные свидетельства об облике тронного зала российских императоров, его перестройках, раскрыть натурные остатки и восстановить архитектурные формы, лицевые отделки, паркет и геральдическое убранство. Помимо Андреевского зала были возобновлены гербы фасадов Большого Кремлевского дворца, реставрировано около 30 помещений, в том числе Георгиевский зал с его уникальным паркетом. В процессе реставрации дворца были проведены исследования его древнейшей части — великокняжеских палат рубежа XV–XVI вв. (руководитель С. С. Подъяпольский). Активное сотрудничество с Управлением делами Администрации Президента позволило скорректировать проект приспособления этой части дворца под нужды резиденции без ущерба для уникального памятника. В результате были сохранены и фрагментарно реставрированы бесценные элементы конструкций и декоративного убранства дворца Ивана III. К исследованиям палат Ивана III были привлечены молодые архитекторы, которые под руководством С. С. Подъяпольского и Б. Л. Альтшуллера получили навыки сложнейших натурных исследований и проектирования. В настоящее время они вместе с другими молодыми специалистами (инженерами, специнженерами, искусствоведами) составляют более трети штата ЦНРПМ. Работы по великокняжескому дворцу имели огромное значение для истории русской архитектуры. Реставраторы вписали в нее одну из самых интересных и ярких страниц о соприкосновении отечественного зодчества с ренессансной строительной культурой. Подобный широкий подход к реставрации памятников, выходящий за рамки практических мероприятий, начал формироваться в ЦНРПМ со времени их основания, в 1947 г. В основу деятельности мастерских уже тогда были положены архитектурно-археологический метод исследования, строгие требования научной обоснованности решений и их обязательное коллегиальное обсуждение. Особенностью самых ранних работ мастерских был и общепринятый в наши дни комплексный подход, включающий археологические, инженерные, технологические и исторические исследования памятников. С первых лет стал формироваться архив. Он, помимо традиционной научно-проектной документации, постоянно пополнялся материалами изучения строительных приемов, особенностей местных архитектурных школ, анализом архитектурных форм. Это создавало прочную научную базу, обеспечившую успешное проведение работ. Объектами мастерских сразу стали выдающиеся памятники архитектуры, обладающие высокими архитектурными и художественными достоинствами. Среди них были стены и башни Московского Кремля, разрушенные войной кремли Новгорода и Пскова, а также городовые укрепления Тулы, Астрахани; древнейшие памятники Москвы, Смоленска, Рязани, Подмосковья; ансамбли Новодевичьего, Андроникова, Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Пафнутьев-Боровского монастырей; усадьбы Кусково, Архангельское, Люблино и др.

В 1960-е гг. мастерские вошли в состав Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината, реорганизованного в 1980 г. во Всесоюзное специализированное производственное объединение «Союзреставрация». В эти годы опыт и авторитет архитекторов, инженеров и технологов мастерских были востребованы в самых разных регионах России: от Риги до Туркестана, от Соловков до Дербента. К этому времени относятся сложнейшие работы по грандиозной реставрации памятников Московского Кремля (1977–1981 гг.), восстановление уникальных интерьеров и обстановочных комплексов: Золотых комнат Демидова, храма Покрова в Филях, дома Рябушинского (музей-квартира А. М. Горького), сооружений усадьбы Кусково, МХАТа, Большого и Малого театров и др. В эти годы создавалась нормативная база реставрации, начало которой было положено М. А. Дижур, Л. С. Сахаровой и Л. А. Беловой, продолжающей свою работу в настоящее время. Работа нормативного отдела ЦНРПМ объединяла практически все реставрационные организации России и союзных республик.

