Ступени роста. По материалам компании «СМП-804»

1 стр. из 1

Полвека тому назад небольшой строительно-монтажный участок треста «Транссигналстрой» был направлен в Ленинград для оборудования устройствами автоматики и телемеханики первой очереди метро (от станции «Площадь Восстания» до станции «Автово»). Одновременно монтажники участка занимались привычным делом: строили автоблокировку и диспетчерскую централизацию на Октябрьской ж/д (перегон Клин — Калинин), а также электрическую централизацию на станциях Бологое и Крюково.  Приказом МТС от 25.05.1961 г. Ленинградский строительный участок переименован в Специализированное управление № 674. Затем в 1975 г. управление  было переименовано в Строительно-монтажный поезд № 804.

 Сегодня мало кто помнит то время. Но есть в СМП-804 свой «старожил» — монтажник с пятидесятилетним стажем Олег Ермолаевич Архиреев, 1928 г. р. Вот он на предприятии со дня основания. Самое удивительное: ветеран до сих пор в строю и оснащает средствами автоматики линии метрополитена. Архиреев участвовал в обустройстве практически всех линий Ленметрополитена, а также на перегоне «Лесная» — «Площадь Мужества», в период ликвидации размыва восстанавливал устройства СЦБ, а сейчас трудится на пусковой станции «Комендантский проспект».

За 50 лет коллектив СМП-804 внес большой вклад в развитие народного хозяйства. Построил почти 5260 км автоблокировки и диспетчерской централизации, централизовал 7200 стрелок на Октябрьской ж/д и на всех станциях петербургского метрополитена (более 50) монтировал устройства автоматики и телемеханики. Большая заслуга СМП в совершенствовании технического оснащения Ленинградского железнодорожного узла. Участие в электрификации пригородного движения (Тосно — Малая Вишера, Ленинград — Волховстрой, Ленинград — Выборг и др. направления). Оборудование автоматикой и телемеханикой ж/д при строительстве вторых путей для увеличения пропускной способности на направлениях: Волховстрой — Череповец, Волховстрой — Пе-трозаводск, Апатиты — Беломорск и т. д. В 1984 г. на строительстве комплекса защиты Ленинграда от наводнений монтажники реконструировали и оборудовали электрической централизацией станции Бронка, Лисий Нос, Сысоевская, которые не были приспособлены для пропуска большого потока грузов. Требовалось обеспечить четкую подвозку на «дамбу» песка, щебня, бетона и т. п.

Строительно-монтажный поезд № 804 побывал на всех крупных стройках 1970–1980 гг. Его коллектив участвовал в реконструкции Калининградского железнодорожного узла, строительстве паромной переправы в Клайпеде, подъездных путей Вентспилского порта, Новоталлинского морского порта. Рабочие и специалисты СМП-804 трудились на БАМе, Транссибе, на Дальнем Востоке, в Туркмении, Казахстане, Армении. После тяжелейшего землетрясения в Армянской ССР они помогали ликвидировать последствия стихийного бедствия, восстанавливали ж/д станции Спитак и Ленинакан.

В 1977–1978 гг. монтажники принимали активное участие в строительстве советско-болгарской паромной переправы Варна — Ильичевск, монтировали устройства автоматики и телемеханики на двух станциях и необходимую инфраструктуру. А поскольку ширина ж/д колеи в Болгарии европейская, т. е. же российской, строили и пункт перестановки вагонов, где меняли вагонные тележки. Это огромное хозяйство: на один паром загружается 108 ж/д вагонов, требующих замены всех вагонных тележек. Постоянно курсировали четыре парома. Руководил группой советских специалистов Иван Иосифович Недвецкий, ныне зам. директора СМП-804. Он вспоминал:

— Болгарам понравилось, что мы работаем хорошо и быстро, пригласили строить электрическую централизацию крупных станций в Софии, Пловдиве, Старой Загоре. Кроме того, заканчивали монтаж устройств автоматики в Софийском метро.

Опыт у нас большой, наработанный десятилетиями, в том числе на сложных и специальных объектах. Всегда требовались мобильность и способность выполнять работы в любой точке страны и за ее пределами. Поэтому наши инженеры, мастера, бригадиры, прорабы, электромонтажники и сегодня обеспечивают высокое качество исполнения монтажных работ, своевременный ввод в строй объектов. У нас есть, кем гордиться. Много сил и таланта в успехи нашего предприятия вложили, кроме упомянутого Архиреева, его коллеги электромонтажники в метро Олег Георгиевич Киселев (47 лет стажа в СМП), Леонид Михайлович Орлов (40 лет), прораб Борис Израилевич Зарецкий (39 лет), ведущий инженер-экономист Лев Абрамович Кишиневский, заслуженный строитель СССР Юрий Николаевич Добрынский.

