|
|||||
1 стр. из 1 Санкт-Петербургский филиал Государственного университета Высшей школы экономики создан в 1998 г. как неотъемлемая часть ГУ ВШЭ в Москве. Университет готовит специалистов международного уровня: экономистов-аналитиков для работы в крупных промышленных компаниях, органах государственного управления, а также высококвалифицированные кадры в области менеджмента, юриспруденции, со-циологии, финансов. О том, как происходит процесс подготовки будущих управленцев в так называемой «кузнице» кадров, состоялась беседа с заместителем декана факультета менеджмента, доцентом кафедры математики Еленой Андреевной ВАНИНОЙ. — Первый вопрос — традиционный: по каким специальностям готовят студентов на вашем факультете? — На нашем факультете менеджмента реализуется две образовательные программы: мы готовим специалистов по программе «Менеджмент организации» со специализацией «Стратегический менеджмент» и «Менеджмент информационных систем»; и по программе «Государственное и муниципальное управление». По первой специальности у нас уже было два больших выпуска, а по второй — выпуск будет через два года (вуз молодой, ему всего 7 лет). Студенты получают фундаментальную подготовку, соответствующую мировым образовательным стандартам, а также знание иностранного языка, достаточное для свободного профессионального общения. — Немного поподробнее о каждой специальности… — «Менеджмент организации». Основную задачу при подготовке менеджеров мы видим прежде всего в формировании базовых знаний — это естественнонаучные дисциплины, например, математика (три года) — формирует стратегический стиль мышления, своего рода тренажер для аналитической деятельности; гуманитарные (языки, второй язык французский) и обще-профессиональные — менеджмент и все его виды, маркетинг, логистика и т. д. Область профессиональной деятельности менеджера — обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, управление малым и средним бизнесом. Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные предприятия экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства. Назову основные виды профессиональной деятельности. Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная. Анализ ситуации на рынке труда Северо-Западного региона по управленческим специальностям позволяет отметить высокую потребность регионального рынка в менеджерах по продажам, финансовых менеджерах, менеджерах по маркетингу и менеджерах информационных технологий, менеджерах по персоналу. Специальность «Государственное и муниципальное управление» дает квалификацию «менеджер государственного и муниципального управления». Исторически наш вуз получил две лицензии на подготовку специалистов, но поскольку организация молодая, то решили эти лицензии осваивать поэтапно, поэтому сначала начали готовить специалистов по первой специальности, а когда такой опыт накопился, открыли набор и на вторую образовательную программу. Программы разнятся. На отделении «Государственное и муниципальное управление» много дисциплин политологических и правовых, ведь готовятся будущие управленцы; много дисциплин, связанных со спецификой городского хозяйства. Поэтому готовим мы не управленцев как таковых, а управленцев в рамках потребности города. Наш директор, Александр Михайлович Ходачек, полтора года возглавляет наш университет, много лет проработал во властных структурах нашего города и имеет свой определенный взгляд на подготовку управленческих кадров. У нас есть так называемая базовая кафедра, которая прикреплена к властным структурам нашего города: то есть люди, работающие на этой кафедре, являются управленцами и одновременно преподают в нашем университете. Студенты имеют возможность работать с практикующими управленцами. На факультете реализуются специализации «Региональное управление» и «Управление в социальной сфере». Они связаны с потребностью в этих специалистах органов государственной и муниципальной власти в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Модель подготовки специалистов ориентирована на: — Состоялось уже два выпуска, какова судьба молодых специалистов? — Мы отследили судьбу первых двух наших выпусков, и статистика такова: 67% наших выпускников довольны той работой, которую они сейчас имеют, 20% в раздумьях и только 15% собираются менять место работы. Я считаю, что это очень положительная статистика. Показателен и такой пример: в канун 2005 г. мы провели встречу выпускников прошлых лет со студентами старших курсов. Мы преследовали определенные цели: хотелось, чтобы наши выпускники поделились с ребятами опытом устройства на работу, рассказали о проблемах первых шагов в новом коллективе и оценили уровень полученного ими образования. Ответы выпускников нас порадовали: уровень своего образования они оценили достаточно высоко. — В каждом вузе ведется определенная научная работа, как обстоят дела у вас? — В университете активно ведется научная работа и внеаудиторная работа. Мы проводим студенческие научные конференции и по их результатам публикуем сборник научных статей. В декабре провели факультетскую конференцию, в апреле пройдет университетская, а в мае состоится неделя факультета, где тоже будет проводится научная конференция. То есть три раза в году наши студенты могут выступить с докладами и опубликовать свои исследования. Таким образом, студенты по окончании учебного заведения могут иметь несколько авторских публикаций. Студенты проходят три вида практики: учебную (ознакомительную), производственную и преддипломную. У нас очень широкий спектр предприятий, с которыми мы сотрудничаем. И практика обычно становится частью диплома. Мы приветствуем тот факт, когда у студентов есть соруководитель на производстве. В результате такого сотрудничества диплом становится «живым», приобретает прикладной характер. В ближайшее время мы планируем вести работу по обмену опытом с зарубежными вузми, а в перспективе и получение двойного диплома для выпускников нашего вуза и зарубежного, где студент проходил стажировку. В Москве такая практика уже есть. — Как Вы считаете, легко ли студенту сегодня учиться? — Стоит сказать о специфике нашего обучения. У нас нет семестров. Мы активно используем современные образовательные технологии. На всех факультетах введена модульная система обучения. При этой системе акцент делается на интенсивную самостоятельную работу студента, контролируемую преподавателями. В процессе учебы студент выполняет большое количество самостоятельных письменных заданий и работ, что позволяет вести текущий рейтинг студента. Учебный год разбивается не на два семестра, а на пять модулей. Это довольно сложно, но все-таки система себя оправдывает. Ребята находятся в постоянном тонусе и расслабляться им некогда. — Существует ли сегодня система распределения выпускников? — К сожалению, сейчас довольно редко предприятия высылают запрос на выпускников. Мы будем всячески приветствовать, если предприятие, где студенты проходили производственную или преддипломную практику, станет их будущим местом работы. Дата: 04.04.2005 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 3 (78)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||