В 1992 г. мастерские вышли из состава ВО «Союзреставрация» и получили свое нынешнее название. За последнее десятилетие ЦНРПМ, несмотря на большую конкуренцию, сохранили за собой основные объекты. В 1998–2000 гг. был проведен очередной цикл ремонтно-реставрационных работ по стенам и башням Кремля. Осуществляются широкомасштабные реставрационные работы в Петровском путевом дворце, где инженеру Т. А. Петровой удалось сохранить, несмотря на давление заказчика, уникальные деревянные конструкции 1830-х гг. Удивительной по результатам оказалась реставрация Потешного дворца в Кремле, которая проводилась под руководством Е. Г. Одинец и С. В. Демидова — учеников И. В. Ильенко. По натурным остаткам была восстановлена древняя форма кровли и главы домовой церкви, раскрыты резные наличники, не имеющие аналогов в русской архитектуре. Начата реставрация подземной палаты Архангельского собора с захоронениями великих княгинь и цариц. Специалисты ЦНРПМ, изучив ее, установили, что сооружение на территории Московского Кремля является древнейшей гражданской постройкой, относящейся к 1480-м гг. На завершающей стадии находится реставрация Покровского собора на Рву (собор Василия Блаженного). Всестороннее исследование этого всемирно известного памятника выявило неизвестные ранее страницы его строительной биографии. Огромный опыт сотрудничества с современными архитекторами получен при реставрации здания Центрального банка России (А. А. Шиманова). Здание было оснащено самыми современными системами отопления, кондиционирования и др. Особо ответственными работами для мастерских стали мероприятия по реконструкции инженерных сетей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (С. Б. Куликов). В интерьере с уникальными фресками Дионисия были проведены «ювелирные» работы по замене деревянного пола керамическим и организована автоматизированная система локального обогрева. Эти работы с использованием современных технологий были отмечены «Золотым дипломом» Союза архитекторов России в 2003 г. Непростым делом для реставраторов оказалось освоение современных, предлагаемых на рынке, строительных и отделочных материалов. Залогом успеха в этом стал многолетний опыт сотрудников отдела технологических исследований ЦНРПМ. Именно они, опираясь на собственную обширную практику, определяют возможности применения и адаптации для реставрации новых материалов. ЦНРПМ сохраняют верность общим методическим принципам, разработанным за почти 60-летнюю историю реставрации памятников. В 1970-е гг. их воплощала реставрация церкви Рождества Богородицы на Городне XIV-XVII вв., где были сохранены и поздние дополнения, трапезная, колокольня (Б. Л. Альтшуллер). В нынешнее время одним из самых ярких образцов этой методики стало завершение работ по церкви Михаила Архангела в Смоленске XII в. (Т. Е. Каменева). Именно такое отношение к наследию не только достигает цели сохранения памятников, но и приносит экономический эффект. 30% бюджета Кирилловского района Вологодской области поступают от экскурсий в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, где памятники не только бережно реставрированы, но и музеефицированы по проектам специалистов ЦНРПМ на европейском уровне. За последние 15 лет архитектором С. В. Демидовым был возрожден архитектурный ансамбль города Нерехты Костромской области. Разработана концепция реставрации здания Большого театра, где ее автор, А. М. Денисов, в предложениях по реконструкции обосновывает возможность сохранения подлинного северного фасада театра с портиком О. И. Бове, большая часть которого сохранилась внутри здания. Особо следует отметить сотрудничество ЦНРПМ с частными инвесторами по возрождению русских усадеб в Никольском-Урюпине, Знаменском-Райке, Братцеве и др. Здесь, безусловно, незаменим опыт работы специалистов мастерских в усадьбах Кузьминки (Е. А. Воронцова), Щелыково (И. М. Смирнова), Коломенское (Е. В. Скрынникова).

Работы ЦНРПМ за последние годы были отмечены национальной премией по архитектуре «Хрустальный Дедал», 6-ю золотыми, 2-мя серебряными и 2-мя бронзовыми дипломами Союза архитекторов России, премией «Золотое сечение», дипломами Международного Союза архитекторов, 36-ю дипломами правительства Москвы за лучшую реставрацию и реконструкцию памятников истории и культуры. В 2003 г. ЦНРПМ были удостоены «Золотого диплома» Союза архитекторов России как лучший творческий коллектив. Мастерские ведут издательскую деятельность, ежегодно проводят итоговые научные чтения, посвященные памяти Л. А. Давида, одного из основоположников ЦНРПМ.

Дата: 04.04.2005
Т. Е. Каменева, Н. Д. Троскина
"Петербургский строительный рынок" 3 (78)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!