СМП-804 пришлось на своем веку заниматься различными работами. В том числе рубить лесные просеки и строить высоковольтные линии электропередачи напряжением 6–10 тыс. вольт (вдоль ж/д линии Калинин — Клин), заниматься связью. Потом эти виды деятельности взяли на себя другие тресты Минтрансстроя. А «Транссигналстрой» и его подразделения (СМП 804, 805, 808 и т. д.) строили автоматику и телемеханику на железных дорогах. Системы модернизировались, постепенно обновлялись устройства. Учились быстро осваивать новую технику электромонтажники. Больше всего модернизировались приборы, появилась новая аппаратура. Вместо контактных реле появились бесконтактные, с улицы многие приборы убрали в помещения, диспетчерские пульты теперь оснащены компьютерами с дисплеями, микропроцессорной техникой. Новое оборудование выпускают Санкт-Петербургский, Лосиноостровский (под Москвой), Камышловский, Армавирский и др. электромеханические заводы. Специзделия сигнализации, централизации и блокировки производит Екатеринбургский завод «Транссигналстрой».

Сейчас монтажники СМП-804 трудятся на реконструкции под скоростное движение магистрали Санкт-Петербург — Москва (участок Рябово — Клин). По новой технологии кабель (от 3 до 60 жил) укладывают в траншею не сразу, а сначала в полиэтиленовые трубы. Среди других сдаточных объектов электрификация участка в Карелии от Иделя до Свири. Здесь интенсивные грузоперевозки, поэтому необходима электрификация и, соответственно, монтаж новых устройств автоматики, чем и занят коллектив СМП. Столь же важный участок — порт «Высоцк», распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов, электрическая централизация станции Нефтяная.

Вначале у монтажников было много ручной работы. Потом появились механизмы для рытья траншей на базе дрезины. Затем изобрели бестраншейный способ прокладки кабеля. На платформе, которую тянет тепловоз, смонтирована энергоустановка и большой  нож, внутрь которого закладывается кабель. Нож, как плуг, взрывает землю на необходимую глубину 80 см, оставляет кабель, а щель тут же засыпается. Это устройство сейчас применятся на электрификации «мурманского хода» на участке от Свири до Иделя. Но и теперь руки рабочего — самый надежный и безотказный инструмент, потому что сложные геологические условия преодолевает только человек. Да и климатические тоже. Стойкие, физически крепкие, мужественные люди, они трудятся в жару и мороз, на пустынных, болотистых, степных, каменистых участках. Им знакома не только чистая, «интеллигентная», но и черная земляная работа, когда надо рыть траншеи, копать котлованы, тянуть кабель. Если место работы находится далеко, применяют вахтовый метод: три недели бригада занимается монтажом устройств, четвертую приезжает на отдых. Провести отпуск можно на Черном море, где у ОАО есть своя база в Лоо.

В электромонтажники отбор достаточно строг. Не только по здоровью (железная дорога место повышенной опасности, и люди здесь нужны крепкие во всех смыслах), но и по знаниям. Испытательный срок два месяца. Если молодые люди проявляют интерес к профессии, руководство СМП-804 направляет их вг. Ковров (Владимирская обл.) в профильный техникум, на спецкурсы. Монтаж автоматики — интересное и перспективное дело. Достаточно сказать, что технологии сигнализации и централизации постоянно претерпевают изменения. Некоторые участки железных дорог монтажники СМП обновляли уже трижды за сравнительно короткий промежуток времени.

Железная дорога не прекращала движения ни на час в любой экономической формации, она всегда нуждается в обновлении и развитии. Поэтому трест «Транссигналстрой», преобразованный в 1992 г. в ОАО, и его подразделения, строительно-монтажные поезда, достаточно безболезненно пережили изменения в структуре транспортного строительства при переходе от СССР к суверенной Российской Федерации.

В области оснащения системами автоматического регулирования движения поездов на железных дорогах, в метрополитенах, на подъездных и внутризаводских путях предприятий, морских и речных портов трест по-прежнему занимает ведущее положение. СМП-804, которое возглавляет опытный специалист Владимир Григорьевич Солодовник, одно из передовых подразделений «Транссигналстроя». Сам Владимир Григорьевич изучал географию мира по километрам дорог, оснащенных средствами СЦБ. Он трудился на полуострове Ямал у берегов Ледовитого океана и в пустынной Монголии, на Украине и в Белоруссии. Сейчас поле деятельности несколько сузилось, его СМП действует «всего лишь» на пространстве от Мурманска до Москвы, имея постоянный план работы на год вперед. Главное, конечно, не в перечне краев и областей, где востребованы электромонтажники, а в том, что по безопасности перевозок Российские железные дороги одни из первых в мире (при пассажиропотоке 2,5 млрд. человек в год). Систему безопасности железнодорожных перевозок создают, в том числе, работники СПМ-804. Они охраняют достоинство профессии и передают свои навыки тем, кто идет им на смену.

Полувековой юбилей «ленинградский» Строительно-монтажный поезд встречает хорошей новостью — вводом в строй станции Петербургского метро «Комендантский проспект».

— В метростроении мы работаем на заключительном этапе, — замечает И. И. Не-двецкий. — Все, кто действуют перед нами, могут отодвинуть сроки, лишь мы не имеем на это права. Сразу вслед за сдачей в эксплуатацию устройств автоматики и телемеханики пускают пробные поезда, затем начинается регулярное движение.

На замыкающем лежит особая ответственность. Но СМП-804 еще ни разу в своей истории не подвел заказчика. Такой уж у них принцип: никого не подводить.

Дата: 14.04.2005
Виктор Малков
"Федеральный строительный рынок" 2 (38)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!